* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Default {font-size: 12pt; color: #000000;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .FollowedHyperlink {color: #954F72; text-decoration: underline ;}

Уляшева Татьяна Валерьевна,

педагог-библиотекарь МОУ «СОШ № 12» г.Воркуты

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности учащихся; показана роль школьной библиотеки в формировании функциональной грамотности. В статье представлен практический опыт – сценарий Библиоквиза, целью которого является развитие читательской, естественно-научной грамотности и креативного мышления.

The article is devoted to the problem of the formation of functional literacy of students; the role of the school library in the formation of functional literacy is shown. The article presents a practical experience – a scenario of a Biblioquiz, the purpose of which is to develop readers', natural science literacy and creative thinking.

Ключевые слова: функциональная грамотность, квиз, читательская грамотность, креативное мышление, библиотека

Роль школьной библиотеки в формировании функциональной грамотности

Одной из главных целей, обозначенных в государственной программе «Развитие образования» на 2018-2025 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642) является достижение качества образования, которое характеризуется обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования.

Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA). В обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования и основного общего образования (введение с 1 сентября 2022 г.), (далее - ФГОС НОО и ФГОС ООО) подчеркивается необходимость формирования функциональной грамотности (п. 34 ФГОС НОО и п. 35.2 ФГОС ООО). Одним из ведущих компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. Задача российского образования – сохранение позиций по уровню читательской грамотности и продвижение в рейтинге стран, принимающих участие в исследовании, в последующие годы.

 Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность -  это понятие, которое подразумевает наличие у ребенка способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений, а также для дальнейшего обучения и получения новой информации при изучении естественных наук.

 В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Развитие функциональной грамотности является актуальной задачей обучения в настоящее время.

Особое место в формировании функциональной грамотности учащихся занимает школьная библиотека, поскольку она обеспечивает доступ к информационным ресурсам, консультирует и учит детей работать с информацией, повышает их уровень читательской и информационной грамотности.

В Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.05.2016 г. № 715) определено, что «школьная библиотека – это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчеств; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков

В информационно-библиотечном центре МОУ «СОШ № 12» г.Воркуты традиционным стало проведение библиоквизов, направленных на развитие различных направлений функциональной грамотности.

Квиз (от англ. quiz) – это соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая «викторина».

Представляю разработку библиоквиза «Сложные вопросы и верные решения» для учащихся 6-х классов.

В библиоквизе принимают участие 3 команды учащихся 6-х классов. Квиз состоит из 3 раундов. В каждом раунде по 2 задания-вопроса. Задания обсуждаются командой, записываются в бланки ответов и предоставляются жюри. В конце игры объявляется победитель.

Цели мероприятия: развитие функциональной грамотности учащихся в игровой форме; развитие логического мышления, внимания, памяти, творческих способностей; развитие умения слаженно работать в едином коллективе при решении заданий функциональной грамотности.

Задачи мероприятия: развивать кругозор учащихся; развивать умение анализировать и обобщать; выполнять задания, связанные с естественно-научной грамотностью, читательской грамотностью, креативным мышлением.

Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, экран.

Раунд 1 «Звуки музыки»

В этом раунде участникам предстоит ответить на вопросы за 1 минуту, провести небольшой эксперимент и сделать выводы.

Задание 1 «Гитара»

Вы ещё не знакомы с законами физики, однако попробуйте понять, как возникают звуки. Звук – это волны, которые распространяются по воздуху, а источником этих волн, как говорят физики, является тело.

Представляю вам музыкальный инструмент - гитару и её обладателя, который продемонстрирует игру на инструменте.

Вопрос: Какое колеблющееся тело является источником звука при игре на гитаре?

Варианты ответов:

Рука гитариста, лежащая на грифе гитары

Рука гитариста, щиплющая струны гитары

Струна гитары

Корпус гитары

Задание 2 «Стеклянная музыка»

Сначала посмотрим на необычный музыкальный инструмент – бокалы с водой (видео на экране).

Вы увидели, как музыкант играет на стеклянных бокалах с водой. На этом «инструменте» удавалось создавать самую разную музыку, от классики до рока. Музыкант извлекал звуки, проводя смоченным в воде пальцем по краю бокала. Бокалы были разного размера и с разным количеством воды.

Перед вами бокалы с водой. Стекло у бокалов разной толщины, в бокалах разное количество воды. Попробуйте извлечь звуки и ответить на вопрос: от чего зависит звук при игре на «поющих бокалах»?

Раунд 2 «Читаем, думаем, вспоминаем»

Задание 1 «Открывающиеся картинки»

На слайде смайликами прикрыты обложки известных детских книг. Задание: угадать название книги. С двумя смайликами – 2 балла, с одним смайликом – 1 балл. Собираем бланки до и после открытия первого смайлика на каждом слайде.

Э.Успенский. Дядя Федор, пес и кот.

Л.Кэрролл. Алиса в стране чудес…

А. Волков. Волшебник изумрудного города.

С.Т.Аксаков. Аленький цветочек.

В.Губарев. Королевство кривых зеркал.

М.Твен. Приключения Тома Сойера.

Задание 2 «Перевертыши»

Задание: угадать название сказки, подобрав к словосочетаниям слова – антонимы. Например, «Быль о серебряной курочке» – «Сказка о золотом петушке».

Дождливый король (Снежная королева).

Барашек – прямоспинка (Конек-Горбунок).

Лепешкин, будь обезьяной! (Баранкин, будь человеком!).

Домашние утки (Дикие лебеди).

Томпсон, который работает в подвале (Карлсон, который живет на крыше).

Повесть про найденные часы (Сказка о потерянном времени).

Раунд 3 «Креативщики»

Задание 1 «Угадай: кто?»

Все команды задумывают двух персонажей (для двух команд-соперниц) Это может быть реальный герой или вымышленный персонаж. Это может быть историческая личность, литературный герой, ученый, мультипликационный герой. С помощью не более 10 вопросов, требующих конкретного ответа, команды должны отгадать этого героя. Побеждает та команда, которая сделает это за меньшее количество вопросов.

Задание 2 «Тишина в библиотеке»

Командам предлагается составить памятку «Правила поведения в библиотеке». Условие – памятка должна быть:

1.информативной

2.яркой

3. запоминающейся

Подведение итогов. Слово жюри.

На примере данной разработки я показала, что можно использовать различные формы заданий, направленных на формирование функциональной грамотности. Ребятам были даны задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. В заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ от учащихся требовалось находить решение проблемы и давать объяснение способа решения.

Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является составление и выполнение компетентностно – ориентированных заданий, заданий практического содержания. Умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Такого вида задания требуют умение применять накопленные знания в практической деятельности.

Список литературы:

1.Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.

3. Использование возможностей школьных информационно-библиотечных центров для формирования читательской грамотности: Методические рекомендации/ Сост. О. В. Чеканова, И.Ю. Лапшина, Е.В. Фоменко; под ред. Н.Г. Миловановой. – Тюмень: ТОГИРРО, 2022.

4.Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции.- 2020. - № 1 (40). - С. 123-126

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/