Роль семьи в развитии творческих способностей ребенка
С момента рождения жизненная среда для ребёнка является условием и источником развития творчества. Его взаимодействие с окружающим миром играет важную роль в развитии и становлении личности. Именно семья становится для малыша первой культурной нишей. От того каковы традиции в семье, какое место занимает в семье ребенок, какое мнение о нем складывается у членов семьи, зависит многое. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья оказывает большое влияние и способствует формированию личности, стимулируя его творческую активность. Известно, что ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе под руководством родителей. Влияние семьи заключается в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых разных ситуациях и условиях. Нельзя забывать, что ребенок подражает своим родителям и ориентируется на их пример.
Несомненно, что на развития творческих способностей ребенка большое влияние имеет жизненная позиция самих родителей. Положительное, активное отношение к жизни, открытость миру оказывает стимулирующее влияние на развитие способностей детей. Если родители в свободное время предпочитают посещать театры, выставки, часто путешествуют, занимаются творчеством, например рисованием, изготовлением поделок, инсталляций, скульптур, то и дети будут иметь высокий уровень познавательного и творческого развития. Эти семьи характеризуются открытостью, разнообразными социальными связями.
При огромном разнообразии ценностей и отношений в семьях, наиболее благоприятные условия для раскрытия детского творчества напрямую связаны с духовным уровнем семьи. В их числе находятся признание ценности образования и самосовершенствования, поддержка детей в достижении этих целей, уважение детских интересов и увлечений, вера в возможности ребёнка и, самое главное, любовь к детям.
Можно посоветовать родителям, которые стремятся развивать творческие способности у детей, начинать как можно раньше, чтобы добиться высоких результатов:
стремиться наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
набраться терпения и не превращать помощь в подска
зку, не лишать ребенка трудностей
преодоления
и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;
заинтересовать ребенка творческой игрой, но не заставлять его играть;
стараться не делать обидных замечаний, не обижать ребенка в игре;
для маленьких детей надо оживлять игру сказкой или рассказом;
ни в коем случае не сдерживать двигательную
и эмоциональную
активность ребенка, чтобы у него была возможность покувыркаться, попрыгать от восторга и т. д. обязательно нужно начинать с задач, посильных или с более простых их частей
(успех в самом начале – важное условие)
.
Не все родители понимают, как важно развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребёнка чтению и математике. Как показывает практика, раннее развитие ребёнка, его творческих способностей положительно влияет на уровень подготовки детей к школе. Ребёнок нуждается в проявлении своего воображения, только так он сможет проявить всю свою фантазию и выразить своё творческое «Я». Детское творчество способствует интеллектуальному и умственному развитию ребёнка, пониманию им многих вещей, которые нельзя объяснить на словах.
Практические упражнения для тренировки творческих способностей
у детей младшего школьного возраста
Развитый творческий интеллект в настоящее время является одной из важнейших способностей человека, позволяющей ему быть успешным в профессиональной и социальной сфере современной жизни. Важно в младшем школьном возрасте уделять время для игр и различных упражнений, направленных на развитие творческих способностей.
Творческие способности — оригинальное видение мира, способности человека принимать нестандартные решения, создавать принципиально новые идеи.
В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
Ниже приводятся упражнения, которые развивают творческие способности и нравятся детям.
«Оригинальное использование»
Цель: развитие невербальной креативности
Упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких: (бумажных листов или старых газет; пустых картонных коробок; кирпичей; бутылочных пробок и .д.)
«Хорошо-плохо»
Цель: развитие творческих способностей, дивергентного мышления.
Описание: Участники оценивают предмет с разных точек зрения (конфета – это хорошо, потому, что вкусно, и это так же плохо, потому, что портит зубы)
Упражнение направлено на формирование понимания детьми взаимодействия противоречий, умения в критической ситуации делать верный выбор, оценивать свои действия и их последствия.
Усложнение игры «Хорошо-плохо»
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Описание: Ведущий начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Первый участник продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.
(Гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.)
«Что, откуда, как»
Цель: активизация беглости мышления, стимулирующая к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Описание: Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
1. Что это?
2. Откуда это взялось?
3. Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов. Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения – брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно), а обломки чего-либо – такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Игра «Гномик»
Цель: развитие воображения
Описание: Участникам дается инструкция: «Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажите, что он может видеть отсюда»
Важно помочь детям сделать описание комнаты с необычной для них пространственной точки видения, нужно, чтобы дети представили недоступные места для их глаз.
«Несуществующая рыба».
Цель: развитие творческого воображения.
Описание: Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Можно заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите участникам придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает?
(Можно дать дополнительное задание для развития невербальной креативности: «Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями»).
«Спортивные буквы»
(«Живые цифры»)
Цель: развитие умения выражать свои идеи в нестандартном контексте
Описание: Участникам предлагается выбрать какую-нибудь букву (или цифру) и изобразить ее в виде человечка, занимающегося спортом, или животного.
Усложнение: изобразить животное из буквы, похожее на выбранную буку
«Друдлы»
Цель: развитие воображения.
Описание: Друдлы (каракули-загадки) – это картинки, которые могут быть интерпретированы по-разному. Кому-то может показаться, что картинке изображены горы, а кому-то – деревья.
«Веселый архитектор»
Цель: развитие творческого мышления.
Описание: Запишите 10 существительных, которые первыми придут на ум. К примеру: мышка, ручка, кокос, кресло, жираф, тигр, Африка, бумага, колонки, телефон.
Теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте дом, чтобы в нём присутствовали все эти предметы. Жираф может быть изображён на телефоне, а Африка на бумаге.
Упражнение «Спрятанная форма»
Цель: развитие воображения.
Описание: упражнение, похожее на игру «Друдлы». Нужно найти различные предметы в сложном, мало структурированном изображении.
Можно предложить участникам соревнование – кто найдет больше предметов, не повторив варианты других участников.
«Упражнение «Спрятанные цифры»
Цель: развитие невербальной креативности
Описание: Участникам дается задание: «Запишите цифры от 0 до 9 по порядку и дорисуйте к ним различные элементы, чтобы к итоге нельзя было бы определить что за цифра написана».
«Озвученная картина»
Цель: развитие невербальной креативности
Картины всегда безмолвны. На некоторых картинах нарисовано, как люди разговаривают, поэтому у многих зрителей возникает желание узнать, о чем говорят нарисованные герои. Попробуйте “озвучить” некоторые картины. (“Запорожцы” И.Е.Репина; “Охотники на привале” В.Г. Перова; “Отдых после боя” Ю.М. Непринцева; “Опять двойка” Ф.П. Решетникова)
Все игры на развитие творческих способностей ставят играющих в непривычную для них позицию, заставляя взглянуть на предметы, слова, ситуации с необычного ракурса, тем самым создавая опыт выхода за рамки обыденного и шаблонного, и тренируя творческие способности.
Семейные проекты: вместе к творчеству и вдохновению
Семейное творчество — это не просто занятие, а уникальная возможность для семьи поделиться вдохновением, укрепить взаимоотношения и создать нечто удивительное. Давайте погрузимся в мир семейных проектов и узнаем, как вдохновляться и творить вместе с детьми.
Персональные семейные журналы: путешествие в историю и воспоминания
Создайте семейный журнал, в который каждый член семьи будет вносить свои воспоминания, рисунки, фотографии и заметки. Этот творческий проект не только стимулирует внимание к деталям, но и сохраняет важные моменты для будущих поколений.
Изготовление семейного древа: родословная в искусстве
Соберите вместе семейное генеологическое древо, используя фотографии родителей, дедушек, бабушек, других предков, и рисунки. Этот проект не только помогает в изучении своего прошлого, истории вашей семьи, но и создает великолепное искусство, которое можно разместить в доме. Рассказывайте детям интересные истории о предках, делитесь воспоминаниями.
Творчество с переработкой: diy идеи из перерабатываемых материалов
Превратите творчество в увлекательный процесс восприятия окружающего мира. Используйте перерабатываемые материалы для создания уникальных поделок. Сделайте из старых коробок красочные домики, из пластиковых бутылок — оригинальные цветы. Этот проект не только развивает творческие способности, но и учит ответственному отношению к окружающей среде.
Семейная кулинария: вместе за плитой
Проведите вместе время в кухне, создавая вкусные и красивые шедевры кулинарии. Дети обожают помогать готовить, а создание семейного кулинарного проекта, например, семейной кулинарной книги, добавит творческий штрих. Можно вместе делать забавные фигурки из овощей, фруктов. Записывайте рецепты, рисуйте иллюстрации, делайте видеосюжеты, и делитесь вкусными воспоминаниями.
Творческие семейные вечера: разнообразные мастер-классы
Организуйте семейные мастер-классы, где каждый член семьи может поделиться своими уникальными творческими увлечениями. Будь то рисование, лепка, музыка или танцы, важно создать атмосферу взаимного уважения и восхищения.
Семейный театр: создание и игра в пьесы
Проведите семейный театральный вечер, где каждый может придумать свою историю и сыграть роль. Создание костюмов, декораций и сценария станет увлекательным творческим процессом. Это также отличная возможность улучшить коммуникативные навыки.
Кроме того, можно создать свой домашний кукольный театр, в котором, для создания спектакля, используются любимые игрушки детей.
Совместный творческий проект в искусстве: картины, скульптуры, рисунки
Завершите общий проект в искусстве, такой как картина, скульптура или коллаж. Разделите задачи, объедините свои таланты и создайте уникальное произведение искусства, которое будет напоминать о ваших семейных усилиях.
Семейная книга рецептов: истории и вкусные воспоминания
Создайте семейную книгу рецептов, где каждый член семьи вносит свои любимые блюда и истории, связанные с этими блюдами. Это не только о кулинарии, но и о сохранении семейной традиции и истории.
Творческий блог семьи: совместное творчество в виртуальном мире
Создайте семейный блог, где каждый может делиться своими творческими идеями, проектами и вдохновением. Это не только стимулирует творчество, но и создает виртуальное место, где можно хранить семейные достижения.
Важно помнить, что семейные проекты — это не только творчество, но и возможность для семьи провести время вместе, обогащая взаимоотношения и создавая незабвенные моменты. Откройте для себя вдохновение вместе с вашей семьей!
Источники:
https://smartykids.ru/blog/vospitanie-detey/semejnye-proekty-vmeste-k-tvorchestvu-i-vdohnoveniyu/
https://apni.ru/article/3901-osobennosti-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnost
https://www.1urok.ru/categories/22/articles/55482