Уханов Юрий Николаевич
преподаватель по классу саксофона 
МБУДО ?орловская детская хоровая школа?


РОЛЬ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

О концертной деятельности, о поведении исполнителя на сцене проведено немало исследований. Однако, до настоящего времени не получила должного освещения проблема концертной деятельности педагога. Музыка и для композитора, и для исполнителя есть определенным образом отраженный мир психологических настроений, восприятия пережитого, окружающего мира или чувств. И даже слушатель, воспринимая музыку, становится соучастником музыкального действа, он сочувствует, сопереживает.
Музыкальное творчество, а именно концертное исполнительство, с одной стороны, отражает некий потенциал педагога-музыканта, а с другой — становится стимулом своего развития, самосовершенствования. Анализируя собственную концертную деятельность, успехи и недочеты в выступлениях он быстрее найдет путь объяснить ученику, как следует готовить музыкальное произведение к исполнению на концертной эстраде.
Э. Б. Абдуллин указывает на творческий характер исполнительской деятельности учителя музыки, которая ?проявляется, прежде всего, в следующих аспектах: в своеобразии осуществляемых им интерпретаций исполняемых инструментальных и вокальных произведений; в умении продемонстрировать учащимся одно и то же произведение в различных интерпретациях как примеры возможности сосуществования различных подходов к художественному прочтению музыкальных произведений; в способности пробудить своим творческим показом желание у учащихся осуществлять попытки пытки создания собственных вариантов интерпретаций разучиваемых и исполняемых произведений? [1: 162-163].
Исполнительская деятельность педагога музыканта включает в себя следующие разновидности:
игра на инструменте (соло);
игра на инструменте в оркестре (ансамбле) с обучающимися;
сольное пение; пение в хоре (ансамбле) с обучающимися;
дирижирование;
музыкально-пластическое движение.
Особенности творческого процесса в рамках музыкально-исполнительской деятельности заключаются в педагогической направленности, которая предполагает:
ориентацию на аудиторию обучающихся соответственно звеньям системы музыкального образования (школа - училище - вуз);
стремление актуализировать художественные образы на основе собственного исполнения музыкальных произведений;
вовлечение обучающихся в совместную исполнительскую деятельность (?урок-дуэт? /педагог-учащийся/, ?урок-концерт?, ?класс ансамбля?, ?класс оркестра?, ?хоровой класс?);
активизация творческого потенциала обучающихся на уровне эстетического сознания, которое включает в себя интересы, потребности, вкусы, способности, ценностные ориентации, мировоззрение в целом;
активизация творческого потенциала обучающихся на уровне бессознательного (иррациональности интуиция, импровизация, чувства, эмоции, внутренние состояния / приподнятое настроение, озарение, вдохновение);
активизация самостоятельной работы обучающихся;
через музыкальное исполнительство познание мира художественных образов в целом.
Следует отметить, что концертные выступления педагога должны быть ярким событием в музыкально-творческой жизни обучающихся. Их воспитательное и учебное значение трудно переоценить. Подобные концерты сами по себе являются прямым продолжением теоретико-методической составляющего художественно-педагогического процесса. Тот преподаватель, который выступает со своими учениками, при этом открывая им дверь в мир исполнительского мастерства, обладает куда большим педагогическим потенциалом, чем учитель, утративший навыки игры. Поиск интересных подходов использования исполнительской практики в музыкально-творческом процессе - важная задача, стоящая всегда перед педагогом и обучающимися.
 Профессиональная культура педагога-музыканта предполагает наличие высокого уровня овладения педагогикой; обладание комплексом специальных знаний в области музыкального искусства, умений и навыков; профессионально важных качеств личности, которые дают возможность педагогу эффективно организовывать учебно-познавательную деятельность учеников, и осуществлять целенаправленно образовательный процесс.
Исполнительская деятельность педагога-музыканта важная составляющая его профессионального мастерства. Бытует мнение, что так называемая серьезная музыка доступна лишь знатокам, но это не так. Прекрасная, возвышенная музыка, в сущности, доступна всем. Дело в глубине чувств и мыслей, заложенных в произведении, в контакте музыкального содержания и музыкального выражения в исполнительской интерпретации.
Педагог, который бывает до глубины души своей потрясен музыкой и работает, как одержимый, кто страстно любит музыку, тот овладеет виртуозной техникой, сумеет передать художественный образ произведения. Он не только будет исполнителем, но и сможет своим мастерством заразить учеников, вызвать эмоциональный отклик в их душах, пробудить активный познавательный интерес к музыке.

Библиографический список:
 Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования:учебник для студентов. — М.: Музыка, 2006.334 с.