РОЛЬ УРОКОВ ХОРЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

Я, Краснова Кира Анатольевна учитель хореографии высшей категории  МБОУ ?Гимназия 46? город Чебоксары, Республика Чувашия, Россия.
         В современных социально-экономических условиях российское образование, несмотря на действие многих негативных факторов, имеет широкие перспективы развития.
         Закон РФ ?Об образовании?, ?Федеральная программа развития образования на 1999-2005 гг.?, ?Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.?, ?Национальная доктрина РФ?, ?Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.? намечают направления, в рамках которых развивается российское образование. Происходит обновление целей образования. Приоритетным становится не объем усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных  возможностей человека.
         Кроме развития интеллекта, современные цели обучения охватывают развитие эмоций, воли, формирование потребностей, интересов, становление идеалов, черт характера. Обучение должно быть направлено на гармоничное развитие личности и индивидуальности растущего человека, на реализацию заложенных в нем возможностей. Ставится задача создать условия для  развития творческих способностей ученика. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребенка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности ребенка.
          Есть вид человеческой деятельности, создающий целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не логических законов – это искусство.
          Наука и искусство – два средства в равной степени способствующие познанию, преобразованию мира и формированию личности, гармонично развитой личности. [5]
          Гармония – соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое  органичное целое. Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого.
          Школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого ученика, внутри которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим и физическим развитием личности. [6]
           В настоящее время  на образовательные области ?Искусство? и ?Физическая культура? в учебном плане в начальной школе отводится в среднем примерно 17% учебного времени, с пятого по девятый классы 13%, а в старших классах искусство вообще исключено из плана, а на физическое развитие отведено всего лишь 5% учебного времени.

           В ?Концепции  содержания образовательной области ?Искусство? в 12-ти летней школе?, утвержденной  Министерством образования РФ в 2000 году, говорится об уникальности и значимости предметов входящих в образовательную область ?Искусство?, об их влиянии на развитие эмоционально – нравственной и сенсорной культуры личности , о том, что именно эти предметы непосредственно развивают воображение и творческие способности учащихся. По мере изменения места искусства в общественном сознании и в совершенствовании системы подготовки преподавателей в образовательную область ?Искусство? будут включаться такие предметы, как танец (ритмика, музыкальные движения), театр, художественная фотография, экранные искусства[1].
           Школа остается центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры школьника. Такое искусство, как хореография играет не менее значительную роль в воспитании подрастающего поколения, чем музыка и изобразительное искусство, хореография развивает эмоциональную сферу и совершенствует человека физически.
           Всем нам известно, какую большую роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания, сердца, ритм суток и времени года, ритм работы и музыки. Любое движение подчиненное  определенному ритму – это уже танец. Нигде так гармонично не развивается тело и душа как в танце. Поэтому танец столь важен и необходим для образования и развития детей. Чем меньше мы работаем физически, тем меньше способны воспринимать сигналы нашего тела и реагировать на них. На уроках хореографии мы имеем возможность научить детей понимать сигналы их тел. Когда осознание ребенком своего тела в дальнейшем  приведет к чувству ответственности за него, тогда образование через танец достигнет очень важной цели, оно станет не только элементом культурного или художественного воспитания, но вернет человеку его собственный инструмент- его тело[4].
           Потребность в движении  присуще людям, и чем моложе  человек, тем эта потребность может удовлетворяться полнее. Неправильная организация режима дня и недостаточное внимание  к физическому воспитанию школьника могут неблагоприятно отразиться на его здоровье и физическом развитии, а это может привести к развитию различных  психологических комплексов. Поэтому двигательную ?расточительность?, двигательную активность, потребность ребенка в движении важно организовать и направить в нужное русло – на освоение поэтически-красивой, образно-метафоричной, движенческо-двигательной системы хореографического искусства. Существенную роль в этом могут сыграть уроки хореографии.
          Хореография – искусство, в котором музыка оживает в движении, а тело приобретает пластичность , изящество и красоту [6].
          В последнее время в прессе и на сайтах Интернета стали появляться публикации, предлагающие введение хореографии в учебный план школы. Так Н.Б. Панасюк выдвигает свою концепцию обучения детей классическому танцу в общеобразовательной школе с 1 по 9 классы.  С.В. Кононова предлагает программу обучения хореографии для начальной школы. Ознакомившись с различными программами, исходя из личного опыта, я пришла к мнению, что хореография может и должна изучаться в школе как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности при условии что: 
- содержание программы должно определяться оптимальным объемом движений классического, народного, историко-бытового и бального танцев, которые смогут освоить школьники  на протяжении  обучения программы;
-  построение по историческому принципу поможет эмоционально-образному восприятию материала;
-  освоение материала не потребует наличия у ребенка профессиональных данных.

          Работая в гимназии, на протяжении 10 лет учителем хореографии, в своей деятельности я опираюсь на авторскую программу В.Г.Шершнева ?Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста средствами ритмики и хореографии?, включая свои собственные разработки в проведении уроков. Также я  обращаюсь к различным справочным материалам в области педагогики и психологии, богатому опыту  известных мастеров танца  как Ваганова А.Я., Ткаченко Т.С., к работам педагогов в сфере художественного творчества детей.
           В младшем возрасте дети особенно активны. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания  образов ? при посредстве собственного тела? Следовательно, танец  с его богатой образно-художественной системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества. Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:
- способствует развитию  мышечной выразительности тела; формирует фигуру, осанку; устраняет недостатки физического развития; укрепляет здоровье;
-  формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться  в ограниченном сценическом пространстве;
- воспитывает общую музыкальную культуру; развивает слух, темпо-метро-ритм,  знание простых музыкальных форм, стиля и характера произведения;
- формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;
- развивает творческие способности детей ( внимание, мышление, воображение, фантазию ), способствует  активному познанию окружающей действительности;
- воспитывает коммуникативные способности детей;
- пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры, воспитывает толерантность к национальным культурам других народов.
         Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе образования детей [4].
          Характерные особенности программы:
- художественно-эстетическая направленность (народно-сценический танец с элементами свободной пластики). Основной акцент в работе с детьми я делаю на освоение родной, русской национальной культуры. Ритмика, гимнастика, игра, элементы классического танца – это средства в достижении основной цели.
- создание своей собственной разработанной системы хореографической работы с детьми, на основе программы Шершнева и ведущих методик по хореографии, адаптированных для детей младшего возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
- комплексный подход в обучении, его многожанровый характер ( разнообразные виды ритмики, партерная гимнастика, национальная хореография, элементы классического танца, современного танца, свободная пластика, игры, пантомима, импровизация. Все это обеспечивает гармонический, комплексный характер обучения. Кроме того, комплексность и многожанровость обеспечивает выявить наклонности ребенка и развить творческие способности в определенном виде танцевального искусства.
- создание оптимистической комфортной психоэмоциональной атмосферы занятия, в которой ребенок может спокойно  работать. Сохранить радость, детскую непосредственность восприятия, эмоционально раскрепостить ребенка для успешного освоения материала и проявления творческих способностей [7].
           Цели программы:
- развивающая, личностная – развитие стойкого интереса к хореографическому искусству, а также художественно-творческих способностей с учетом их индивидуальных особенностей;
- образовательная, профессиональная – освоение детьми  основ хореографии, приобретение ими базовых знаний, качества, навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей;
- воспитательная, общекультурная – расширение кругозора, воспитание общей культуры, художественного восприятия, коллективизма, гуманизма.
            Задачи программы:
- формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка;
- ознакомление детей с историей возникновения и развития хореографического искусства;
- поэтапное овладение детьми основами хореографии ( народно-сценического танца, классического,  историко-бытового, современного танца);
- развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков;
- развитие элементарных пространственных представлений, ориентации детей в ограниченном сценическом пространстве;
- формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения;
- развитие воображения, фантазии, творчества, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала.
         Концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах: систематичность, доступность, последовательность, учет возрастных особенностей, индивидуализация, наглядность, научность, сознательность, активность, связь теории с практикой, актуальность, результативность [3].
         Весь курс разбит на две части: подготовительную – ?Ритмика?  и основную ?Танец?.
         Первая часть программы включает ритмические упражнения, движения под музыку, партерную гимнастику, упражнения и движения классического, народного и бального танцев, все они обеспечивают формирование осанки, правильную постановку корпуса, рук, ног, головы, развивают физические данные, тренируют дыхание, воспитывают эмоции, развивают творчество.
          Вторая часть программы ?Танец? - это общеразвивающие упражнения (разминка), элементы классического и народного танцев, историко-бытовой танец. 
           В ходе выявления и анализа влияния танца на формирование личности, можно выделить следующие критерии :
- общефизическое и двигательное развитие;
- музыкально-ритмическое и эмоциональное развитие;
- здоровье;
- развитие моторной, слуховой и образной памяти;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие зрительной памяти;
- развитие творческого потенциала;
- общекультурное развитие
           В процессе работы  совместно с психологом школы, используя  методические рекомендации таких авторов как Ткаченко, Буренину и конечно же Шершнева, мною был подобран и разработан ряд тестов, позволяющих отследить уровень развития различных качеств личности учащихся, их эмоциональное состояние[7].
           Выполнение тестов оценивалось по уровням:
- низкий уровень – развитие качества и навыков только начинается
- средний уровень – качество и навык находятся в развитии
- высокий уровень – качество и навык для данного возраста в хорошем развитии
         Отслеживание проводилось во время контрольных уроков в начале четверти и в конце года по результатам специально разработанных тестов.
Основной итог подводился  в конце учебного года
          На основании критериев музыкально-ритмического (слух, ритм) и эмоционального ( пластическая передача характера и настроения музыки ) развития можно сделать вывод,  что учащиеся 1.2.3.4 классов :
- знают, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом , ритмом и характером музыки;
- могут определить размер незнакомого музыкального произведения, передать  хлопками ритмический рисунок;
- умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, веселый, торжественный)
- получают удовольствие от занятий  танцем.
           В результате проведенного исследования были сделаны выводы, что уроки хореографии оказывают значительное действие  на развитие таких видов  памяти, как моторная, слуховая и образная.

       
 Класс

Кол-во уч-ся
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень



Нач. года
Конец года
Нач. года
Конец года
Нач. года
Конец года

1  ?В? 
27
17 
5
7
10
3
12

2  ?А?
25
20
8
4
12
1
5

3  ?А?
25
12
6
11
16
2
3

4  ?Г?
28
8
3
14
12
6
13


       Исследования в области коммуникативных навыков проводились методом наблюдения учащихся третьего класса по следующим параметрам:
- синхронность исполнения движений;
- поведение партнера;
- соблюдение этикета обоих партнеров.
         К концу года учащиеся  научились движения исполнять в ?ансамбле?, возросла ведущая роль и ответственность партнера, мальчики начали проявлять некоторые признаки мужского поведения: пропускать вперед девочку, уступать место. Девочки научились отвечать на приглашение к танцу вежливо, без выражения отрицательных эмоций. 
        В творческом  развитии  учащихся по результатам  тестовых упражнений было выявлено:
- учащиеся стали меньше копировать друг друга, появилось больше самостоятельности в выполнении  движений, стал проявляться  характер музыки, позы  стали более выразительны;
- учащиеся с удовольствием сочиняют танцевальные комбинации на различную музыку;
- научились комбинировать сложные пространственные перестроения ;
- научились образно мыслить в танце, импровизировать.
         Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств ребенка, которые недостаточно развиваются на других уроках: активное творческое мышление, воображение, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие.
Занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.;
         Развитие всех этих качеств в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств  способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития творческой личности  [6].

?Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств?
                                                                         В.А.Сухомлинский
                 
Использованная литература:
Бондаренко Л. ?Ритмика и танец? - Киев, 1972г.
Ветлугина Н.А. ?Музыкальное развитие ребенка? - М., 1968.
Выготский Л.С. ?Воображение и творчество? -М.,1991.
Комарова Т.С. ?Дети в мире творчества?- М. 1995.
Конорова Е.В. ?Методическое пособие по ритмике? - М. 1972.
Фокина Е.Н. ?Хореографическое искусство? Тюмень 2002. 
Шершнев В.Г. ?От ритмики к танцу? - М. 2004