Роль личности педагога в формировании личности ребёнка на уроках хореографии.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомно-физиологической основы будущих способностей, на других идёт становление задатков небиологического плана, на третьих складываются и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываются друг на друга.
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым и пренебрежение этими факторами неизбежно ведёт к неудаче. Основными факторами являются методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и т.д., но не менее важным фактором детского развития является сам педагог, который берёт на себя роль учителя и воспитателя. И здесь основным является личность педагога, его профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к нему, и путём профессионального самосовершенствования.
Педагог-балетмейстер – профессия творческая, она требует от человека, выбравшего её, очень много: и знаний, и трудолюбие, и умения работать с людьми, и, конечно же, таланта.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьёзных требований. Среди них можно выбрать главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем и воспитателем, и второстепенные, соответствие которых не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом научить и воспитать другую личность. Как главный, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общении педагога, к его особенностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времён и народов, и изменчивые, обусловленными особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живёт и работает педагог.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности наличие социальных знаний по хореографии, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Необходимость найти нужное «слово» для выражения мысли и чувства того или иного образа, героя, в хореографии заставляет педагога-балетмейстера развивать свою фантазию, обогащать палитру выразительных средств. Творческое отношение к своей профессии и увлечённость своим трудом – обязательные условия для достижения успеха.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, хороший вкус и т.д.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которых каждый хороший педагог представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Для того чтобы сделать обучающегося личностью сейчас нам как никогда нудны именно личности, соответствующие требованиям времени – сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, самостоятельностью, инициативностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.
Так как в хореографическом искусстве обучение в основном происходит путём зрительного восприятия, предлагаемого к изучению материала, то важным моментом в развитии способностей детей является комплексность, то есть одновременное совершенствование взаимо дополняющих друг друга способностей.
Многоплановость и разнообразие приёмов обучения хореографии предъявляют к деятельности педагога следующие требования: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребёнка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей, а в дальнейшем и становлении, как личности. Такая деятельность всегда связана с созданием чего либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это сама по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям его к приложением необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей, если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. В данном аспекте нельзя недооценивать личность педагога в поддержании интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию, превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.
Обучение хореографии, как упоминалось ранее, происходит через зрительное восприятие и на первых порах ученики невольно заимствуют исполнительскую манеру своего учителя. Затем, когда у них появится уверенность в своих силах и некоторая самостоятельность действия, необходимо постепенно предлагать им вкладывать в каждое учебное задание своё исполнительское чувство, своё отношение к нему, то есть проявлять свою манеру движения, не нарушая при этом строгого академического стиля.
В этот период надо очень внимательно следить за тем, чтобы учащиеся проявляли искренность и безыскусственность действия, так как «играть2 манеру движения нельзя, она должна рождаться естественно, а не по принуждению. Подобный учебный подход позволит учащимся «найти себя», свою индивидуальность, что немаловажно для актёрского самовыражения и становления личности в целом.
Кроме того, надо избегать однообразной, монотонной манеры движения. Исполнительская и общая культура танцовщика определяет его манеру движения, которая, разумеется, без точной выучки не может быть воспитана, так же как совершенная техника и движения без соответствующей культуры.
Манера движения – это пластическое средство выражения индивидуальности танцовщика, это своё, а не чужое исполнительское творчество, а не подражание педагогу. Воспитать творческую личность ребёнка способен лишь сформировавшийся, как индивидуальность педагог. Каждый взрослый человек, сознательно выбравший профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. Чем больше среди педагогов окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и форма поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности авторов и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без неё результаты неизбежно оказываются иными. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно оставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Любой педагогический опыт буквально копировать не стоит, воспринимая главное в нём, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, то есть яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и восприятия детей на основе заимствования передового опыта.