МОБУ ОО №15 п. Изыкан
Исследовательская работа
по русскому языку:
«Роль знаков препинания в тексте».
Подготовила:
Федотова Л.М.
2023 год
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………3
Знаки препинания
……………………………………………………………….……4
История возникновения знаков препинания
…………………………………...5
Значимость знаков препинания в тексте
……………………………………….7
Исследование
………………………………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………………………9
Список литературы…………………………………………………………………………..10
Знаки препинания – это нотные знаки,
Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Д. Паустовский
Введение
Наша речь имеет определенную окраску. Когда мы говорим, можем выразить наши чувства и эмоции. Если переносить нашу речь на письмо, то становится не совсем понятно ее читать. Чтобы передать детали нашей речи, которые мы указываем интонацией, на письме используются знаки препинания. Получается, что знаки препинания заменяют все, что мы используем в речи, кроме самих слов: паузы, раздумья, восклицания, вопрос и прочее.
Невозможно задать вопрос на письме, не используя вопросительный знак.
Что такое знаки препинания? Это символы, которые используются в тексте для его оформления. Функции этих знаков настолько важны, ведь они определяют смысл каждой фразы, а также разделяют мысли одну от другой. К тому же они эмоционально окрашивают предложение, что дает понять, чем оно закончилось: вопросительно, утвердительно или с восклицанием. Без них все мысли путаются, и может получиться неразбериха.
Точка используется для того, чтобы завершить предложение и отделить его от другого, а также для сокращения слова. Знак запятой ставится, когда речь идет о перечислении или для того, чтобы соединить части сложного предложения. Многоточие применяется для обозначения мысли, которая не закончилась или паузы.
Вопросительный знак ставится в конце предложения, сразу становится понятно, что это вопрос и на него ожидается ответ. Восклицательный знак также ставится в конце законченной мысли, передает волнение, радость или удивление, к тому же его можно поставить при обращении к кому-либо, это подчеркнет индивидуальность. Знак двоеточия применяется в пределах предложения в тот момент, когда нужно перечислить слова, а также применяется в прямой речи. Тире считается заменяющим знаком для слова «это», в прямой речи непосредственно принимает участие.
Это самые основные знаки, которые применяются при письме. Существует много других, и значение их немаловажно. Они делают текст оживленным, он сразу приобретает определенный смысл, легко воспринимается читателем. Поэтому полное отсутствие этих знаков может привести к тому, что текст можно понять не так, как должно быть или он будет казаться неясным. С легкостью можно сказать, что знаки препинания нужны, как воздух, ведь остановка в речи при разговоре – это те же самые знаки препинания, только в невидимой форме.
Цель: узнать, что такое знаки препинания, их роль в тексте.
Задачи:
Узнать, что такое знаки препинания;
История их возникновения;
Для чего они нужны в тексте;
Провести исследовательскую работу, столь ли важны знаки в тексте.
Гипотеза: предполагается, что знаки препинания очень важны в тексте, несут смысловую нагрузку.
Методы исследования:
- теоретический;
- наблюдение;
- проверка рабочих тетрадей по русскому языку.
1. Знаки препинания
Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции: например, разделения и выделения смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность.
В русском языке используют десять знаков препинания:
- точка
- запятая
- точка с запятой
- многоточие
- восклицательный знак
- вопросительный знак
- тире
- двоеточие
- скобки
- кавычки.
Знаки препинания, их функции и правила постановки в предложении изучает раздел науки о языке, который называется пунктуация.
Функции знаков препинания:
Знаки препинания делят текст на отдельные синтаксические части — предложения. Они обозначают границы предложений, выражают их эмоциональную окрашенность. С их помощью выделяются значимые слова и словосочетания в предложении. Внутри сложных предложений знаки препинания отделяют простые предложения друг от друга.
Обозначим основные функции знаков препинания:
- способствуют восприятию текста;
- помогают выразить авторскую мысль;
- делят текст на интонационные, синтаксические и смысловые части;
- фиксируют значимые слова, словосочетания и конструкции;
- обозначают смысловые и грамматические связи между словами и предложениями;
- выражают интонационную окраску и законченность предложений.
Знаки препинания помогают читателю зрительно воспринимать текст. Они служат для выделения особо значимых слов и выражений в предложении.
Знаки препинания — это необходимое средство для обозначения логической и синтаксической связи между словами и предложениями. С их помощью оформляется авторская мысль так, чтобы она стала понятной читателю. В итоге знаки препинания делают письменную речь упорядоченной, чёткой и ясной.
Каждый знак препинания выполняет свою функцию в предложении и в тексте. С этой точки зрения знаки препинания делят на:
- завершающие (отделительные) знаки в тексте (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием);
- разделительные знаки в предложении (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире);
выделительные знаки в предложении (запятая, кавычки, скобки, тире).
Итак, знаки препинания образуют особую графическую систему языка и обслуживают письменную речь. Они служат для смыслового членения речи на отдельные фрагменты, для разделения и выделения слов, словосочетаний и конструкций в составе предложений. Знаки препинания содействуют выявлению синтаксического строя письменной речи для её лучшего восприятия и понимания.
1.1. История возникновения знаков препинания
Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках
древнерусской письменности. Однако её употребление в тот
период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано;
во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё.
Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка
вопросительная, восклицательный — точка удивления.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению, слово запятая – это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти(ся) – «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться», связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – «останавливать», «задерживать».
Первыми писателями, как известно, были средневековые монахи, не
придерживались не только знаков препинания, но даже не разделяли текст на
отдельные слова. Разделение текста появилось лишь в четырнадцатом веке.
Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи
с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века
итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской
письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран
Европы и существует до сих пор.
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания
появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках
XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным».
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца
XVI века.
Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания
(удивления) также в 1755 г.
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века,
однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII
веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;].
К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […].
Впервые знак тире [-] под названием «молчанка» описан в 1797 году.
Знак многоточие […] под названием «знак пресекательный» отмечается
в 1831 году в грамматике, хотя его употребление встречается в практике письма
значительно раньше.
Не менее интересна история появления знака, который впоследствии
получил название кавычки [«»].
Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок»,
«крючок», «закорючка».
К знакам препинания относится также абзац или красная строка. Абзац
служит для выделения значимых частей текста, углубляет предшествующую
точку и открывает совершенно новый ход мыслей.
История появления абзаца очень интересна. Знаки же структурного деления текста
часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста,
и поэтому для них оставляли пустое место. Вероятно, однажды вписать знаки
забыли, но получившийся текст с отступами читался не хуже, и с тех пор абзацы
прочно вошли в типографскую практику.
Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить», «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка), и тире (черта).
1.2. Значимость знаков препинания в тексте
Значение знаков препинания:
Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
Вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.
Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
Ставя восклицательный знак, пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.
Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».
Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».
Тире ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.
Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.
В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.
Правила постановки:
Запятая ставится:
- между частями сложного предложения;
- между однородными членами;
- при повторяющихся союзах;
- для выделения обращений;
- для оформления прямой речи.
Двоеточие ставится:
- после обобщающего слова перед однородными членами;
- после слов автора перед прямой речью.
Тире ставится:
- между подлежащим и сказуемым;
- перед обобщающим словом после однородных членов;
- после прямой речи перед словами автора.
Функции знаков препинания:
- Разделительная (разделение на смысловые отрезки);
- Выделительная (выделение смысловых отрезков);
- Завершающая (завершение предложения).
Завершающие знаки: точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие – выступают
всегда в одной и той же функции – обозначают конец предложения. Они также отражают целенаправленность высказывания.
Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие – употребляются междуоднородными членами предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью.
Выделительные знаки: запятая, тире, скобки, кавычки – употребляются при обращениях, вводныхконструкциях, обособленных членах предложения, в предложениях с прямой речью. Выделительные знаки являются парными.
Исследование.
Для подтверждения гипотезы, на проверку были взяты рабочие тетради по русскому языку 6-7 классов. Просмотрев тетради, выяснилось, что большинство обучающихся пишут тексты: сочинения, изложения, диктанты, упражнения из учебника, не уделяя должного внимания пунктуации. Поэтому в тексте теряется смысл, не всегда понятно, что хотел сказать автор. Прямая речь очень редко выделяется из общего текста, почти нет абзацев, запятые не ставятся вообще, либо в не тех местах текста.
Была проведена беседа о том, как важно в письменных работах использовать пунктуацию. Для этого был приведен в пример текст без каких – либо знаков препинания и со знаками препинания, каких требовал текст. Обучающиеся согласились с доводами, что знаки препинания очень важны в письменных текстах, что без них очень трудно высказать именно ту мысль, которую ты хотел, показать ту эмоцию, которую ты чувствуешь в момент написания текста.
Проверяя письменные работы обучающихся в последнее время, обратила внимание на то, что ребята стали внимательнее в написании текста, стараются соблюсти правила пунктуации, делая свои работы грамотнее, «стройнее» и не теряют свою смысловую нагрузку.
Заключение
Считаю, что гипотеза подтверждена полностью - знаки препинания очень важны в тексте, несут смысловую нагрузку.
Чтобы понять, с какой интонацией нужно читать текст, необходимо обратить внимание на знаки препинания в нем.
Пунктуация играет не последнюю роль в нашей речи. Без запятых и тире, двоеточий и вопросительных знаков наша письменная речь была бы скучна и однообразна. В сплошном тексте было бы не понятно, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Поэтому знаки препинания являются неотъемлемой частью нашей письменной речи.
Список литературы:
https://russkiiyazyk.ru/punktuatsiya/znaki-prepinaniya.html
2.Земский А.М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М. Просвещение, 1996.
3.Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы. – М.: Просвещение, 1989.
4.Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990 г.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1997 г.
6. Григорян Л. Т. Язык мой –друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. –2-е изд., испр. И доп. –М.: Просвещение. 1988.
7. Колесов В. В. История русскому языку в рассказах: Книга для учащихся средней школы. –2-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 1982.
8. Львова С. И. Там, где кончается слово...(О слитных, дефисных и раздельных написаниях): Книга для учащихся средней школы. –М.: Просвещение, 1991.
9. Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я.Беседы о русском слове –М.: Знание, 1978.
10. Синицын В. Путь к слову. – М.: Просвещение, 1993.