МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ POССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 58 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

Сборник

дидактических игр на занятиях английского языка для развития нравственных качеств личности

Бадикова Оксана Алексеевна,

учитель английского языка

г. Макеевка, 2023 г.

Аннотация

Сборник дидактических игр на занятиях английского языка для развития нравственных качеств личности адресован педагогам дополнительного образования, преподавателям английского языка.

Цель пособия развитие у детей гуманных чувств, формирование этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств через игру.

Пояснительная записка

Цель методического пособия: развитие у детей гуманных чувств, формирование этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств через игру.

Задачи:

- воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми;

- воспитание коллективизма, воспитание любви, уважения к людям разных национальностей.

На сегодняшний день материальные ценности выше духовных, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, милосердии, великодушии. Основу моральных качеств необходимо формировать с самого раннего возраста. Сохранить человечность в детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения задача не только родителей, но и педагогов.

Так как все дети любят играть, необходимо использовать игру на занятиях для обучения и воспитания. Играя ребёнок сам не осознавая того учится быть добрым, справедливым, вежливым, учится уважать людей, сочувствовать, быть трудолюбивым и приобретает другие умения и качества.

В данном пособии представлены игры, которые помогут педагогам английского языка в работе для развития нравственных качеств учащихся.

 

Игра "Daisy"

Цель: воспитывать чуткость, доброжелательность.

Учащимся раздается бумажная ромашка и маленькое солнышко. Отрывая лепесток, ребёнок пишет на нем имя того ученика, перед кем он чувствует себя виноватым. Затем он произносит волшебные слова:

«I forgive you. We are friends now».

"Excuse me for my being rude (impolite, unfair) и кладет лепесток и солнышко на парту товарищу, перед которым хочет извиниться и попросить прощение. Педагог подходит

к учащемуся, которого не заметили другие дети и тоже кладет ему лепесток, солнышко и просит извинения. Ребёнок, получивший лепесток, говорит с улыбкой: «I forgive you. We are friends now».

После этого проводится беседа с учащимися:

- What did you feel when you asked for forgiveness?

- Has it become easier in your mind?

- Why are you smiling? Let our smiles help us to be stronger, to make more friends and forget all the wrongs.” (Что вы почувствовали, когда просили прощение? Стало ли легче у вас на душе? Почему вы улыбаетесь? Пусть наши улыбки помогут нам крепче подружиться и забыть все обиды).

При необходимости речевые клише можно вывесить на доске. Больший воспитательный эффект будет достигнут, когда во время проведения игры будет тихо звучать красивая музыка.

В конце игры дети становятся в круг, протягивают друг другу свои солнышки и говорят: «I hold sun in my hands. I give it to my friends. Let us smile! It's simple. Rays of sunshine are you”.

Игра «Miracle tree»

Цель: формировать доброжелательные качества у детей.

Деткам предлагается следующая ситуация:

- Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву «Miracle tree», вы сможете оживить его!

Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева.

Например:

- I help my mom to clean our house.

- I often dress my little brother for a walk.

- I help my parents to water the flowers in our garden.

Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:

- Look how green has become! Your life in your family will be more joyful if you and all your loved ones become more attentive and kinder to each other. (Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу.).

Игра «Compliments»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала педагог начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа.

Например:

- Ann, you are so kind! (Аня, ты такая добрая!). Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

Игра "Gather a bunch"

Цель: помощь ребенку исследовать нравственную природу человеческих взаимоотношений, научиться анализировать себя, свои поступки.

Эту игру можно применять при изучении темы «Внешность. Характер человека».

T: Imagine that summer has come and you have a lot of flowers. Let us play a game "Gather a bunch." Take a piece of paper and write on it the name of a flower that you like most of all. Imagine that this piece of paper turns into this flower. The pupil who wants to gather a bunch can take three flowers, which he y likes. But while taking a flower (taking a leaf), you need to name the most good quality of the student who has given you the flower.

Далее обучающиеся по желанию выходят и собирают цветы (листы бумаги), каждый раз называя лучшие качества своих одноклассников. Последний букет собирает педагог. Он берет листы-цветы у тех, у кого они остались, и называет лучшие качества этих учащихся. В результате нет обиженных, а дети услышали о себе хорошее, задумались о своих качествах.

Данная методика привлекательна тем, что в процессе игры учащиеся без назидания педагога узнают о своих качествах личности, к тому же они имеют возможность потренироваться в оценочных суждениях о своих товарищах.

Игра “Magic Box

Цель: обучение детей проявлять вежливость и внимание к другим людям.

Педагог демонстрирует шкатулку, крышка которой закрыта.

T: It is aMagic Box’. Do you want to know what is in?

(Педагог пытается открыть крышку, но она не открывается).

- What should be done to open the lid? How should I ask for? (Politely).

Крышка шкатулки открывается, и дети видят, что в ней много маленьких игрушек.

– Would you like to receive a gift from the box? What should we do? (To ask politely).

Если ребёнок не произносит волшебное слово, то шкатулка не открывается. Когда ребенок взял подарок и сказал "спасибо", то загорается волшебный огонек (фонарик в руках педагога).

Почему в одном случае огонек загорелся, а в другом – нет?

Ученики приходят к выводу, что если кто-то забыл поблагодарить шкатулку за подарок, то огонек не загорается.

– Is it important to thank people for presents? Why?

Педагог объясняет детям, что русское «спасибо» - это сокращенная форма от «Спаси Бог», а английское «thank» происходит от слова «think» - «думать хорошо».

Игра «Mirror»

Педагог заранее просит принести на занятие маленькие зеркальца.

T: Every pupil has a mirror on the desk.

Why do you need a mirror?

What can it show us?

Imagine that your mirror is magical. If you look into it on the one hand, it will your best qualities, on the other - the worst. Think about it and mentally take a look at your mirrors.

Далее к доске выходит учащийся. Его одноклассники становятся его "зеркалом" и называют его положительные качества. Ребёнок задумывается о том, совпадает ли его мнение с мнением класса.

Игра «Shopping»

Цель: развитие навыков диалогической речи, воспитание культуры общения.

Предложите детям игру в магазин. Скажите: «Let’s play shop!». Выберите «продавца» и разложите несколько игрушек в магазине для продажи.

Покупатель: knock, knock, knock! May I come in?

Продавец: Come in, please.

Покупатель: Good morning!

Продавец: Good morning!

Покупатель: Please, give me a brown box.

Продавец: Here you are.

Покупатель: Thank you. Good bye.

Продавец: Good bye.

Игра: «Teremok»

Цель: закрепление изученных речевых образов, воспитание толерантности, доброжелательности.

Расставьте стульчики спинкой вперед. Постройте из них «теремок». Распределите роли маленькой зеленой лягушки, большой рыжей лисы, маленького серого зайчика, большого черного кота, маленькой белой собачки.

Игра начинается со стука в дверь. Дети, выглянув в «окошки» (отверстия в спинках стульчиков), спрашивают хором «Who are you?». Ребенок, исполняющий роль лягушки, говорит: «Im a little green frog». «May I come in?». Дети хором отвечают: «Come in, please». Лягушка: «Thank you!» Затем проходят все дети по очереди, спрашивая: «Who lives in the house?» Встречая очередного гостя, говорят: «Let’s live together!».

Игра «Convey a good mood»

Цель: формирование доброжелательного отношения к близким людям.

Ход игры: играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (sad, glad, happy, angry). Учащиеся должны передать настроение ведущего по кругу, после обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

Игра «How can you …?»

Цель: учить детей подбирать нужные слова.

Ход игры: педагог задаём учащимся вопросы, дети отвечают. Кто больше вспомнит слов, тот и выиграет.

Например:

T: How can you play? (interesting, fun, boring, friendly, adventurous).

How can you cry? (loud, quite, plaintive, bitter, long).

How can you watch? (caring, angry, attentive, fun, sad).

How can you smell? (pleasant, unpleasant, tasty, wonderful, harsh, delicious, fragrant).

How can you wash the dishes? (good, bad, clean, fast, slow, thorough, diligent).

How can you be dressed? (neat, fashionable, beautiful, poor, rich, stylish, warm, easy).

Игра «Only good»

Цель: помочь детям формировать представление о добре.

Ход игры: педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (honest, hard-working, friendly, cheerful, brave). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (ambitious, cruel, harsh, lazy), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игра «Care»

Цель: формировать желание заботиться о ком-либо/о чем-либо.

Ход игры: педагог называет существительное, учащийся говорит: как можно заботиться и почему.

Например: a dog – to feed, the flowers – to water, a pen do not quite, because will break.

     

Литература:

1. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. М., 2012.

2.  Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. – М.: 2014.