Роль тьютора в современной системе образования

Современный уровень развития человеческой цивилизации, как уже отмечалось выше, ставит перед образованием задачу – формирование и развитие человека компетентного, свободного, инициативного, ответственного, умеющего действовать в условиях неопределенности. Решение этой задачи невозможно без появления в образовании новой педагогической фигуры, позиции, профессиитьютора, обеспечивающего индивидуализацию образования.

Тьютор наставник и друг 

Тьюторэто специалист, который изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития. 

В переводе с латинского тьюторэто наставник. Они появились ещё в XIV веке в Британских университетахОксфорде и Кембриджеи были посредниками между профессорами и студентами: помогали составить расписание, объясняли, как применять академические знания в реальном мире. 

Со временем функции тьютора значительно расширились. Этот специалист работает по принципу индивидуализации образовательного процесса: стандартизированное обучение не всегда эффективно, поэтому сейчас многие стремятся перевести своих детей на индивидуальный образовательный маршрут или семейное обучение. В современном образовании тьюторнезаменимый человек. Он поможет сделать процесс обучения наиболее эффективным именно для вашего ребёнка. На семейном образовании роль тьютора особенно важна, потому что родителям без педагогического опыта бывает трудно грамотно составить индивидуальный план обучения.

Программа тьюторского сопровождения полезна, если ребёнок: 

Не знает, чем он будет заниматься в будущем и не имеет интересов;

Потерял мотивацию к получению образования;

Хочет научиться самостоятельно ставить цели и обращаться с информацией по самообразованию;

Планирует перейти на индивидуальный учебный план. 

Отдельный вид тьюторовспециалисты сопровождения в инклюзивном образовании, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе. В обязанности тьютора здесь входит организация учёбы, нахождение сильных сторон у детей и помощь в их развитии. 

Тьюторпомощник школьника

Основная роль тьютора и на семейном образовании, и в школепомочь ребёнку определиться с вектором развития на ближайшее будущее. Обычно для этого проводится несколько личных консультаций, а для ребёнка на семейном образовании они могут быть проведены дистанционно. Работа тьютора состоит из нескольких этапов.

Профессия «тьютор» в мире профессий

Профессия «тьютор», несмотря на свою более чем девятисотлетнюю историю, может быть, в условиях российской действительности отнесена к категории новых, инновационных для отечественного образования и российского общества в целом, профессий. В России появилась и получила свое распространение в процессе общественного развития, в связи с необходимостью перехода российского общества на стадию информационного, постиндустриального общества.

В настоящий момент идет становление полного цикла воспроизводства профессии «тьютор», включающего в себя:

разработку и утверждение профессионального стандарта

тьюторской

деятельности;

разработку и внедрение в образовательную практику образовательного стандарта подготовки

тьюторов

в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

профессиональную образовательную подготовку

тьюторов

в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

процедуру

оценки и сертификации профессиональных

тьюторских

квалификаций.

Профессию «тьютор» можно отнести к типу профессий «человек-человек», к классу преобразующих профессий. Она основана на установлении взаимодействия между тьютором и тьюторантом. При этом, характер такого взаимодействия предполагает не отношения субъект (тьютор) – объект (тьюторант), а равноправные, субъект-субъектные отношения. Кроме того, предметом самих взаимоотношений между тьюторантом и тьютором является установление взаимовыгодных отношений между тьюторантом и субъектами социума, которые могут быть явными или потенциальными ресурсами в разработке и реализации тьюторантом его индивидуальной образовательной программы. В этом заключается выполнение тьютором одной из важных профессиональных функций – функций посредника, координатора взаимодействия. Когда в силу разных причин у тьюторанта возникают проблемы в коммуникации с субъектами социума, то на помощь к нему приходит тьютор, который помогает налаживать социальные контакты или связи как непосредственно, так и опосредованно, через освоение тьюторантом коммуникативно-рефлексивных методик, техник, технологий, культурных форм коммуникаций.

Исследовать интересы ребёнка

Тьютор выявляет те сферы, которые интересны школьнику и могут пригодиться в будущем. Это можно узнать при помощи тестов, доверительного диалога или «проб»: практических заданий, которые тьютор даёт ребёнку выполнить прямо на месте или дома, например, посещение мастер-класса или образовательного мероприятия, или же ребёнок может попробовать сделать что-то своими руками. 

Выявить сильные и слабые стороны

Для постановки цели и задач нужно понимать, от чего отталкиваться и с чем придётся работать. Для этого тьютор помогает ребёнку проанализировать свои сильные и слабые стороны, советует, над чем нужно поработать и как это сделать. А также во время консультаций он составляет ресурсную карту, в неё входят кружки, дополнительные занятия, возможности для самообразования, даже друзья и семья. 

Рассказывает о профессиях 

Профориентацияважный этап деятельности тьютора. На основе всех проведённых исследований тьютор подбирает несколько профессий, которые подходят ребёнку, и рассказывает о них подробнее: в чём заключается работа, тяжело ли учиться и какие предметы нужно подтянуть уже сейчас. На этом этапе тьютор помогает поставить образовательные цели и строит индивидуальный план обучения. 

Связующее звено между системой и ребёнком

Тьюторы обязательно имеют высшее педагогическое или психолого-педагогическое образование и проходят курсы повышения квалификации. Требования к тьютору очень высокие, ведь для ребёнка важно, сможет ли он довериться взрослому.

Должностные обязанности наставника в школе или на семейном образовании не сильно отличаются. Длительность тьюторского сопровождения обсуждается индивидуально с каждым ребёнком и родителем. Это могут быть 2-3 встречи, а иногда это работа на несколько месяцев. 

Обязанности тьютора:

анализ личности и интересов школьника;

оценка ресурсов ребёнка и помощь в формулировании цели;

составление индивидуального плана обучения;

помощь в профориентации;

анализ деятельности и результата работы ребёнка, корректировка учебного плана;

обучение самостоятельной корректировке стратегии образования и преодолению проблем и трудностей самообразования;

мотивирование на участие в проектной и научно-исследовательской деятельности;

проведение встреч с педагогами и родителями для обсуждения плана обучения, его корректировки и анализа результатов (на семейном образовании это обсуждается только с родителями);

помощь в сочетании учёбы с другими интересами. 

Важно, что профессия «тьютор» относится к преобразующим профессиям. Именно тьютор призван запустить главнейший «пусковой механизм» преобразования, развития, совершенствования человека – образование. При этом под «образованием» будем пони- мать не только и не столько целенаправленный процесс и результат воспитания, обучения и развития в интересах личности, общества и государства, сколько создание, осмысленное формирование каждым человеком собственного уникального, индивидуального образа в культуре.

При проектировании представителями общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация» отечественного варианта профессии «тьютор», а также моделей профессионального образования, в основу были положены следующие принципы:

взаимосвязь образовательной технологии (в том числе технологии

тьюторского

сопровождения) с этапом развития современной человеческой цивилизации (постиндустриальное, информационное общество);

профессиональное самоопределение личности;

прогностическое

отражение инновационного содержания профессий и др.

Кроме того, подчеркнем, что основной подход к решению проблемы профессиональной подготовки

тьюторов

стал не только отбор самоопределившихся претендентов, а проектирование технологического и индивидуализированного содержания образования, построенного на принципах открытости, индивидуализации, вариативности.

К числу актуальных в социальной сфере относится профессия тьютора как специалиста, чья деятельность направлена на создание условий для формирования и реализации человеком личностно-ресурсной программы, будь то область образования, культуры, здравоохранения, социальной помощи или физкультуры и спорта. Ответом на запрос потребителей государственных и частных услуг на индивидуализацию в социальной сфере, а также повышение ее ресурсности может служить индивидуализация маршрутов, программ конкретных участников взаимодействия с учетом их потребностей, интересов и запросов. Обеспечить реализацию нового подхода должен новый специалист, осуществляющий особый вид трудовой деятельности – тьюторское сопровождение. Тьюторское сопровождение направлено на создание условий по разработке и реализации подопечным личностно-ресурсной программы. В образовании такая программа приобретает вид индивидуальной образовательной программы (ИОП)

На сегодняшний день тьюторство пользуется большой популярностью среди образовательных учреждений различного вида. Это обусловлено тем, что в 2008 г. в перечне педагогических профессий появилась должность «тьютор» в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», № 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования».

Еще одна причина повышенного интереса к тьюторству заключается в том, что в настоящее время набирает популярность, а иногда составляет необходимость практика формирования, сопровождения и реализации основных образовательных программ, а также формирование условий их реализации. Именно на это ориентируют федеральные государственные стандарты нового поколения, образовательные организации соответствующего уровня. Одним из основных условий является организация образовательного процесса, основанная на принципах открытости, вариативности и индивидуализации, что ведет к возникновению социального заказа на технологии тьюторского сопровождения в современных образовательных организациях.

Мы являемся свидетелями построения нового социокультурного пространства, признающего ценность выбора каждой личностью собственного жизненного маршрута. На сегодняшний день люди стали более внимательно относиться к тому, какой стиль поведения выбирает каждый человек, поэтому так существенно изменились требования родителей к содержанию образования и его результативности. Общественный интерес к области образования возрастает, особенно относительно вопросов организации образовательного процесса, содержания обучения и возможности реализации личного заказа. В данных условиях возникает необходимость в построении и сопровождении индивидуальных образовательных маршрутов, создании индивидуальных образовательных программ, зачастую этот процесс требует выхода за пределы базовых программ учебных заведений. Данный процесс достаточно сложно организовать без помощника. Именно тьютор способен к поиску вместе с подопечным дополнительных возможностей за рамками образовательного учреждения, где было бы реально развернуть их индивидуальный образовательный маршрут: посещение дополнительных курсов, обучение на онлайн-платформах, дистанционное образование, вебинары, лекции и так далее. Именно такое расширение возможностей обучающегося выводит образование на новый уровень – открытое образовательное пространство.

Сфера деятельности современного тьютора достаточно широка. Тьютор занимается выявлением и поддержкой образовательных интересов обучающихся, организует участие ребенка в игровой, проектной, специально организованной деятельности, помогает в оформлении результатов деятельности, презентации достижений. Тьютор проводит мониторинг результатов образовательной деятельности подопечного, помогает оценить уровень эффективности обучения, при необходимости скорректировать, обеспечивает обратную связь с другими участниками образовательного процесса. В зависимости от возрастной группы и социального заказа содержание деятельности тьютора может меняться, могут возникать новые цели, задачи, с чем тьютор должен успешно справляться. Создание вариативных, гибких моделей тьюторского сопровождения ребенка на разных этапах развития должно быть направлено на обеспечение личностного роста, который зависит от его индивидуальных, возрастных особенностей, которые обязательно нужно учитывать. Именно этими факторами определяется круг интересов, потребности, запросы, ограничения и возможности в развитии.

Тьютор должен иметь представления об анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, чтобы эффективно строить план своей работы, взаимодействовать с детьми.

Тьютор примеряет на себя роль психолога, учителя, помощника, партнера, друга, что требует от него энергичности, заинтересованности и большой ответственности, ведь тьютор – это не просто дополнительный учитель или воспитатель, а посредник между традиционным педагогом и ребенком. Основная проблема, с которой сталкиваются образовательные учреждения, – это недостаток научно-методической информации о возможностях тьюторского сопровождения, необходимость рекомендаций по введению тьюторства в практику работы, которые включают как подготовку педагогов-тьюторов, так и рекомендации по общей направленности педагогического процесса, нормам взаимодействия участников, а также по документационному и нормативно-правовому обеспечению тьюторской деятельности.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что тьюторское сопровождение прошло длительный путь развития и оформления как педагогическая технология. В нашей стране тьюторство еще не приобрело окончательного содержания и оформления, в данном направлении ведется активная работа различных школ и исследователей.