Доклад на тему: «Роль внеучебной деятельности в процессе адаптации первокурсников к студенческой жизни»
Введение (слайд 1)
В современном мире образование играет ключевую роль в формировании личности и подготовке к будущей профессиональной деятельности. Переход от школьной системы образования к системе образования в техникуме – важный этап в жизни каждого студента.
Адаптация к новым условиям обучения, социальным нормам и требованиям требует значительных усилий со стороны первокурсника. Однако успешность этого процесса зависит не только от учебной нагрузки, но и от того, насколько активно студент участвует во внеучебных мероприятиях.
В условиях постоянно меняющегося общества важно не только получить знания и навыки, но и научиться адаптироваться к новым условиям, находить общий язык с окружающими людьми и развивать свои способности.
В этом контексте роль внеучебной деятельности становится особенно значимой, поскольку она помогает студентам адаптироваться к новой среде, формирует у них чувство принадлежности к коллективу и способствует развитию важных жизненных навыков.
1. Понятие социальной адаптации
Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к изменяющимся социальным условиям. Она включает в себя усвоение новых норм и ценностей, формирование социальных связей и ролей, а также развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Для студентов первого курса социальная адаптация особенно важна, так как они сталкиваются с новой образовательной средой, требованиями и ожиданиями преподавателей и однокурсников.
2. Виды внеучебной деятельности (слайд 2)
Внеурочная занятость — это деятельность, которая выходит за рамки основной образовательной программы. В нашем техникуме это:
- спортивные секции (Участие в спортивных секциях способствует физическому развитию, формированию дисциплины, командного духа и стрессоустойчивости. Это также хороший способ завести новых друзей и весело провести время).
- творческие кружки, студии (Кружки по вокалу, хореографии. театральному искусству. прикладному творчеству, художественному слову или конкурсы рисунов, фотографий, позволяют раскрыть творческий потенциал, развить эстетический вкус и найти новые интересы. Это также возможность для самовыражения и самореализации).
- научные кружки, объединения (Участие в научных кружках и проектах позволяет углубить знания, получить практические навыки, познакомиться с научными исследованиями и развивать интерес к выбранной специальности).
Участие во внеурочной деятельности помогает студентам-первокурсникам:
познакомиться с новыми людьми;
найти единомышленников и друзей;
развить коммуникативные навыки;
преодолеть стеснительность и неуверенность;
проявить свои таланты и способности;
получить новый опыт и знания.
3. Социальная адаптация через участие во внеучебных активностях (слайд 3)
Участие в клубах, секциях, кружках и других формах внеучебного взаимодействия позволяет студентам быстро наладить новые социальные связи. Это особенно важно для тех, кто приезжает учиться в другой город или область, страну. Через такие мероприятия студенты могут найти единомышленников, друзей, что значительно облегчает им переходный период. Социальная активность помогает снизить уровень стресса, связанного с новыми условиями проживания и учебы, и создает ощущение комфорта и поддержки.
4. Развитие коммуникативных навыков (слайд 4)
Во многих внеучебных проектах и инициативах требуется взаимодействие с другими студентами, преподавателями и даже представителями общественности. Такие ситуации способствуют развитию навыков общения, умения работать в команде, принимать решения и находить компромисс. Эти навыки необходимы не только в учебе, но и в дальнейшей профессиональной карьере.
5. Выработка уверенности в себе (слайд 5)
Большую роль в адаптации первокурсников играет подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий. Это помогает студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность. Они на деле поймут, что успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Любая творческая работа, выполненная совместно, развивает в студентах не только дух коллективизма, но и здорового и позитивного патриотизма. Чувство единства с сокурсниками приносит глубокое моральное удовлетворение, зарождая заслуженную и
обоснованную гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей, при этом значительно повышая чувство собственного достоинства — это мощный фактор для самоутверждения личности. Главным в адаптации является процесс психoлогической перестpойки личности студента, его заинтересованности, а также желание пpиспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже. И здесь немаловажную роль играет самостоятельная работа студента, а задачей является не только успешнее, быстрее и эффективнее адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения и профессиональные навыки, но и научит «влиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «вжиться» в реальные условия новой его жизни.
Садов Алексей Селюк Илья
6. Повышение Мотивации (слайд 6)
Кроме того, внеурочная занятость способствует повышению мотивации к учёбе и улучшению успеваемости. Студенты, которые участвуют во внеучебных мероприятиях, обычно более заинтересованы в получении знаний и навыков, необходимых для будущей профессии. Они также лучше справляются с учебными нагрузками и стрессом, связанным с адаптацией к новой среде. На примере недавнего исторического квиза, где наши студенты заняли 3 место по району.
7. Развитие навыков самоорганизации (слайд 7)
Работа студенческого совета
Студенты, которые активно участвуют во внеурочной занятости, обычно имеют более высокую самооценку и уверенность в себе. Они также более открыты к новому опыту и готовы к изменениям. Это яркий пример первокурсникам. С начала сентября массовое первое мероприятие это конференция студенческого совета. Общение вне занятий с активными студентами помогает новичкам быстрее адаптироваться к требованиям учебного процесса и успешно справляться с трудностями. Глядя на таких активных ребят многие студенты берут с них пример, этому тоже способствуют наши студенческие советы, школы наставников, старостаты.
Уже на отчетно -выборной конференции видно кто есть лидеры, кто только присматривается, конечно кому то надо больше времени и смелости для кого то можно сразу в бой!
На примере работы сектора ДИП прекрасно видно что активы групп уже включились в работу, быстро реагируют на задания и ответственно подходят к своим обязанностям.
Студенческий актив недавно был на областном форуме Сообщество
в рамках областного форума "Сообщество" состоялся очный этап регионального форума студенческих объединений.
Наши активисты представили доклад о деятельности студенческого совета. Ребята с большим удовольствием и интересом приняли участие в форуме, где с гордостью делились своим опытом реализации различных проектов в стенах нашего техникума и перенимали опыт других учебных заведений региона".
8. Наставничество (слайд 8)
На примере прошедших мероприятий с сентября месяца можно увидеть что те ребята у кого были помошники в качестве кл. руководителей, студентов наставников старших курсов, прекрасно справляются с заданиями и они быстрей адаптировались в наших новых условиях а также принимают активное участие в мероприятиях техникума.
Личный пример а тем более совместное участие кл. руководителя с группой в мероприятии это самая большая мотивация для студента.
9. Важность участия в внеучебной деятельности (слайд 9)
- Улучшение академической успеваемости
Исследования показывают, что студенты, активно участвующие во внеучебной деятельности, имеют более высокие показатели успеваемости, так как внеучебные занятия способствуют развитию мотивации, самоорганизации и концентрации.
- Развитие личностных качеств
Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности. Внеучебная деятельность позволяет первокурсникам развивать лидерские качества, коммуникативные навыки, умение работать в команде, творчески мыслить, принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность. Это помогает им стать более зрелыми и уверенными в себе.
- Формирование профессиональных связей
Участие в профессиональных кружках, стажировках и волонтерских проектах позволяет первокурсникам начать строить профессиональные связи, получить ценный опыт и определиться с будущей профессией.
10. Рекомендации для классных руководителей (слайд 10)
Методика изучения мотивов вовлечения студента во внеурочную общественную деятельность
Интересное дело
Возможность общения с разными людьми
Возможность оказание помощи другим
Передача своих знаний и опыта
Возможность проявления творчества
Получение новых знаний и умений
Возможность руководить другими
Участие в делах своего коллектива
Возможность заслужить уважение друзей
Возможность делать добрые дела для других
Возможность выделиться среди других
Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Результаты
3, 4, 8, 10 – коллективные мотивы (явно заинтересованные, но скрывающие свои возможности или закомплексованные
1, 2, 5, 6, 12 – личностные мотивы (явно заинтересованные в деятельности)
7, 9, 11 – престижные мотивы (явные лидеры –руководители)
11. Заключение (слайд 11)
- Внеучебная деятельность играет неоценимую роль в процессе адаптации первокурсников к студенческой жизни. Она способствует социальной, академической и психологической адаптации, развитию личностных качеств и профессиональных навыков.
- Правильно поставленная внеурочная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.
- Участие во внеучебных мероприятиях делает студенческую жизнь более интересной, насыщенной и продуктивной, помогая первокурсникам стать успешными студентами, выпускниками и счастливыми людьми.