Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Ивушка»

сакуры

Воспитатель: Толмачева Татьяна Георгиевна

Статья

«Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»

Семья – главный институт воспитания человека, микро-группа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Именно семья с её постоянным и естественным характером влияния оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка.

В целом можно заключить, что задачи семьи: создать максимальные условия для роста и развития индивида, обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту человека, опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В рамках семьи осуществляется особый вид воспитания - семейное воспитание. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующая определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь и начинает постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей - его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе. Активное воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах: любовь, гуманность и милосердие к ребенку, постоянное внимание и забота о растущем человеке, вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников, открытость и доверительность отношений с детьми, последовательность в своих требованиях, оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.

Родительская любовь

Родителя являются важнейшим субъектом воспитания человека. Неслучайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Причем, если впервые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся (Радугин А.А.).

Роли матери и отца в развитии ребенка

Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя, друг друга. Взаимно дополняемость, связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье. От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям. Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец - такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения.

Родительский авторитет

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует доказательства, а принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые простым детским глазом. Авторитет родителей - это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность. Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, не утомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя сой характер.

Классификация стилей родительского поведения

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей - это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.

При авторитарном стиле воспитания любые решения принимаются родителями, в то время как ребенок во всем подчиняется им. Данный тип воспитания основан не на поощрении, а на наказании. Авторитарные родители сильно ограничивают самостоятельность ребенка и никогда не обосновывают перед ним свои требования, проводя их под жестким контролем с использованием выговоров, запретов, физиологических наказаний.

В семьях с индифферентным стилем воспитания родители не интересуются возможностями и потребностями ребенка и практически не принимают участия в его жизни. Зачастую поведение детей из такой семьи представляет собой одну из крайностей: либо они одиноки и замкнуты, либо агрессивны и неуправляемы. Исследования показывают, что дети, воспитанные индифферентными родителями, склонны к компенсирующему и антиобщественному поведению.

Попустительский стиль отношения к ребенку проявляется в том, что дети в такой семье практически не знают запретов и ограничений, а также не выполняют указаний родителей. Главной фигурой в семье с попустительским типом воспитания являются не родители, а ребенок. Причиной такой ситуации является неумение, неспособность или нежелание родителей руководить своими детьми. Либеральные родители стремятся во всем угодить своим детям, давая им только самое лучшее. Они с ранних детских лет уступают любым требованиям ребенка, потакают любым его прихотям, при этом не предъявляя к нему почти никаких требований. Сочетание низкого уровня ожиданий и отсутствия дисциплины приводит к тому, что, как правило, дети в подобной семье вырастают избалованными, безответственными, инфантильными и не умеющими работать.

Авторитетный стиль воспитания характеризуется поощрением личной ответственности и самостоятельности детей в соответствии с их возможностями. Родители обучают детей осмысленному поведению, внимательно относятся к их потребностям и при необходимости помогают в различных жизненных ситуациях. Однако, при этом родители проявляют твердость в установленных семейных правилах, отстаивают справедливость и следят за последовательным соблюдением детьми определенной дисциплины. Все это формирует у ребенка адекватное, ответственное социальное поведение.

Таким образом, система родительско-детских отношений в каждом конкретном случае представляет собой уникальное образование. Это взаимодействие многогранно и неповторимо, как и каждый родитель и каждый ребенок в семье.

Заключение

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания - здоровье ребенка, его счастье и благополучие.

Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играет самовоспитание, а также роль вне семейного воспитания, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.