Сборник
Инновационных
технологии нового поколения
Май 2019
Введение
Инновационные технологии – это воспитательные технологии нового поколения. В чем собственно их новизна или инновационность? Они представляют собой воспитательную технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы реализации. Это мы все «проходили», тут все мы знаем. Но...
Во – первых, в отличие от традиционной технологии инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс. Главное в данных технологиях - достижение определенного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным результатом) результата.
Во–вторых, целью реализации инновационных технологий является не накопление учеником ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в практической деятельности ( то есть цель не знания, а умение использовать их для себя!!! Как говорил кот Матроскин в известном мультфильме « труд на мою пользу…»).
В- третьих, отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д., а в процессе деятельности, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством учителя.
В–четвертых, инновационные технологии создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний.
В–пятых, инновационные технологии меняют суть взаимоотношений учителя и ученика. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного пространства. Его роль – консультанта, эксперта. Большая роль отводится организации мероприятия, его подготовке – подготовка выступает краеугольным камнем в организации подобных мероприятий.
В- шестых, инновационные технологии - это технологии личностно ориентированные, то есть направленные на личностное, то есть индивидуальное развитие, ориентированное на личность каждого конкретного ученика. Другими словами, это педагогические технологии, создающие условия во внеурочной деятельности для обучения каждого отдельно взятого ученика с учетом его личностных особенностей ( устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т.д).
В–седьмых, инновационные технологии учитывают и факт социализации детей в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале есть приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в паре, группе, коллективе, команде.
По большому счету их использование направлено на развитие всех форм мышления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально развитой личности, и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.
Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий:
- ориентированы на получение конкретного результата;
- цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятельности;
- индивидуализация процесса обучения;- способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания школы;
- использует другие инновационные технологии;
- требует от учителя организации образовательного пространства урока;
- устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уроке;
- способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.
Технология«КТД» коллективное творческое дело
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.
В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:
Совместное решение о проведении дела;
Коллективное планирование;
Коллективная подготовка;
Проведение дела;
Коллективный анализ;
Результат.
КТД известно по крайней мере 30 лет, не говоря о педагогике последнего десятилетия. Однако мало лишь зафиксировать факт существования технологии КТД. Необходимо развести два его типа, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается детьми и педагогами как общая. В личностно-ориентированном КТД результат все тот же, но акцент другой - «моя активность», «мой вклад», «дело для меня»:
Технологические отличия личностно-ориентированного КТД:
• на этапе целеполагания - поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?
• на этапе планирования - подчеркнутое авторство идей, планирование индивидуальных проектов (можно работать не в группе, а индивидуально);
• на этапе подготовки - добровольность принятия на себя поручений (если отсутствуют добровольцы - выполняет учитель), поручения подчеркнуто индивидуальные и т. д.;
• на этапе проведения - выполняются индивидуальные задания, поручения; направленность общих дел на конкретных ребят;
• на этапе анализа - что тебе дало участие в этом деле? Какие чувства вызвало? Помогло ли оно что-то понять в себе?
Технологический результат КТД - опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности - это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе.
Вот некоторые виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).
Информационно – коммуникативная технология
Для того чтобы внеклассное мероприятие прошло интересно, мало правильно выбрать его тему, нужно ещё соответствующим образом оформить информационную часть, чтобы это было ярко, красиво, эффектно. Здесь нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски и многое другое, т.е. определенные материальные, временные и энергетические затраты. Использование мультимедиа-презентаций, видео фильмов для организации внеклассных мероприятий (соревнований, классных часов, диспутов и т.п.) способствует повышению заинтересованности воспитанников в коллективном творческом деле. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Их можно ежегодно пополнять, тем самым создавая электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. Большую помощь также могут оказать электронные мультимедийные энциклопедии и программы, а также единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕКЦОР - http://schooi-collecticn.edu.ru) в Internet.Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях., создание портофолио каждого учащегося , портофолио группы, возможность создания собственного сайта можно использовать для творческой работы с воспитанниками, что ведёт к развитию их творческого и креативного мышления, учит быть самостоятельными и легко адаптироваться в социуме. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видео на компьютере, но и оформить их в виде фото-, видеоальбомов. Конечно, самые удобные - это платные программы, такие, например, как Adobe PhotoShop, но есть и немало бесплатных программ, находящихся в свободном доступе, в том числе и через Internet (www.freesoft.ru и др.).Использование компьютера как рабочего инструмента для автоматической обработки и получения информации является не модным веянием, а острой необходимостью в работе классного руководителя. Навыки применения новых ИКТ будут, безусловно, полезны и для сопровождения выступления на педсовете, методическом объединении, для проведения семинара или творческого совещания, для обобщения опыта работы.
Результаты использования информационно – компьютерных технологий в данном направлении:
Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).
Улучшение речевого продуцирования.
Расширение кругозора школьников, развитие их познавательных процессов.
Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).
Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).
Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.
Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)
Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.
Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
10. Подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
В результате использования информационно – компьютерных технологий при создании системы методической работы педагоги имеют возможность:
сохранять, редактировать и иметь доступ к большим объемам информации
Оформить отчетную и текущую документацию в электронном виде
Использовать Интернет-сеть для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике).
Создавать, копировать, редактировать, тиражировать стимульный материал для проведения образовательной деятельности
Создание своего электронного адреса, блога, страницы, что даёт возможность распространения своего педагогического опыта среди педагогического сообщества
АРТ-технологии
Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Положительные результаты:
• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
• обеспечивается эффективное эмоциональное реагирование у детей с агрессивными проявлениями;
• оказывает влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Изотерапия– терапия изобразительным искусством (рисованием). Изобразительное искусство – самый естественный для человека вид творчества. Оно позволяет человеку понять и выразить свои чувства, ощущения, представления об окружающем мире. Кроме того, рисование помогает развивать мелкую моторику рук, чувственно-двигательную координацию. Огромное значение в изотерапии играют цвета, которые использует ребенок для создания своего рисунка. С помощью цвета можно передать свое настроение, восприятие мира и самого себя, самовыразиться.
Танцевальная терапия – это интеграция эмоционального и физического состояния ребенка с помощью танца. Танцевальная терапия направлена на создание ребенком позитивного образа своего «Я» языком телодвижений, развитие навыков общения.
Танец способствует высвобождению избыточных эмоций и чувств, двигательному выражению своего настроения, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии со стороны учащихся. Кроме того, танец – это язык общения. Через совершение телодвижений происходит познание людьми друг друга, формирование отношений между людьми.
Личностно - ориентированная технология
Это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне района, республики, федерации, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
Основополагающими принципами внедрения педагогических технологий развивающего обучения, к каким относится личностно- ориентированное обучение, являются:
- Подходить к каждому ребенку с "оптимистической гипотезой", т.е. опираться на лучшее в нем, верить в его возможности.
- Поддерживать в ребенке все положительное, вызывать активное стремление стать лучше.
- Отказаться от сравнения ребенка с другими детьми.
- Постоянно обогащать личный опыт участия детей в различных видах деятельности.
-Дать каждому ребенку ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.
В своей работе я стараюсь следовать этим принципам, только так можно воспитать активно мыслящую личность. Ещё Н.К. Крупская сказала: «Самое важное – это не смотреть на ребёнка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребёнка как на раба, как на обузу или игрушку. Надо научиться смотреть на ребёнка как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, защите, но всё же человека, притом человека будущего».
Именно любовь и уважение является базой по созданию психологического климата в коллективе, а также характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.
В свою воспитательную работу включаю беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии, всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков. Учу учащихся использовать речевые обороты: "мне кажется, что…", "по моему мнению...", "я думаю...", "я считаю...". Учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для поиска ее решения. Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Я считаю, что если ребёнок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок живёт в атмосфере любви, он учится любить; если ребёнок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
Созданные условия позволяют мне: раскрыть индивидуальные способности детей; воспитывать самостоятельность; способствуют саморазвитию и самореализации личности в современных условиях.
Кейс-технология (метод конкретных ситуаций)
– технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Здоровьесберегающая технология
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – ещё одно направление работы классного руководителя.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;
это создание благоприятного психологического климата;
это охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Литература
1. Журнал “Воспитательная работа в школе” №6, 2015 г.
2. Журнал “Воспитательная работа в школе №1, 2017 г.
3. Е. Б. Сотникова. Интеграция традиционных и инновационных технологий.
«конкурентные преимущества», «конкурентная среда» 2010.
4.Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 320.
5. Шепитько Н. И. Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №22.