Роль тьюторства в современной системе образования.

На данный момент наметилась тенденция в современной системе образования роста числа детей с особыми потребностями, в силу своих особенностей они недостаточно социализированы и адаптированы к школьному режиму и зачастую не успевают за ритмом жизни сверстников, поэтому таким детям конечно нужен тьютор. Благодаря тьюторству в образовательном учреждении решается ряд задач таких как: помощь реализации потенциала обучающихся, решение и проработка конкретных западающих тем, обеспечение непрерывного образования, отклик на конкретный образовательный запрос.

Конечно, не стоит говорить, что такое явление носит массовый характер, но современность вносит свои коррективы и в систему школьного образования. На мой взгляд направление и внедрение тьюторства в современной системе образования очень перспективное направление, которое можно успешно и продуктивно развивать.

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, в системах дополнительного и непрерывного образования. На текущий момент в России уже существует и активно работает ассоциация тьюторства, а педагогические университеты выпускают бакалавров и магистров в этом направлении. Организация деятельности тьютора на федеральном уровне — это непосредственно закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации деятельность тьютора определяется соответствующей нормативной базой — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой договор работника с работодателем.

Безусловно, как отмечают большинство учителей, индивидуальный подход даёт совсем другой процент качества успеваемости и обученности детей. Важно понимать, что тьютор это не учитель — это скорее посредник, проводник между учителем и обучающихся. Причём тьютор может играть разные роли в школе: тьютор воспитатель тьютор учитель, тьютор организатор.

В последнее время система тьюторства начала занимать лидирующие позиции и вышла из тени, в зарубежных странах этот опыт внедряется не одно десятилетие и конечно опыт накоплен очень большой. Для российской школы такая система может выступить интересным объектом исследования и изучения, а также может подтолкнуть на создание методической среды как в рамках одной школы, так и для дальнейшего обмена опытом.

Говоря о положительной стороне внедрения тьюторства, нельзя не отметить и отрицательные стороны или проблемы тьюторства в российской системе образования – это непонимание со стороны ряда учителей роль тьютора в школе, временные затраты на проработку индивидуального маршрута, на начальном этапе малый охват обучающихся. Закрепление за ребенком педагога-тьютора не означает, что он ежеминутно опекает ученика. Наоборот, он стремится поддерживать в нем самостоятельность. Это не нянька и не учитель, так как его задачей не является преподавание, и он не является психологом, задача которого состоит в том, чтобы скорректировать психическое развитие и создать нужную атмосферу для ученика.

Тьютор выявляет те сферы, которые интересны школьнику и могут пригодиться в будущем. Это можно узнать при помощи тестов, доверительного диалога или «проб»: практических заданий, которые тьютор даёт ребёнку выполнить прямо на месте или дома, например, посещение мастер-класса или образовательного мероприятия, или же ребёнок может попробовать сделать что-то своими руками. 

Тьютор помогает выявить сильные и слабые стороны развития ребенка, обозначая цели и задачи для его успешного развития. Для постановки цели и задач нужно понимать, от чего отталкиваться и с чем придётся работать. Для этого тьютор помогает ребёнку проанализировать свои сильные и слабые стороны, советует, как ребенку, так и родителям, над чем нужно поработать и как это сделать. А также во время консультаций он составляет ресурсную карту, в неё входят кружки, дополнительные занятия, возможности для самообразования, даже друзья и семья.

Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.

Тьютор в образовании это:

Наставник;

Посредник;

Человек, который научит

самостоятельно решать проблемы

(переводить их в задачи);

Позиция, сопрово

ждающая, поддерживающая процесс

самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения;

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

осуществление целеполагания;

мотивация и вовлечение обучающихся;

управление деятельностью и

мыследеятельностью

обучающихся;

коррекция деятельности обучающихся;

контроль выполнения заданий;

рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

При этом не стоит забывать, что тьютор должен взаимодействовать с учителями и другими специалистами (психологом, логопедом) и родителями, чтобы добиться нужного результата. Тьютор взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса в рамках направлений деятельности:

Направления деятельности тьюторского сопровождения для обучающихся с ОВЗ.

Оказание помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья в получении образования и освоении мира здоровых людей;

Оказание помощи педагогам образовательной организации по включению обучающегося с ОВЗ в условиях интегрированного (инклюзивного) образования;

Осуществление педагогического просвещения родителей, имеющих детей с ОВЗ;

Формирование адекватного отношения в обществе к людям с ОВЗ путём создания благоприятной среды для их успешного включения в современный социум.

Содержание и специфика деятельности тьютора обусловливается многими факторами:

спецификой нарушений развития ребёнка,

уровнем его активности,

степенью готовности образовательного учреждения к инклюзивному образованию, стадии его

включённости

в работу по развитию инклюзивной практики,

степенью подготовленнос

ти педагогического коллектива и

возможностью дополнительного образования,

степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей,

уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.

Тьюторскую деятельность прежде всего рассматривают как взаимодействие тьютора и обучающегося, направленное на понимание возможностей использования ресурсов образовательного и воспитательного пространства образовательной организации для построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

Подводя итог выше сказанному всем участникам образовательного процесса важно понимать, что для детей с особыми потребностями тьютор — незаменимый человек. Так как тьютор поможет сделать процесс обучения именно для вашего ребёнка наиболее гармоничным и эффективным, а на семейном образовании роль тьютора особенно важна, потому что родителям без педагогического опыта бывает трудно грамотно составить индивидуальный план обучения.