Уляшева Татьяна Валерьевна,
педагог-библиотекарь МОУ «СОШ № 12» г.Воркуты
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности учащихся; показана роль школьной библиотеки в формировании функциональной грамотности. В статье представлен практический опыт – сценарий Библиоквиза, целью которого является развитие читательской, естественно-научной грамотности и креативного мышления.
The article is devoted to the problem of the formation of functional literacy of students; the role of the school library in the formation of functional literacy is shown. The article presents a practical experience – a scenario of a Biblioquiz, the purpose of which is to develop readers', natural science literacy and creative thinking.
Ключевые слова: функциональная грамотность, квиз, читательская грамотность, креативное мышление, библиотека
Роль школьной библиотеки в формировании функциональной грамотности
Одной из главных целей, обозначенных в государственной программе «Развитие образования» на 2018-2025 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642) является достижение качества образования, которое характеризуется обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования.
Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA). В обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования и основного общего образования (введение с 1 сентября 2022 г.), (далее - ФГОС НОО и ФГОС ООО) подчеркивается необходимость формирования функциональной грамотности (п. 34 ФГОС НОО и п. 35.2 ФГОС ООО). Одним из ведущих компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. Задача российского образования – сохранение позиций по уровню читательской грамотности и продвижение в рейтинге стран, принимающих участие в исследовании, в последующие годы.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность - это понятие, которое подразумевает наличие у ребенка способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений, а также для дальнейшего обучения и получения новой информации при изучении естественных наук.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Развитие функциональной грамотности является актуальной задачей обучения в настоящее время.
Особое место в формировании функциональной грамотности учащихся занимает школьная библиотека, поскольку она обеспечивает доступ к информационным ресурсам, консультирует и учит детей работать с информацией, повышает их уровень читательской и информационной грамотности.
В Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.05.2016 г. № 715) определено, что «школьная библиотека – это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчеств; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков
В информационно-библиотечном центре МОУ «СОШ № 12» г.Воркуты традиционным стало проведение библиоквизов, направленных на развитие различных направлений функциональной грамотности.
Квиз (от англ. quiz) – это соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая «викторина».
Представляю разработку библиоквиза «Сложные вопросы и верные решения» для учащихся 6-х классов.
В библиоквизе принимают участие 3 команды учащихся 6-х классов. Квиз состоит из 3 раундов. В каждом раунде по 2 задания-вопроса. Задания обсуждаются командой, записываются в бланки ответов и предоставляются жюри. В конце игры объявляется победитель.
Цели мероприятия: развитие функциональной грамотности учащихся в игровой форме; развитие логического мышления, внимания, памяти, творческих способностей; развитие умения слаженно работать в едином коллективе при решении заданий функциональной грамотности.
Задачи мероприятия: развивать кругозор учащихся; развивать умение анализировать и обобщать; выполнять задания, связанные с естественно-научной грамотностью, читательской грамотностью, креативным мышлением.
Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, экран.
Раунд 1 «Звуки музыки»
В этом раунде участникам предстоит ответить на вопросы за 1 минуту, провести небольшой эксперимент и сделать выводы.
Задание 1 «Гитара»
Вы ещё не знакомы с законами физики, однако попробуйте понять, как возникают звуки. Звук – это волны, которые распространяются по воздуху, а источником этих волн, как говорят физики, является тело.
Представляю вам музыкальный инструмент - гитару и её обладателя, который продемонстрирует игру на инструменте.
Вопрос: Какое колеблющееся тело является источником звука при игре на гитаре?
Варианты ответов:
Рука гитариста, лежащая на грифе гитары
Рука гитариста, щиплющая струны гитары
Струна гитары
Корпус гитары
Задание 2 «Стеклянная музыка»
Сначала посмотрим на необычный музыкальный инструмент – бокалы с водой (видео на экране).
Вы увидели, как музыкант играет на стеклянных бокалах с водой. На этом «инструменте» удавалось создавать самую разную музыку, от классики до рока. Музыкант извлекал звуки, проводя смоченным в воде пальцем по краю бокала. Бокалы были разного размера и с разным количеством воды.
Перед вами бокалы с водой. Стекло у бокалов разной толщины, в бокалах разное количество воды. Попробуйте извлечь звуки и ответить на вопрос: от чего зависит звук при игре на «поющих бокалах»?
Раунд 2 «Читаем, думаем, вспоминаем»
Задание 1 «Открывающиеся картинки»
На слайде смайликами прикрыты обложки известных детских книг. Задание: угадать название книги. С двумя смайликами – 2 балла, с одним смайликом – 1 балл. Собираем бланки до и после открытия первого смайлика на каждом слайде.
Э.Успенский. Дядя Федор, пес и кот.
Л.Кэрролл. Алиса в стране чудес…
А. Волков. Волшебник изумрудного города.
С.Т.Аксаков. Аленький цветочек.
В.Губарев. Королевство кривых зеркал.
М.Твен. Приключения Тома Сойера.
Задание 2 «Перевертыши»
Задание: угадать название сказки, подобрав к словосочетаниям слова – антонимы. Например, «Быль о серебряной курочке» – «Сказка о золотом петушке».
Дождливый король (Снежная королева).
Барашек – прямоспинка (Конек-Горбунок).
Лепешкин, будь обезьяной! (Баранкин, будь человеком!).
Домашние утки (Дикие лебеди).
Томпсон, который работает в подвале (Карлсон, который живет на крыше).
Повесть про найденные часы (Сказка о потерянном времени).
Раунд 3 «Креативщики»
Задание 1 «Угадай: кто?»
Все команды задумывают двух персонажей (для двух команд-соперниц) Это может быть реальный герой или вымышленный персонаж. Это может быть историческая личность, литературный герой, ученый, мультипликационный герой. С помощью не более 10 вопросов, требующих конкретного ответа, команды должны отгадать этого героя. Побеждает та команда, которая сделает это за меньшее количество вопросов.
Задание 2 «Тишина в библиотеке»
Командам предлагается составить памятку «Правила поведения в библиотеке». Условие – памятка должна быть:
1.информативной
2.яркой
3. запоминающейся
Подведение итогов. Слово жюри.
На примере данной разработки я показала, что можно использовать различные формы заданий, направленных на формирование функциональной грамотности. Ребятам были даны задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. В заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ от учащихся требовалось находить решение проблемы и давать объяснение способа решения.
Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является составление и выполнение компетентностно – ориентированных заданий, заданий практического содержания. Умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Такого вида задания требуют умение применять накопленные знания в практической деятельности.
Список литературы:
1.Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
3. Использование возможностей школьных информационно-библиотечных центров для формирования читательской грамотности: Методические рекомендации/ Сост. О. В. Чеканова, И.Ю. Лапшина, Е.В. Фоменко; под ред. Н.Г. Миловановой. – Тюмень: ТОГИРРО, 2022.
4.Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции.- 2020. - № 1 (40). - С. 123-126
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/