* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Strong {font-weight: bold;}

Роль математики в развитии творческого мышления и творческих способностей учащихся начальных классов

Работая с детьми, имеющими нарушение интеллекта, в специальной (коррекционной) школе VIII вида на должности учителя начальных классов с 2006 года, столкнулась со следующей проблемой: дети данной категории испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много.

Одна из них, пожалуй, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведет к серьезным последствиям: растет число неуспевающих или троечников, а сам предмет кажется учащимся недосягаемым.

Одной из причин, объясняющих это явление, может быть то, что детей слишком рано отрывают от любимого занятия, от игры, и по традиции сажают за парты для серьезного изучения наук, в том числе, математики.

Проблема начального обучения математике была и остается очень важной и сложной, ведь на этом этапе у ребенка закладывается тот фундамент, на котором закладывается все его дальнейшее математическое образование.

Каким же образом маленький ребенок, только что вступивший в мир математики, может самостоятельно понять, что за числом, которое преподносится ему взрослым как нечто простое и первично данное, скрываются сложные абстрактные понятия.

Ребенку с нарушением интеллекта этот процесс дается гораздо сложнее и медленнее, чем его нормально развивающемуся сверстнику.

В реальной практике в коррекционной школе большую часть коррекционно-развивающей работы педагоги проводят во второй половине дня и базируют ее на внеучебном материале. Однако, именно урок должен быть основной формой организации коррекционно-развивающего обучения.

Целью моей работы стало доказать результативность использования интерактивных форм и методов обучения при формировании навыков устного счета, повышение познавательного интереса к урокам математики в коррекционной школе Задачи, которые я ставила в данной работе:

1)изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.

2)подобрать оптимальные виды устных упражнений для успешного формирования навыков устного счета и повышения познавательного интереса к урокам математики.

3)сделать выводы и дать рекомендации по использованию данных видов устных упражнений.

4)дать рекомендации по использованию данных упражнений

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Формируя у детей с нарушением интеллекта на наглядной и наглядно-действенной основе первые представления о числе, величине, фигуре, я одновременно ставлю и решаю в процессе обучения математике задачи развития наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления этих детей.

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца. Уроки математики одновременно с вооружением учащихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических, решения задач), умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения математики с жизнью, с профессионально-трудовой подготовкой учащихся.

 

Ссылки на источники

Арнхейм

Р. Визуальное мышление. – М.,1981. – 368 с.

Божович

Л. И. Проблемы формирования личности. – Воронеж, 1995. – С. 332.

Белозерских Г. М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа – 1994. – № 11. – С. 22–24.

Блонский

И. Д. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1994 – 262 с.

Гребцова

Н. И. Развитие мышления учащихся. //Начальная школа. – 1994 - № 11. – С. 24–27.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999. – 368 с.

Исследование мышления в психологии / Под ред. Е. В.

Шороховой

. – М., 1969 – 214 с.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка – М.,1999 – 528 с.

Тихомиров О. К. Психология мышления. МГУ, 1969 – 131 с.