* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Emphasis {font-style: italic;}

Кириловец Наталья Федоровна, воспитатель ГПД МБОУ "Специализированная школа с углублённым изучением гуманитарных дисциплин № 18 г. Донецка"

+79493024584

Роль воспитателя группы продленного дня в формировании

культурно-патриотического воспитания младших школьников

Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скрепленный общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.

Обеспечение культурно-патриотического воспитания гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики.

Образовательные организации Донецкой Народной Республики решают проблемы, связанные с повышение уровня физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, воспитанием морально-нравственных ориентиров, базовых ценностей, таких, как Родина, патриотизм, семья.

Особая роль в воспитании в духе патриотизма отводится образовательным организациям, так как именно здесь работают квалифицированные специалисты. И никто не будет возражать, если мы станем утверждать, что большая роль в этой области ложится на плечи учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня. Почему?

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников.

В этом возрасте происходит развитие высших чувств: эстетических, интеллектуальных, нравственных. Но, как воспитать это великое чувство в наших детях, детях XXI века - века телевидения, информационно - компьютерных технологий, когда разрушаются прежние идеалы и устои? Патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время, поэтому необходима упорная и систематическая работа с подрастающим поколением в рамках внеурочной деятельности патриотической направленности, краеведческих кружков, различных внешкольных мероприятий.

От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в группе продлённого дня, насколько правильно произведён отбор содержания, видов деятельности, её форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

У младших школьников формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и живут. В начальной школе воспитатель группы продленного дня должен стремиться не просто рассказать детям о патриотизме, но и постараться добиться, чтобы это слово вошло в сознание учеников, чтобы с учетом этого слова они строили свое поведение, чтобы оно стало определяющем при решении каких-либо проблем, чтобы оно прочно вошло в их жизнь.

Любовь к родной земле проявляется в любви к родному дому, родной школы, родной улицы, города. Это первоначальное состояние патриотизма. Школьник получает свой патриотический опыт спонтанно. Он естественно и незаметно привыкает к окружающей среде, родному слову, быту и традициям своего народа. 

Эффективность культурно-патриотического воспитания младших школьников обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеурочной работы и требует комплексной организации, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное, героико-мемориальное, дидактическое.

Направления и формы патриотического воспитания:

- Историко-краеведческое направление: знакомство детей с историей и культурой родного края является основой для патриотического воспитания подрастающего поколения, следовательно, педагогу необходимо подобрать такие методы работы, которые позволят вызвать эмоциональный отклик детей и желание самостоятельно получать знания. К таким формам работы относятся, например, викторины, составление рассказов, подбор пословиц с краеведческой тематикой, создание альбомов с иллюстрациями о животном и растительном мире родного края, об его истории, архитектуре, известных людях, проведения классных часов, посвящённых малой Родине, заочное путешествие «Наш край в далёком прошлом», посещение музеев и выставок народного творчества.

Организация и проведения мероприятий, посвященных государственным праздникам направленных на:

получение первоначальных представлений о Конституции

Донецкой Народной Республики

, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом

Донецкой Народной Республики

;

ознакомление с героическими страницами истории

родного края

, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина

республики

;

ознакомление с историей и культурой родного края, народным

творчеством, традициями

;

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значе

нием государственных праздников.

- Литературно-музыкальное направление: изучение народного фольклора, произведений и творчества местных писателей и поэтов, формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания.

Основные формы работы: фольклорный фестиваль, работа в кружках, участие в народных праздниках «Масленица», инсценирование народных сказок, конкурс частушечников, конкурс стихов, конкурс военной песни.

- Физкультурно-оздоровительное направление: возрождение и развитие народных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми.

Основные формы работы: соревнования, спортивные игры «В здоровом теле здоровый дух».

- Экологическое направление: воспитание любви к природе, охрана и изучение природы родного края.

Основные формы работы: акция «Сбережём первоцвет», конкурс – выставка «Природа и мы», операция «Живи, книга».

- Трудовое направление: привитие трудовых навыков каждому ребёнку, воспитание потребности заботится о чистоте, уюте, порядке в доме, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм.

Основные формы работы: изготовление оберегов, работа кружков.

- Семейное направление: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи.

Основные формы работы: конкурс, беседа «Семейные праздники», составление генеалогического древа «Моя родословная», встреча с семейными династиями, родительские собрания гражданско-патриотической направленности, привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников, совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии).

- Героико-патриотическое направление: формирование чувств гордости героической историей Родины, гражданской позиции, участие в возрождении народных традиций, обычаев.

Основные формы работы: урок мужества, вахта Памяти, акция «Подарок ветерану», игра-путешествие «История моего города – история моей страны».

Система работы по культурно-патриотическому воспитанию младших школьников основана на интеграции различных видов детской деятельности: учебной, речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой.

Воспитатель группы продленного дня играет значимую роль в воспитании патриотизма. От его личностных качеств и от того, как он организует воспитательную работу, зависит поймут ли, учащиеся значение слова, усвоят ли его, будут ли им руководствоваться в своей жизни, направят ли свою деятельность на служение во благо родине, станут ли действительно патриотами Отечества. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов Донецкой Народной Республики.

 

Список литературы:

Агапова H.A., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе Текст. М.: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.

Башмакова, С. Н. Патриотическое воспитание младшего

школьника / С. Н. Башмакова. -

Текст: непосредственный, электронный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. С

анкт-Петербург, июль 2015 г.). -

Санкт-Петер

бург: Свое издательство, 2015. -

С. 66-68

.

Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в началь

ной школе// Начальная школа.

2007. - №7. С. 29-33

Концепция

патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики

(

приказ Министерства образования и науки Донец

кой Народной Республики от 17 июля 2015 г. № 322

[Электрон. ресурс]

. – Режим доступа:

URL:/

http://donvospitanije.ucoz.net/load/prikazy/plan_meroprijatij_po_re

alizac

.

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики

(

приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 г. № 832)

[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: URL:/

http://donvospitanije.ucoz.net/load/prikazy/plan_meroprijatij_po_re

alizac

.

Макаренко A.C. О воспитании

.

Текст.: Сборник.-2-e изд.,

перераб. и доп.-М.:Политиздат,1990.-

(Б-чка семейн.чтения). 414 с.

Мамкин С.Г. Некоторые размышления о

воспитании Текст. /

Классный руководитель-2001. № 3. - С. 47 - 51.

Маслюк О.Н. Концепция воспитательной системы «Создание единого воспитательного пространства

в школе и вокруг нее» Текст. /

Классный руководитель 2002. - № 3. - С. 51 - 70.

Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26109 (дата обращения: 27.10.2018).