Обобщение опыта работы мастера производственного обучения

первой квалификационной категории

ГБПОУ ВО «Юрьев – Польский индустриально гуманитарный колледж»

Архарова Михаила Анатольевича

Роль технического творчества в развитии профессиональных компетенций обучающихся

1. Условия возникновения и становления опыта

Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся, поскольку развитие и воспитание одаренной и талантливой молодежи решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности обучающихся.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение обучающихся к продуктивной творческой деятельности в процессе производственного обучения. Однако, эффект учебной деятельности снижается, прежде всего, по причине несовершенства методов или способов учения. И происходит это потому, что необходимые способы разрабатываются и укрепляются недостаточно. Не вырабатывается их мобильность, перенос в различные ситуации учебных действий, наиболее сложные задания не обеспечиваются отработкой более сложных способов, что часто приводит к безуспешной деятельности. В силу этого обучающиеся не испытывают удовлетворения деятельностью, на пути к которой появляются препятствия, преодолеваемые далеко не каждым обучающимся. Вслед за этим интерес снижается, пропадает желание учиться.

Традиционное обучение содержит, в основном, элементы объяснительно-иллюстративного типа, когда педагог сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. При таком типе обучения определяющим становится критериальный компонент, т.е. сумма знаний на конец обучения, в то время как учебное исследование, процессуальная ориентация остается за рамками дидактических поисков. Указанный подход организует процессы образования на основе преобладания репродуктивной деятельности, детально описанными результатами.

В связи с вышеизложенным необходимо постепенно изменять методы обучения с целью интенсификации процесса обучения, повышения мотивации к учению.

В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь безусловно нужные, но все же «постные» методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность обучающимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов». При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Тем не менее, возможности творческого развития обучающихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере. Результаты проведенного тестирования обучающихся показали низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества. Так, 20 % обучающихся либо отказались выполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне; 80 % учащихся, выполнивших творческое задание, не смогли объяснить, почему именно так его выполнили.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития творческой деятельности школьников в организации учебного процесса.

2. Актуальность опыта

Актуальность данного опыта состоит в том, современных условиях нужны не просто специалисты, владеющие определенными профессиональными технологиями. Необходима профессиональная элита, обладающая развитым творческим мышлением и профессиональной компетентность. Сформированность компетенций выпускников  неразрывно связана с последующим трудоустройством и адаптацией их на производстве. В условиях рыночных отношений современная профессиональная деятельность специалиста диктует поиск новых форм организации учебного процесса, позволяющих обеспечить подготовку выпускников, отвечающих социальному заказу на квалифицированных специалистов, мотивированных к профессиональному росту, социально и профессионально мобильных, ориентированных на продуктивную деятельность на уровне мировых стандартов. 

Сегодня система профессионального образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде.

Одним из  путей решения этой задачи является развитие технического творчества учащейся и студенческой молодежи.

Роль технического творчества заключается, прежде всего, в развитии  творческих способностей, характеризующихся уровнем развития умений, личностных качеств и компетенций будущих специалистов. Участвуя в техническом творчестве, обучающиеся вырабатывают у себя творческий подход к решению технических проблем, возникающих перед современным 

специалистом, в процессе они учатся использовать научно-техническую 

информацию, самостоятельно формулировать задачи и выводы по результатам проведенных работ.

Создание новых материальных ценностей представляется в виде продуктов творчества обучающихся.  

3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является создание организационно-методических условий, обеспечивающих повышение уровня качества знаний посредством развития творческого мышления, творческой активности обучающихся, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий.

4. Теоретическая база опыта

Теоретико-методологической основой является ФГОС СПО по профессии

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

Введение в специальность. Учебное пособие. – М.: Российская академия образования НМО, 2011.

Введение в специальность. Учебное пособие для всех специальностей среднего профессионального образования - М: Теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2011.

Психолого-педагогические исследования в области теории творчества личности (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Б.М. Теплов и др.), которые ориентируют на формирование опыта творческой деятельности как базового компонента содержания образования.

Идеи формирования творческой личности и диагностики творчества изложены в работах как отечественных учёных - Л.С. Выготского, P.M. Грановской, С. Крижанской, В.Я. Ляудис, Н.Б. Шумаковой и других, так и зарубежных исследователей - Э. Берна, А. Ньюэла, Дж. Роджерса, Г.А. Саймона, П. Торренса, С.Дж. Шоу и других.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что существуют различные подходы к определению понятия «творческое мышление», где наиболее часто указываются следующие определения:

- разнонаправленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации;

- один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением;

- «способность удивляться, познавать и находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Я считаю, более полным и точным является второе определение, где говорится, что творческое мышление характеризуется созданием чего-то не только объективно нового, но и что это может быть субъективно новый опыт деятельности.

Понятие «творчество» является многоаспектным и включает в себя следующие составляющие:

- творчество - это вид деятельности, в результате которой создается некий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью;

- творчество - это высший уровень познания, который не может быть достигнут без предварительного накопления знаний, но в большей или меньшей мере творчество присуще любому виду деятельности;

- творчество, как процесс, имеет свои закономерности и этапы, которые в зависимости от конкретного содержания деятельности могут приобрести специфическое проявление;

- творчество в условиях коллективной деятельности и общения протекает более продуктивно.

Под развитием мышления понимается «сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека с возрастом и обогащением жизненного опыта».

5. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в повышении качества знаний через развитие творческого мышления обучающихся на уроках производственного обучения и в кружках технического творчества посредствам комбинации методов, упражнений, формирующих творческую активность, креативное мышление.

6. Технология описания опыта

Успешному решению задач современного профессионального образования помогает приобщение обучающихся к техническому творчеству, которое способствует развитию технического мышления будущих рабочих, повышает их интерес к технике, технологии и изучаемой профессии, в значительной мере позволяет укрепить и оснастить учебно-производственную базу учебного заведения.
Техническое творчество – наиболее благоприятная среда для воспитания у обучающихся наблюдательности, самостоятельности, инициативности, смекалки, трудолюбия, упорства и целеустремленности. Одной из форм технического творчества являются кружки технического творчества.Технические кружки позволяют выявить скрытые возможности и творческие способности обучающихся, которые в процессе обучения могут быть не замечены мастерами и преподавателями.
Творческая деятельность обучающихся в кружках технического творчества побуждает к углублению знаний по общеобразовательным, общетехническим и профессиональным дисциплинам. Это проверенный путь к профессиональному интересу. Практика показывает, что обучающиеся, занимающиеся техническим творчеством, лучше успевают в учебе, легче овладевают профессией, более успешно совершенствуют квалификацию на производстве после окончания колледжа. Организовывая кружок технического творчества, я провожу индивидуальные беседы, а значит, лучше узнаю своих воспитанников, их склонности и интересы, изучаю скрытые возможности подростков. Тесный контакт с ребятами позволяет мне планировать работу кружка таким образом, что в техническое творчество вовлекаются и слабые обучающиеся. Начав с малого, поверив в свои силы, почувствовав интерес и вкус к творчеству, обучающиеся постепенно приобщаются к серьёзному творчеству.  Моя задача заключается, прежде всего, в том, чтобы развить у своих питомцев технические интересы, связанные с изучаемой профессией. Если мне удаётся этого добиться, то возрастает не только качество профессиональной подготовки будущих рабочих но, повышается их самооценка, и одновременно растет мой авторитет в глазах воспитанников. Разные обучающиеся приходят к нам в колледж. Часто не самые трудолюбивые и дисциплинированные, нередко с очень не простым характером, неприученные к труду, лишенные заботы и внимания со стороны родителей. Вовлекая «трудных подростков» в работу кружка, прививая им интерес к труду, выполняя вместе с ними творческую работу, я нахожу пути сближения с ними и меры воздействия на них. 
Вовлечение обучающихся в кружок технического творчества начинаю с первых дней обучения. При этом использую самые разные методы и приемы:

- групповые и индивидуальные беседы;
- показ лучших моделей, выполненных кружковцами;
- анкетирование;
- награждение кружковцев по результатам прошедшего учебного года в присутствии первокурсников;
- творческие отчеты и выступления кружковцев;
- организация открытого занятия кружка (для всех желающих первокурсников);
- организация выставки технического творчества;
- встреча с выпускниками, бывшими членами кружка, с рассказом о пользе технического творчества.

На первых занятиях кружка занимаемся изготовлением инструкционно-технологических карт, наглядных пособий для уроков учебной практики и теоретического обучения. Затем обучающимся предлагаю выполнить одно и тоже задание в различных вариантах. При этом каждый обучающийся ставится в ситуацию вынужденной активности и должен сам продумывать и усовершенствовать технологический процесс.

Для этого он вынужден обратиться не только к знаниям, полученным на уроке теоретического обучения, но и заглянуть в учебник, справочник, дополнительную литературу, что и обеспечивает развитие его технологических способностей. Постепенно от занятия к занятию, задания творческого характера усложняю. Техническим творчеством нельзя заниматься от случая к случаю. Обязательным является непрерывность в развитии творческих способностей обучающихся. Это позволяет создать своеобразную цепочку наращивания знаний и умений, вызывает развитие творческих способностей.  Занятие в кружке технического творчества способствуют тому, что обучающиеся начинают хорошо разбираться в чертежах и эскизах, могут быстрее ориентироваться в подборе материалов и инструментов, точно знают технологическую последовательность выполнения работ. Работа по составлению инструкционно-технологических карт заставляет обучающихся более подробно изучать ту или иную тему, определять технологическую последовательность операций, средства их выполнения и режимы. На занятиях кружка первокурсники изготавливают так же плакаты для уроков теоретического обучения и учебной практики. Занимаясь в кружке технического творчества, участвуя в различных конкурсах обучающиеся глубже познают азы своей профессии, восполняют пробелы в знаниях, повышают свою самооценку, развивают такое необходимое сегодня качество как профессиональная мобильность.
А профессиональная мобильность - это развитое техническое мышление, политехнизм деятельности, умение выделить значимое в результате труда, перенести ранее известный способ деятельности с типовыми объектами на конкретные производственные ситуации или из одной ситуации в другую, умение действовать с конкретными объектами и обобщено, эффективно и полезно. 

Наиболее благоприятная пора для технического творчества – это предвыпускная производственная практика. К моменту выхода на практику готовлю для обучающихся индивидуальные творческие задания. Эти задания могут соответствовать содержанию выпускной квалификационной работы, но могут и отличаться от нее. Но в любом случае самостоятельный творческий поиск, в который включаются обучающиеся, способствуют повышению их интереса к профессии, развитию технического мышления, творческого потенциала.


7. Результативность опыта

Как показывает практика-техническое творчество это интеллектуальный, практикоориентированный вывод обучающихся на самый высокий уровень освоения профессиональных компетенций, что подтверждается результатами Государственной итоговой аттестации обучающихся: все выпускные практические квалификационные работы получили высокую оценку, десяти обучающимся присвоены повышенные разряды и двое получили диплом с отличием.


8. Адресная направленность опыта

Опыт работы по развитию творческих способностей обучающихся универсален для любой профессии и специальности, можно использовать опыт в различных возрастных коллективах, с учетом возможностей и потребностей обучающихся.