РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

СЛАЙД 2

Под инклюзивным образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Этот вопрос очень актуален, так как включение в учебно-воспитательный процесс школьного инклюзивного образования напрямую затрагивает не только психолога, дефектолога и педагога, но и учителя-логопеда.

СЛАЙД 3

Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ. У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, сопровождающиеся нарушениями речи. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

СЛАЙД 4

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Языковое образование и речевое развитие учащихся с нарушением речи и с ОВЗ - это широкая социальная задача.

СЛАЙД 5.

Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и устной речи составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.

СЛАЙД 6.

Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам.

В определении качества функционирования начальной ступени обучения ведущая роль принадлежит работе логопеда, так как без специальных коррекционно-развивающих занятий невозможно подавление основного дефекта и выравнивания детей до нормально развивающихся сверстников.

СЛАЙД 7.

Именно логопедическая служба создает условия для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с задержанным развитием. Качественный уровень работы логопедической службы отражен, прежде всего, в постоянной диагностической работе, в составлении программ индивидуального сопровождения с учетом типологии задержки, в комплексной оценке развития ребенка, в консультировании учителей педагогического коллектива в вопросах обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

СЛАЙД 8.

Основными задачами учителя-логопеда являются:

Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;

Предупреждение и профилактика речевых нарушений;

Пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.

СЛАЙД 9

Для открытия логопедического пункта в школе вам поможет:

1. ПИСЬМО Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ".

2. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией, авторы Ястребова А.В., Бессонова Т.П.)

Логопедический пункт в нашей школе открыт впервые, поэтому первоочередной задачей было выявить детей с нарушениями речи, их оказалось более 40.

В процессе проведенной диагностики, знакомства с медицинскими документами развития детей, бесед с родителями, выявлены две группы детей: с ЗПР и группа детей с сохранным интеллектом, но все эти дети имеют всевозможные нарушения речи.

Поэтому, для качественного логопедического сопровождения учебного процесса были составлены две программы коррекционно-развивающих занятий, которые соответствуют специфике работы с такими детьми и решают следующие задачи:

активизация

познавательной

деятельности

учащихся

;

повышение уровня их умственного развития;

нормализация

учебной

деятельности

;

коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;

социально-трудовая

адаптация

.

СЛАЙД 10.

Обе программы рассчитаны на 4 года обучения ребенка и основываются на следующих теоретических положениях и принципах:

Усвоение языковой системы языка детьми должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

Взаимосвязь

речи

и

моторики

.

Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

Осуществление

индивидуально

-

дифференцированного

подхода

Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего,

положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям, значимости правильного письма в обыденной жизни человека, познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений), графомоторного навыка и мелкой моторики, саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, так как на первый план у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением), поведенческой и эмоционально – волевой сферы.

В качестве средств активизации учения выступают содержание, методы, приемы и формы организации учебного процесса. Формой организации совместной деятельности учителя-логопеда и обучающихся является логопедическое занятие.

При подборе содержания логопедических занятий для учащихся с нарушениями речи я учитываю, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускаю излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группы, отобранных мною детей с ОНР крайне неоднородны, я отбираю содержание для каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя логопеда с учащимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

СЛАЙД 11.

Задачи, которые ставлю перед собой в коррекционно-логопедической работе это:

-коррекция нарушений звукопроизношения и искажений звукослоговой структуры слова;

-развитие лексики обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепления связи между словами);

-формирование морфологической и синтаксической системы языка;

-развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

СЛАЙД 12.

-формирование структуры анализа предложений;

-коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

-развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

-развитие зрительного восприятия, анализа зрительной памяти;

-формирование пространственных представлений;

-развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

-развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи;

-создание полноценной языковой среды.

СЛАЙД 13.

Каким же образом строится работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного обучения детей с ЗПР?

К особенностям логопедического сопровождения детей с ОВЗ, имеющих ЗПР относится:

Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.

Весь процесс  логопедической работы направлен  на  формирование мыслительных  операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Планирование  составляется  таким образом, чтобы коррекционная  работа осуществлялась  над  речевой  системой в целом  (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи)

Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий являются следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и так далее.

СЛАЙД 14.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ имеющих ЗПР на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий

(с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Работа с бланковыми методиками.

 

Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению

субтестовых

заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня

обученности

, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений.

3. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Узелки на память

(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

 

СЛАЙД 15

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и так далее.

Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, так как, чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Использование

кинезиологических

упражнений на логопедических занятиях

.

.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма.   7. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Использование презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия

органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.

В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации приносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

9. Активные методы рефлексии.

Это - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия содержания учебного материала

 

(её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

рефлексия деятельности

 

(ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ имеющих ЗПР наиболее часто используется  рефлексия настроения и эмоционального состояния, а так же рефлексия окончания логопедического занятия

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится ко всем детям с нарушениями речи.

СЛАЙД 16.

Каков же алгоритм логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

На первом этапе идет

Работа по выявлению учащихся нуждающихся в логопедической помощи.

Она включает в себя:

Обследование обучающихся, анализ результатов.

Обследование обучающихся индивидуального обучения, анализ результатов.

Работа с учителями: индивидуальные беседы; знакомства учителей с результатами обследования.

СЛАЙД 17

Работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации; знакомство родителей с результатами обследования.

Взаимодействие с врачом: ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых нарушений; ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК; своевременное направление детей к врачам-специалистам и на ПМПК.

СЛАЙД 18.

На втором этапе проводится:

Организационная работа.

В неё входят:

Оформление документации.

Составление планов работы (годовой,

перспективный

, календарный) и маршрутов сопровождения.

Оформление журналов логопедического кабинета и учёта детей с нарушением устной и письменной речи

.

(

правила ведения есть в указанном методическом письме)

Заполнение речевых карт (в

раздатке

)

СЛАЙД 19.

Комплектование групп, назначение индивидуальных и групповых занятий.

Утверждение расписания занятий.

Оборудование кабинета (подбор и изготовление материала, игр с учётом специфики работы с учащимися с речевой патологией).

СЛАЙД 20.

Необходимость работы учителя-логопеда подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся. Учитывая, что дисграфия (Это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдается стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме) и дислексия (Это нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению) у детей с задержанным развитием возникает на фоне общего недоразвития речи, коррекция нарушений письменной речи ведется на основе лексической темы, что способствует активизации и обогащению словаря учащихся.

СЛАЙД 21.

И все же первостепенное значение в логопедическом сопровождении детей с задержанным развитием принадлежит формированию связной речи. Это обусловлено потребностями детей, т.к. учитель, работающий в начальной школе, не имеет возможности глубоко и полно подготовить ребенка в вопросах формирования у него текстовой деятельности.

СЛАЙД 22.

После обучения в начальной школе логопеду удается скоррегировать фонематический слух, частично лексико-грамматический строй, а вот развитие связной речи остается на низком уровне. Следовательно, дети не готовы в среднем звене к самостоятельной текстовой деятельности (к написанию изложений, сочинений, описательных рассказов и т.д.), решение этого вопроса ложится на плечи учителя.

Таким образом, можно говорить о том, что работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей

В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и

положительных, которые используются в процессе компенсации, то есть используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

СЛАЙД 23.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование. 
Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал в игровой форме, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.

Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные и групповые занятия. Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться результатов в логопедической работе позволят:

• тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям

• оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

• компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

(демонстрация:

1.для развития и коррекции графомоторных функций, массажа пальцев рук использую - сосновые шишки, грецкие орехи, всевозможные тренажеры в виде зубных жестких щеток, массажных мячиков с шипами, попрыгунчики, бигудей с липучками, прищепок

Кусается сильно котенок глупыш

Он думает – это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе-кыш!

мозаики, крупы в мешочках, фасоли, аппликатор Кузнецова, исполненный в виде пианино); мячики с шипами использую для массажа лица детям с дизартрией и с нарушением голоса, что коррегирует патологию движения мышц лицевого аппарата и нормализует мимическую мускулатуру.

2. для развития и коррекции артикуляционного аппарата использую- дыхательную гимнастику ( дуть в дудочку, губную гармошку, трубочку, опущенную в воду, на куриное перо, бумажный кораблик, надувать шарик, мыльный пузырь) и артикуляционную гимнастику перед зеркалами -«Улыбочка, окошечко, лопатка, грибочек, чашечка, жало и другие), для дизартриков используется массаж языка при помощи всевозможных логопедических зондов (я использую соску и зубную щетку т.к. дети зонды отвергают и даже боятся);

3.для развития внимания, логических рассуждений, мышления, памяти использую - игры в виде пазлов, разрезные картинки, игровые тренажеры и развивающие игры, игры с мячом «Кто? Что?», «Фрукты и овощи», «Действия предметов и признаки предметов» и другие;

4.для коррекции звукопроизношения использую Логопедки. Это не просто рассматривание картинок, а целая система вопросов и заданий (прочитать)

СЛАЙД 24.

Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость.

Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные прог

раммы, инновационные технологии

СЛАЙД 25.

Система логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями, без которого невозможно функционирование образовательной организации.

СЛАЙД 26

Спасибо за внимание!