Дедер Татьяна Владимировна,
воспитатель бюджетного дошкольного 
образовательного учреждения города Омска  
?Детский сад № 329 комбинированного вида?     


Формы, приемы и методы воспитания 
у дошкольников уважения к матери и отцу

Семья дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. ?Почитай отца твоего и матерь твою?, так говорит одна из заповедей в Библии. Родители дали каждому из нас жизнь. И уже за это достойны уважения. В наше время в детях трудно воспитывать уважительное отношение к другим, потому что многие люди сами  разучились уважительно относиться  и к своим близким, и к окружающим их людям. Поэтому важно в детях воспитывать уважение  к матери, к женщине, к отцу, уважение к взрослым и старшим людям. Дети, особенно мальчики, подражая отцу, перенимают его манеру поведения. Маленький ребенок ближе всего к маме и  потому, именно с неё он берёт первый пример,  как нужно относиться к людям. Поэтому от того, как мама относится к людям, будет во многом зависеть отношение ребенка к людям и к ней самой. Если мать подаёт пример вежливого, заботливого, великодушного отношения  к мужу, к своим родителям, к свекру и свекрови, то уже одно это будет  настраивать детей  на доброе, уважительное отношение к людям. Вот так дети  учатся уважению и вежливости.
Большое значение в вопросе уважения к родителям, пожилым людям, сверстникам принадлежит в первую очередь родителям. Беседуя с родителями, уже на первых порах прихода детей в дошкольное учреждение мы подчеркиваем, что очень важно, чтобы о близких, да и о дальних родственниках, ребенок  слышал как можно  больше хорошего,  тогда он будет их уважать, и будет с ними поддерживать отношения. Уважение к родителям ребёнок перенимает от самих родителей, он хорошо видит, а главное  чувствует, как папа любит маму, и бережно, с уважением к ней относится, и как  мама тоже с большим уважением  относится к отцу. Ребёнок видит, как родители помогают друг другу, заботятся и о нём и друг  друге. Ребенок видит, как его родители  с уважением относятся  к своим старым родителям, к его бабушке и дедушке, и как о них заботятся.  Всё это ребенок запоминает,  это входит в его подсознание и остается там навсегда. Вот  так дети начинают уважать и слушаться  родителей. Родительский авторитет для детей, в этом случае, остается  незыблем всю их жизнь, поэтому дети и  не бросают своих родителей, а наоборот, заботятся о них, когда родители состарятся. Поэтому необходимо прививать детям  культуру общения с малых лет. 
Мы провели консультации для родителей по темам: ?Самое главное для ребенка это родители?; ?Мальчик – будущий мужчина, девочка – будущая женщина?; ?Формирующими разум, мысли ребенка являются мать и отец?.  Очень интересно прошло родительское собрание в форме ?круглого стола?, на котором мы предложили родителям игру ?Скажи комплимент своему мужу, жене?. Мамы и папы, т.е. мужчины и женщины вначале затруднялись и не находили нужных слов. Это подтверждает тот факт, что умению находить приятные слова, говорить комплименты надо учить и лучше как можно раньше. 
Родители должны дружно стоять друг за друга и беречь свой авторитет  перед детьми. Очень плохо, когда ребёнок нагло грубит  одному из родителей, а второй – не вмешивается. Особенно некрасиво это выглядит со стороны отцов, ведь мужчина  обязан всегда защищать женщину. А если женщина вынуждена защищать  себя сама, то это печально. Сегодня дети не уважают и обижают мать, завтра они поднимут руку и на отца.
Уже с младшего дошкольного возраста много беседуем с детьми о том, что необходимо взрослых называть на ?Вы?, не встревать во взрослые разговоры, не перебивать взрослых и почтительно их слушать. Учим детей быть вежливыми  с мамой, папой, со сверстниками, с педагогами. Учим мальчиков не обижать девочек, ведь девочки – это будущие мамы, а девочек учим быть ласковыми , нежными, заботливыми. Учим помогать пожилым людям, уступать место в автобусе бабушкам и дедушкам, не повышать голос на родителей.
 Мы учим детей проявлять благодарность, ведь без неё уважения не достичь. Прежде всего, мы разобрали происхождение этого слова – ?благо? и ?дар?.  Неблагодарный человек  не ценит  ни других людей, ни то, что они для него делают. И как тесно это связано с проблемой родительского авторитета. Очень важно учить детей заботиться о близких людях. А порой не просто учить, но и принуждать. Далеко не все дети по характеру отзывчивы и доброжелательны. Есть и такие, которым нравится только брать, получать и не отдавать. Также детям мы показываем, как помочь родителям, играя в  игры ?Семья?, ?Магазин?, ?Больница? и т.д. 
Так же формируем у мальчиков и девочек представления об этических нормах общения вне зависимости от пола. Если заходишь  в группу, необходимо здороваться, желать доброго утра, хорошего здоровья за столом желать приятного аппетита, благодарить за помощь, говорить: ?пожалуйста?, ?извините?. Все эти знания  дети переносят домой, и используют их в жизни.
Через сюжетно-ролевую игру ребята узнают о том, что в семье живут люди разного возраста и пола : мальчики и девочки (братья и сестры) – дети; мужчины и женщины (папы, мамы, тети, дяди) – взрослые; старшие (дедушки, бабушки) – пожилые люди. Совместная игра знакомит мальчиков и девочек с обязанностями родителей (заботится, сохранять, предупреждать) и детей (слушаться, проявлять самостоятельность, заботится) в семье. Дети осваивают мужские и женские навыки и умения (выносить мусор, вытирать пыль, пылесосить, готовить пищу, гладить, вести беседы). Так мы приучаем ребят проигрывать в играх общность и отличие своих действий, характерных для мам и пап, сравнивая игровые и жизненные ситуации.
Прививая детям через проблемные ситуации, навыки культуры поведения,  учим детей правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Например, мальчиков  важно с малых лет учить  уступать  маме и бабушке место, помогать им, нести пакеты, открывать и держать дверь в подъезд, пропуская их вперед, при выходе из автобуса  подавать руку.?Самое лучшее, конечно, чтобы отцы, деды, крестные, старшие братья и прочие родственники служили  достойным примером. Папе следует чаще говорить при детях своей жене  что-то хорошее, вместе с ними делать для мамы  приятные сюрпризы, дарить подарки. Маме надо рассказывать детям о себе, о своем детстве, школе, друзьях и т. п. Ведь мать – это целый Мир, для ребенка его мама  человек уникальный. Узнавая её вкусы, интересы, умения, ребёнок  обогащает и свой внутренний мир, развивается более интенсивно и гармонично. А ведь сейчас многие дети не знают даже простейших вещей: что любит мама, чем интересуется. А все ли помнят, какого цвета у мамы глаза? А когда у нее день рождения??
Родителям необходимо советовать, какие книги лучше приобретать в семейную библиотеку. Учить их семейному чтению. Вот и мы на занятиях, в свободной деятельности  читаем детям хорошие стихи, сказки, легенды, былины, притчи, рассказы и повести, в которых воспевается материнская любовь, обсуждаем их с детьми. Сказка учит торжеству справедливости. В сокровищнице мировой литературы и искусства накоплено множество талантливых произведений, помогающих сформировать - у ребенка идеальный образ матери и отца, и  то отношение к ним, которое испокон веков считалось  правильным и которое сейчас так искажено. Сказки: ?Семейные заповеди?, ?Красная шапочка?, ?Хроменькая уточка?, ?Кукушка?, ?Сказка, про маму и папу?.  Рассказы: ?Посмотри на папу посмотри на маму?, ?Мой папа замечательный отец?. Стихи: ?Посидим в тишине?, ?Вот какая мама?, ?Колыбельная для мамы?, ?Любимый папочка? . Искусство обладает огромной силой  воздействия на душу человека. Тем более ребёнка, повышенно впечатлительного. 


Используемая литература:
Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ?.- М.: Центр педагогического образования, 2007.-144с.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера, 2003.-128с.
Шахманова А.Ш. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дефицита общения с родителями.- М.: Школьная Пресса, 2008.-96 с.











HYPER13PAGE  HYPER15


4