Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»

Методический доклад

«Роль педагога-наставника в воспитании успешного музыканта»

Заместитель директора

по музыкальному воспитанию,

педагог дополнительного образования

(по классу баяна, аккордеона)

Голубова Марина Леонидовна

г. Керчь - 2024

Роль педагога-наставника в воспитании

успешного музыканта.

Педагог – это центральная фигура в процессе обучения и формирования ученика - музыканта. От его педагогического мастерства и умения, от набора его человеческих качеств зависит судьба ученика. Самостоятельно обучиться профессиональным навыкам игры на инструменте еще никому не удавалось.

Выдающийся педагог Вера Горностаева подчёркивала: «Путь развития музыканта во многом зависит от того, как сложатся отношения учителя и ученика. Можно без преувеличения сказать, что личность педагога играет значительную роль. Он «растворяется» в ученике, отдавая себя бескорыстно и безвозмездно. Талант учителя подразумевает дар общения, умения влиять по-музыкантски и по-человечески, способность вникать в духовный мир каждого ученика. В системе отношений учитель-ученик есть своя стройность, справедливость, гармония, ибо отдавший – приобретает. Педагогическое творчество, как и всякое иное, преобразует самого творца, обогащает его. Успех ученика – вот конечная цель педагога».

В качестве основополагающего условия успешности ученика следует выделить наличие сформированного комплекса компетенций у преподавателя. Педагог, обладающий компетенциями как системой профессиональных и личностных качеств и способностей, является, с одной стороны, носителем определенных ценностей, вкусов, художественно-эстетического и педагогического сознания, различных типов культуры (информационной, профессиональной, музыкально-исполнительской эстетической, общей и т.д.). С другой – эталоном, примером для своих учеников.

В качестве основополагающих компетенций педагога рассматривают социально-личностные, академические и профессиональные.

Представляя собой интегрированную характеристику действий, социально-личностные компетенции основаны на персональности:

самостоятельность,

гибкость,

адаптивность решений и действий в зависимости от условий и педагогических ситуаций,

саморефлексия,

саморегуляция,

коммуникативности:

контактность,

общительность,

умение выстраивать межличностные отношения в образовательном процессе,

умение

проявля

ть организаторские способности;

информационности:

с

истема обобщенных знаний и навыков, проявляемых во взглядах убеждениях,

поиск

и передачи ценностно значимой информации ученикам как вербально, так и в музыкаль

но-исполнительской деятельности

.

С социально-личностными компетенциями педагога-музыканта неразрывно связаны академические, которые базируются на узкопрофессиональных знаниях, необходимых для осуществления успешной деятельности в области музыкально-эстетического обучения и воспитания. Основной признак данных знаний – системность, включающая историко-теоретическое, методическое и практическое информационное поле.

Академические компетенции педагога-музыканта взаимообуславливают профессиональные умения и навыки, как проявление способности рационального взаимодействия с обучающимися:

технически совершенно исполнять музыкальные тексты в процессе их демонстрации ученикам;

доносить замысел композитора;

развивать способность мышления учащихся, их эмоциональный интеллект, музыкальные способности;

активизация

творческой деятельности;

реф

лексия

результато

в педагогической деятельности

планирования траекторий педагогического воздействия для достижения поставленных целей и задач образовательного процесса.

Поисковый характер деятельности учителя формирует у него потребность:

в самообразовании;

в изучении передового опыта;

повышении св

оего педагогического мастерства;

уровня профессио

нального саморазвития.

Cпециалист должен постоянно пополнять свои знания и умения, применять игровые, творческие и развивающие методики, которые помогают сформировать у обучающихся увлечённое отношение к миру искусства. И, независимо от того, выберут ли их будущие выпускники путь музыкантов-профессионалов или нет, они вырастут духовно глубокими, эстетически грамотными, культурными людьми и творческими личностями.

Важно заметить, что совершенствование мастерства педагога происходит в том случае, если он будет анализировать все удачи и неудачи собственных методов и приемов, знакомиться с работой коллег, изучать передовой опыт, совершенствовать игру на инструменте, так как учить можно лишь тому, что хорошо умеешь делать сам. Тогда преподаватель может передать свои знания своему ученику.

Психологи полагают, что музыкальной личности свойственны жадность к жизненным впечатлениям, стремление к познанию окружающего мира во всех его проявлениях, из чего следует, что личность музыканта должна интеллектуально развиваться и иметь широкий кругозор, обладать трудолюбием и упорством в достижении цели. «Если ты хочешь быть значительным музыкантом», - говорил ученикам Ференц Лист, - ты должен постараться стать значительным человеком».

По мнению музыкального психолога В.И. Петрушина особенности личности музыканта кружатся вокруг пяти «Т»: талант, творчество, трудолюбие, терпение, требовательность.

Воспитание таких необходимых исполнительских качеств как настойчивость, сосредоточенность, внимание, очень значимо в музыкальной педагогике. Именно внимание способствует качественному освоению навыков, а настойчивость и активность восприятия дают возможность быстро продвигаться вперёд.

Внимание и концентрация - фундамент успешной работы исполнителя. «Сосредоточенность - это первая буква в алфавите успеха», - сказал И. Гофман.

В.И. Петрушин на основании изучения творчества именитых музыкантов утверждает, что выдающиеся исполнители отличаются не только высоким уровнем развития музыкальных способностей по сравнению с рядовыми музыкантами, но и обладают высоким уровнем развития внимания. Умение концентрировать внимание на главном даёт возможность добиться значительных результатов.

«Какой прок от самых талантливых действий педагога, если у ученика не хватает исполнительской воли», - писал известный педагог Г. Гинзбург, подразумевая в этом высказывании контроль за игровыми действиями.

Воля - это стремление к цели, настойчивость к её достижению, несмотря на возможные трудности. «Воля крепнет в преодолении себя», - говорили Аристотель и Сенека. Уверенность - это не что иное, как атрибут воли. Чувство уверенности должно воспитываться в любой деятельности и влияет на результативность. Чтобы результат работы преподавателя и ученика - исполнение программы на концерте или конкурсе - выглядел художественно и технически прилично, нужна вера ученика в свои силы и возможности.

А. Алексеев в собственном труде «Методика обучения игре на фортепиано» писал об этой проблеме так: «Отношение к труду, как и к творчеству, не совместимому с безразличным, незаинтересованным отношением к делу, включает в себя понятие увлечённости - высшей точки развития волевых качеств человека, музыканта»

Только развитие волевых качеств на протяжении всего периода обучения поможет найти выход и достичь успеха. Ключевым подспорьем является психологическая поддержка преподавателя как важнейшее условие создания предпосылок успешного выступления ученика. Ободрить словом, вселить уверенность («у тебя обязательно получится»), усилить мотивацию («это так важно для тебя и меня»), подчеркнуть положительные качества ученика («ведь у тебя такой звук, техника»), суметь скорректировать психологическое состояние юного музыканта в целом и есть мастерство преподавателя как наставника и друга. Г. Нейгауз пишет в книге «Искусство фортепианной игры»: «Уверенность является предпосылкой свободы и надо прежде всего добиваться именно её».

Задача современного педагога – создать с детьми прочную эмоциональную связь, чтобы дать им возможность развить прежде всего свою индивидуальность. Что такое индивидуальность? Индивидуальность – это взаимодействие природных данных и влияния окружения. От окружения зависит не только развитие потенциала ребёнка, но и его мысли о себе и о мире. Можно иметь потенциал гения, но если родители и учителя обесценят устремления, то человек потеряет связь с важной частью себя. Дальше он живет по навязанным представлениям, закономерно впадает в апатию. Выбор окружения влияет на судьбу. Под его влиянием формируются и мысли, и приоритеты, и системы ценностей. Немецкий поэт, органист, композитор XVIII века Даниэль Шубарт говорил: «Музыкальная одаренность – природный дар человека. Как она разовьется, зависит лишь от среды, в которой растет человек».

Занятия музыкой дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память. Перефразируя слова В.А. Сухомлинского, можно сказать, что без музыки нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Занятия музыкой должны войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.

Удивительно то, что в разные времена выдающиеся педагоги говорят об одном и том же. Педагог должен дать возможность ребёнку почувствовать себя нужным этому миру, гордиться собой, верить людям. Строгость и требовательность в сочетании с искренней любовью никогда не производят действия обиды. Это есть Высшая Справедливость, которую дети прекрасно чувствуют и в которой они нуждаются.

Список литературы

1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: «Музыка», 1973. – С. 57, С. 141.

2. Баренбойм Л. За полвека. М.: «Музыка», 1989. – С.319.

3. Гутовец М. В. Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе // Молодой ученый, 2015. №22.3. – С. 6-8.

4. Землянский Б. О музыкальной педагогике. М.: «Музыка», 1987. – С.17.

5. Мапуренкова Е. О педагогике Листовой В.В. М.: «Музыка», 1991. – С.31.

6. Сафронова О.А. Дифференцированный подход в развитии творческого потенциала учащихся на занятиях фортепиано // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014. – Т. 20. – С. 3016–3020.

7. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. К.: «Советская школа», 1973. – С.23.