Роль развивающих игр В.В Воскобовича в формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений

Для дошкольников игра имеет ключевое значение в жизни. Потребность в игре у детей занимает важное место даже в первые годы их обучения в школе. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ребенку ощущение свободы, позволяющая реализовывать себя наиболее полно, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Дети в игре «творят» настоящее будущее. В этом заключается назначение игры.

В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не преследуют никаких других целей, кроме как получения удовольствия, получения удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил.

В целях решения некоторых образовательных задач необходимо использовать и направлять потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста. Если игра будет включаться в целостный педагогический процесс, то она может быть средством воспитания. Воспитатель может воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на волю, на сознание и на поведение в целом, просто руководя игрой и организуя жизнь детей в игре.

Отличительная способность игровой деятельности в ее добровольности.

Для дошкольников игра имеет большое значение: это и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания, и способ познания окружающего мира.

Формирование элементарных математических представлений играет важную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей дошкольного возраста.

Формируя у детей элементарные математические представления, воспитатель ставит перед собой педагогические задачи: такие как развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения. Известно, что без этих важных качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Практика работы показала, что чем интересней игровые действия, используемые на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.

Ребята пришли к нам в три года, многие из детей, поступивших к нам в группу не посещали ранее детский сад. Поэтому проводя с детьми организованную учебную деятельность, мы отметили, что дети не отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, а память и внимание очень слабо развиты.

Нас это, конечно, насторожило, с помощью среза знаний, нами были выявлены дети, особо нуждающиеся в помощи. Дети ошибались при счете, многие не знали геометрические фигуры, не могли ориентироваться во времени. Занимаясь самообразованием, нами была изучена новая литература, пройдены курсы подготовки воспитателей по теме развивающие игры Воскобовича, в итоге, после прохождения курсов по игровым технологиям В. Воскобовича мы пришли к выводу, что, Используя различные развивающие игры, занимательные упражнения в своей работе, мы можем исправить пробелы знаний у детей. Нами была взята на вооружение эта технология. Уникальность этой технологии в том, что все развивающие игры Воскобовича построены на сказках. Сюжет сказок может развивать не только сам педагог, но и сами дети. Сказки интересны и понятны детям, поэтому и эти игры сразу же стали близки и занимательны. В центре сюжета фиолетовый лес- это мир фантазии и творчества, населенный сказочными существами, в котором есть волшебные поляны, реки, озера и даже острова « Сказки Фиолетового леса» содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями сказочных персонажей и одновременно с проблемными задачами, упражнениями на моделирование и логику. «Фиолетовый лес» используется нами для проведения образовательной деятельности по сюжетам сказок.

Уже несколько лет мы углубленно работаем над темой: «Влияние развивающих игр на развитие детей дошкольного возраста» Использование этих игр в своей педагогической деятельности позволило нам перестроить образовательную деятельность детейнести в привычные занятия больше игровой деятельности.

Все игры В.В Воскобовича объединены по принципу постепенного и постоянного усложнения. Использование развивающих игр в организованной учебной деятельности и в свободное время способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Существует много развивающих игр и упражнений, влияющих на развитие творческих способностей у детей, они оказывают действие на воображение, способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

Для активизации детей в организованной деятельности мы используем развивающие игры Воскобовича. Сначала знакомим детей с содержанием игры, потом объясняем правила игры, при этом обращаем внимание на правильность выполнения всех заданий. Родители, заинтересованы в том, чтобы их дети как можно быстрее усваивали большой объем знаний, поэтому мы знакомим с игровой технологией В.В Воскобовича не только детей, но и родителей.

В нашей группе работа с играми Воскобовича началась с игры «Чудо - цветик» Буквально за несколько месяцев наши трехлетние детки хорошо уже знали все семь цветов. Определение цветов и оттенков, закрепление расположения цветов в спектре. С помощью «Геоконта» у детей улучшилась пространственная ориентация т оценка расстояний, размеров, формы, положение предметов.

Особое место среди развивающих игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц и фигур. Детям нравится составлять изображения по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания лучше и быстрее остальных детей. Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это «похвалюшку».

Используя различные развивающие игры в работе с детьми, мы убеждаемся в том, что играя дети хорошо усваивают программный материал и правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит мониторинг знаний. Результаты нашего мониторинга показали: В группе большой процент детей с нормальным, высоким интеллектом. С помощью игр Воскобовича у детей развивается логика, фантазия, умение анализировать, сравнивать. Дети при выполнении сложных мыслительных операций учатся концентрироваться и доводить начатое дело до конца. У детей не наблюдаются проблемы со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Решенным оказался вопрос мотивационной готовности к школе. Применение развивающих игр повышают эффективность педагогического процесса, способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывает влияние на умственное развитие ребенка.

Из своей практики можем сказать, что развивающие игры – лучшая подготовка к будущей жизни. В процессе работы, мы стремимся к тому, чтобы у детей радость от игры перешла в радость учения. Потому что развивающее значение игр состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к учебной деятельности.

Мы считаем, что обучение должно приносить радость детям! Поэтому мы рекомендуем воспитателям использовать развивающие игры В.В. Воскобовича в процессе воспитания детей.

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей

На основе развивающих игр Воскобовича была создана технология интенсивного развития интеллектуальных способностей. Эта технология предусматривает использование авторских игр в системе их постоянного и постепенного усложнения. Поэтапное включение игр определяется возрастными особенностями детей.

Выделяют три этапа: на первом этапе дошкольники с помощью игр знакомятся с формой и цветом, при помощи исследования усваивают некоторые представления. На втором этапе с помощью образов запоминают понятия и символы. На третьем этапе дети знакомятся с закономерностями, некоторыми принципами взаимодействия. Например, увеличение, сложение, трансформация. А также планирование своих действий. Для реализации потенциального развития ребенка происходит постоянное усложнение игр позволяющее поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру» «Чем отличаются?» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

«Лепестки» Эталоны цвета.

Игра направлена на развитие внимания, памяти, воображения. Развития умения считать, отсчитывать нужное количество, определять порядковый номер. Освоение счета, пространственного расположения и его смыслового отражения в речи.

Дети прикрепляют «лепестки к коврографу в виде цветочка с двумя, тремя, четырьмя и т лепестками. Составляют различные ряды, складывают фигурки по собственному замыслу.

Головоломка Чудо-крестики

Направлена на развитие математического и образного мышления, умений анализа, изобретательности, ребенок будет учиться пользоваться схемами. Для этого используется рамка и вкладыши разных ыидов и цветов из которых собираются геометрические формы. По мере развития навыков фигуры усложняются. Руководством для занятий является «Альбом фигурок».

Игра «Чудо-соты»

Еще одна головоломка Воскобовича. Ценна тем, что в нее играют дети нескольких возрастов, основана на сложении разных геометрических форм, которые исходно разложены специальным образом в сотах – хранилищах. В зависимости от возраста подбирают разные задачи для малышей и при этом тренируют логику и математические способности, не говоря уже о мелкой моторике рук.

Используемая литература:

1. А.И Сорокина «Дидактические игры в детском саду».

2. Б.П Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

3. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

4. А.А Столяр «Давайте поиграем»

5. Л.Ф Тихоморова А.В Басов « Развитие логического мышления детей»

6. Т.М Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»

7. М.В Крулехт «Предметный мир вокруг нас»

8. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов «Математика от трех до семи»