Буханова Надежда Николаевна
воспитатель, ВКК
МБДОУ - детский сад
комбинированного вида №102
г. Екатеринбург
Роль сюжетно-ролевой игры
в социально-коммуникативном развитии дошкольника.
Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности и своеобразным способом усвоения общественного опыта, свойственного этому возрасту. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми - это творческие или сюжетно ролевые игры. Дети в таких играх производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, где может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Сюжетно-ролевые игры важны для любого ребенка. В них он пытается научиться вступать с окружающими в контакт, разговаривать, внимательно слушать ответы, пользоваться мимикой и жестами, чтобы передать свои мысли и чувства, поэтому такие игры очень важны. Сюжетно-ролевые игры - это увлечение каждого ребенка, где ребёнок формируется как личность, а игры помогают ребенку наладить общение со сверстниками, научиться оказывать помощь, проявлять внимание, заботится об окружающих. Чем старше становится ребёнок, тем дольше, ему нравится общаться со сверстниками.
Сюжетно-ролевая игра хороша тем, что она дает ребенку и чему может научить:
- Общению со сверстниками;
- Выражать разные эмоции;
- Находить решения при конфликтах;
- Сопереживать;
- Развивает фантазию;
- Помогает адаптации;
- Даёт полезное времяпрепровождение.
Как и во что, играет дошкольник можно поверхностно судить о его развитии, а также не требовать от него слишком многого в игре.
До трёх лет ребенок вступает в кратковременный контакт со сверстниками и взрослыми, способен осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заменителями, выстраивает их в смысловые цепочки. Предметы-заменители – это посуда, ставшая барабаном, или палка, превратившаяся в лошадку, меч, т.е. любой предмет, который благодаря фантазии ребенка становится чем-то иным и используется в ролевой игре. В среднем возрасте ребенок может принимать и последовательно изменять игровые роли, реализуя их через действия с предметами и ролевую речь, вступает в более продолжительные игровые взаимоотношения с партнером-сверстником или взрослым. В старшем возрасте ребёнок может развертывать в игре разнообразные последовательные события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров, реализовать сюжетные события через ролевые взаимоотношения и предметные действия.
Сюжетно-ролевая игра оказывает всестороннее влияние на ребенка и имеет огромное воспитательное значение. Игра способна сплотить детский коллектив, здесь в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого ребёнка в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Сюжетно-ролевая игра является формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность. Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.