«Роль семьи в ранней профориентации дошкольника».
«У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься?»
В. Маяковский.
Семья и ДОУ- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Выбор профессии- едва ли не самый решающий момент в жизни каждого человека к которому необходимо относиться ответственно, вдумчиво и с направленностью на будущее. Профессия должна выбираться именно ребенком, а не его родителями. Конечно, родители могут хотеть для ребенка любую из перспективных профессий, которая обеспечит ему будущее, но важно учитывать способности, интерес ребенка. Все это в комплексе и учитывает профориентационная работа.
Профориентация дошкольников-это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Дошкольное учреждение- одна из первых ступеней в формировании базовых знаний о профессиях. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир для него ярче и привлекательнее.
Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер. Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, очень важна и необходима. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи. Семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Вовремя проведенная профориентационная работа является важным и необходимым аспектом для выбора детей.
Как родители могут познакомить своих детей с разными профессиями? Вот несколько рекомендаций:
В первую очередь начните знакомить ребенка со своей профессией. Расскажите детям, кем работаете вы, бабушка и дедушка и т.д. Объясните суть вашей профессии, ее важность в жизни человека. Можно показать картинки или фотографии с места вашей работы. Сконцентрируйте внимание ребенка на том, что каждый человек выбирает себе ту профессию, которая ему больше всего нравится.
Во время прогулки поговорите с ребенком о профессиях людей, которые он часто встречает. Например: дворник, продавец, кассир, врач, строитель и т.д. Расскажите об увиденном. Спросите, на что он обратил внимание и что больше всего его привлекло.
Полезными будут не только наблюдения и рассматривание, но и чтение литературы (художественной и энциклопедий), беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах-помощниках человека.
В целях знакомства с трудом людей творческих профессий (художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства) рекомендуем посещать с детьми выставки, музеи, мастер-классы, театральные постановки. Важное место отводится знакомству с профессиями родственников, примерами трудовых династий через рассматривание альбомов с фотографиями, личные беседы, рассказы.
В дошкольном возрасте дети часто проявляют интерес к различным предметам, которые их окружают. Особый интерес вызывает то, из чего они сделаны. Рассказывая о том, как и из чего сделан предмет, можно упомянуть профессию человека, который его производит.
Можно провести дома фотовыставку профессий: попросите своих родственников, знакомых сфотографироваться на своих рабочих местах. Фотографии можно распечатать или просмотреть на компьютере. Рассказывая ребенку о профессиях, не стоит давать негативную оценку тому или иному виду труда, вызывая у ребенка неприятие.
Также пополнить свои знания о профессиях ребенок может, посмотрев познавательные мультфильмы, обучающие видеоролики, интервью с разными специалистами, репортажи с их места работы, совместные экскурсии.
После того, как ребенок получит представление о нескольких профессиях, можно закрепить полученные знания в различных играх. Такие игры способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Игры могут быть сюжетными («Повар», «Строитель», «Продавец» и т.д.); настольными (лото «Профессии», «Кому что нужно для работы» и др.), речевыми, которые помогают расширить словарный запас, отработать правильное употребление слов («Доскажи словечко», «Угадай профессию по описанию», «Что сначала, что потом», «Кто больше знает профессий»).
Таким образом, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности, а эта деятельность становится совместным и очень увлекательным времяпровождением. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы.
Сумасшедший ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих родителей ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения.
Мы наблюдаем ошибки родителей в помощи выбора профессий:
Во-первых, во многих семьях к этому относятся безразлично. Некоторым родителям просто лень заниматься ребенком вообще, а уж о его профессиональной ориентации они думают в самую последнюю очередь. Это приводит к случайному выбору профессии.
Во-вторых, существуют семейные традиции. Это-династические профессии. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную информацию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации. Иногда это приводит к успеху.
В-третьих, часто на первый план выводятся деньги и престиж профессии. Мне все равно, где ты работаешь, лишь бы ты зарабатывал много, купил машину, квартиру, дачу и нас, родителей, обеспечивал,- такова позиция многих отцов и матерей.
В-четвертых, многие чадолюбивые родители призывают ребенка найти такую работу, чтобы много не напрягаться. Где бы ни работать, лишь бы не работать!
Во всех случаях, ребенок вполне может найти то, что ему нужно и быть вполне успешным и счастливым, но такие случаи, скорее исключение, чем правило. Это как выигрыш в лотерею-кому-то везет, но далеко не всем. Подготовить ребенка к будущей профессии, помочь ему сделать правильный выбор- одна из важнейших задач для любящих и дальновидных родителей. Дошкольный возраст рассматривается как подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий- это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Успешное осуществление профориентациооной работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. Такие навыки как работа в коллективе, коммуникативные навыки, навыки выступления на публике, выход из конфликтных ситуаций и многие другие, которые нарабатывает дошкольник в групповых играх, пригодятся ему не только в профессии, но и в жизни в целом. Если ребенок хочет стать кем-либо, но ему не хватает каких-либо личностных качеств, то он может целенаправленно работать над собой, над развитием тех или иных качеств, которые необходимы в его будущей профессии. Этим и важен ранний выбор профессии, возможностью подготовки к непосредственной работе в профессии.
Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности,- это ощущение поддержки со стороны взрослого. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем не только учебным. Но и профессиональным.
И самый главный совет для родителей: - не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать в направлении профессионального самоопределения, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность, и работоспособность на рынке труда.
Таким образом, главная задача семьи - не давить на ребенка с выбором профессии, а дать ему возможность выбрать из многих профессий, которые он знает и которые есть в мире. Сделать так, чтобы выбор профессии стал для ребенка не обременением, с которым он должен справиться сам, а семейным квестом, который вы проходите все вместе на протяжении всей школьной жизни ребенка. Главное понимание профориентации, которое семья обязана донести до своего ребенка, это «все профессии важны, все профессии нужны».
Помочь ребенку сделать правильный выбор-непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка старшего дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
«Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте. Помогите своим детям обрести счастливое будущее через правильно выбранную профессию!»
Литература:
1.Бурмистова Н.Н., Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013.№ 9.
2.Пасечникова Т.В. «Профориентацинная работа в условиях дошкольной образовательной организации», Самара, Изд-во ЦПО, 2013-45с.
3.Сальникова Т.Г. Детям о профессиях. Ранняя профоринтация детей старшего дошкольного возраста (6-7лет). Вып.1-СПб.: Детство-пресс,2018.
4.Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: учебно-методическое пособие
-СПб. : Детство-пресс, 2012.