Тема: Проектная работа по формированию и развитию связной речи дошкольников с ОНР посредством сказок С.Я.Маршака
Проблема: Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи, а именно возникают трудности в формировании у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов т.д. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%.
Для решения данной проблемы как один из методов коррекционного воздействия я выбрала проектную деятельность по формированию и развитию связной речи дошкольников с ОНР посредством сказок С.Я.Маршака
Актуальность. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.
А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Общеизвестно, сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
• при слушании, пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
• развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
• развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Не секрет, что в современных семьях чтение сказок на ночь (и не только) является скорее редкостью, чем правилом. А ведь сказка играет огромную роль в развитии правильной устной речи, расширяет словарный запас, делает речь ребенка эмоциональной, образной, красивой. Слушая сказки, ребенок учится распознавать добро и зло, учится прощать, помогать, сопереживать. Таким образом, возникает необходимость углубленного ознакомления детей со сказкой, как народной, так и авторской (в нашем случае по произведениям С.Маршака,) в различный деятельности: игровой (театральные драматизации), продуктивной, познавательной.
Цель проекта: развитие связной речи детей посредством ознакомления с творчеством поэта С. Я. Маршака
Гипотеза: Если использовать в логопедической практике произведения С.Я.Маршка, как средство коррекции речи детей это даст возможность детям познакомиться с творчеством писателя, с его биографией, с незнакомыми интересными произведениями, что в свою очередь будет способствовать развитию связной речи, всех компонентов устной и монологической речи в различных формах и видах детской деятельности; развитию личности и воспитанию интереса к книге и желания познавать творчество других поэтов и писателей.
Новизна: На сегодняшний день, среди множества коррекционных программ (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. , Н.В. Нищева ) и методик для дошкольников с ОНР очень мало обращений к литературным произведениям детских писателей. Современные родители также уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века.
Новизна моего проекта заключается в том, что используя сказки можно исправить все нарушенные компоненты речи, имеющиеся у ребенка (звукопроизношение, фонематическое восприятие, связную речь, лексику-грамматику) . Например, произведение «Где обедал воробей?» использую как материал для автоматизации звука[ Р], для пальчиковой гимнастики, для игры «Будь внимательным», на развитие слухового внимания, памяти и сообразительности; также по сказкам «о глупом мышонке» и «об умном мышонке» имеются мнемомотаблицы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Стихотворение «Мяч» использую на занятиях по развитию лексико - грамматических категорий и связной речи, для знакомства с приставочными глаголами и предлогами.
Помимо этого, для более подробного и глубокого изучения творчества писателя, воспитанник подготовительной к школе группы МАДОУ №131 г. Казани Чикирин Арсений подготовил совместно с родителями презентацию по данной теме и игры для закрепления полученной информации. Такая форма работы будет способствовать более глубокому изучению материала, расширению словарного запаса и коммуникативных качеств детей, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Задачи проекта:
В
процессе познава
тельного развития –
о
богащать и активизировать
словарь ребёнка;
развивать звуковую культуру речи;
способствовать формированию грамматического строя речи детей;
Развивать связную монологическую речь;
Дать целостное представление о творчестве С. Я. Маршака и о литературном жанре – сказке, научить детей определять вид сказки (волшебная, бытовая, о животных).
Развивать коммуникативные способности детей; навыки сотрудничества; формировать доброжелательное отношение друг к другу и книге.
Побуждать детей к импровизированной речи;
Формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память, мышление.
Поддерживать у детей и родителей потребность к совместному семейному чтению художественной литер
атуры и творческой деятельности;
Воспитывать любовь к книгам и произведениям писателей
Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Литературный обзор
Проектная деятельность по творчеству
С.Я.Маршака
не новинка в дошкольном обучении и воспитании. Такую форму деятельности в своей работе используют многие педагоги.
Е.
Печникова
,
Э.
Прокопенко
и
Т.
Родионова
, например, целью своей работы ставят
п
ривитие интереса к произведениям Маршака и любови к книге, чтению.
Раиса Акименко развивает театральную деятельность через игры
–
драмматизации
,
Денисевич Татьяна использует произведения автора во всех вида детской деятельности (ФЭМП,
ф
ормирование целостной карти
ны мира, р
азвитие конструктивной деятельности и т.д.)
Разница только в постановке поставленных целей и задач, и в способах подачи материала, используя различные педагогические методы и приемы.
Я же, в свою очередь, как учитель – логопед хочу посредством данной проектной деятельности способствовать развитию связной речи детей, коммуникативных навыков, монологической и диалогической речи, словарного запаса (как активного, так и пассивного) и научить детей пересказывать.
Этот проект будет являться подготовительным этапом в создании цикла занятий по логоритмике посредством сказок Маршака, как это было мною сделано со сказками В.Г.Сутеева для детей средней, старшей и подготовительных групп.
Методика: Для диагностирования уровня связной речи я использовала методику В.П. Глухова
В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Методика включает следующий комплекс заданий:
Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. ( Три картинки "девочка", "корзинка", "лес").
Задание 3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов (Серии картинок по сюжетам Н.Радлова. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть)
Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений (ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа).
Задание 6. Составить описательный рассказ ( детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов).
Задание 7. Закончи рассказ ( ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение).
Анализ результатов показал, что 46,6% (7детей) находятся на среднем уровне развития связной речи, у 33,3% (5детей) – речь недостаточно сформирована и 20% (3 ребенка) с низким уровнем развития речи.
Диагностика выявила достаточно низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объем, структура фраз, бедность языковых средств). При составлении рассказа по серии картинок, несмотря на предварительный разбор содержания каждой из трёх картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки, составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным практически для всех детей. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа). Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно сделать следующие выводы: – дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения; Таким образом, анализ проведенных диагностик, позволяют сделать вывод о том, что дошкольники имеют ряд проблем, а именно:
- значительно беден словарный запас;
- дети мало используют в речи распространенные предложения;
- в речи отсутствуют слова обстоятельства, определения;
- большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений.
- при рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольника именно в русло развития умения правильно говорить, рассказывать.
С учетом выявленных недостатков на констатирующем этапе нами были поставлены задачи формирующего этапа.
Результаты изучения уровня развития связной речи у детей до проектной деятельности
Уровень
Количество человек
%
Высокий
0
0%
Средний
7
46,6%
Недостаточный
5
33,3%
Низкий
3
20%
Выводы: Анализ результатов повторной диагностики показал, что после проведения работы показатели по развитию связной речи значительно улучшились. А именно: увеличился словарный запас, дети не так часто прибегают к помощи педагога при рассказывании и составлении рассказов по серии сюжетны картин, во время пересказа, начали использовать более распространенные предложения.
Результаты повторного среза таковы: появились 2 детей с высоким уровнем развития связной речи, что составляет 13%, возросло количество детей со средним уровнем речевого развития – 9 человек (60%), низкий уровень перешел на нет из-за перехода детей на уровень с недостаточной сформированностью связной речи, что составляет 26,6% (4 ребенка). Таким образом, можно говорить о положительной динамике результатов проведенного исследования.
Результаты изучения уровня развития связной речи у детей после проектной деятельности
Уровень
Количество человек
%
Высокий
2
13%
Средний
9
60%
Недостаточный
4
26,6%
Низкий
0
0%
Значимость: Контрольный этап нашей работы подтвердил выдвинутую нами гипотезу, что если использовать в логопедической практике произведения С.Я.Маршка, как средство коррекции речи детей - это будет способствовать развитию связной речи, всех компонентов устной и монологической речи в различных формах и видах детской деятельности. А также развитию личности и воспитанию интереса к книге и желания познавать творчество других поэтов и писателей.
Список литературы:
Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология, 2002. - № 1. - С. 69 -76.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием
. – М.
:
Аркти
, 2004.- 168с.
Жукова Н.С.,
Мастюкова
Е.М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург:
АРТ
ЛТД, 2010. – 236 с.
Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые
:
[из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
Маршак С.Я., Собрание сочинений: В8т.Т.1.-
М.
1968
. -
Художественная литература
,. -
С. 5-15.
Скворцова И.В.
Логопедические игры для детей 4-6 лет. - М.: ЗАО «ОЛМА медиа
Групп», 2008.-208 с.
Нищева
Н.В.
Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР
. Детство-Пресс 2007
.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи /Министерство образования РСФСР. - М., 1991.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Устранение ОНР у детей дошкольного возраста.
М.,
2007.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М., 2002
Авторы:
Родионова Татьяна Анатольевна, воспитатель ГБПОУ «1-й МОК» г. Москва;
Махонина Светлана Сергеевна, воспитатель, ГБПОУ «1-й МОК» г. Москва.
Статья размещена в авторской редакции
2. Печникова Елена Николаевна «Путешествие по страницам произведений С.Я.Маршака»
3. Проектная деятельность в подготовительной группе на тему: "Мы читаем С.Я. Маршака" Новак Ольга Леонидовна
Раиса Егоровна Акименко
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»