Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области - детский сад комбинированного вида «Лучик»

Сценарии знакомства с кружком группы «Светёлка рукодельница» в старшей группе.

2024

Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуры через знакомство с кружковой деятельностью.

Задачи:

Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, коромысло и т.д.).

Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения детей с помощью народных игр.

Воспитывать любовь детей и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям.

Воспитатель переодет в русский народный костюм встречает детей в группе.

Материалы и оборудование: русский народный костюм, запись русской народной игры «Золотые ворота», предметы русского быта (самовар, макет русской избы, печки, колыбель, сундук), картинки избы, деревянный макет избы, бусинки, угощения для детей.

Хозяйка русской избы: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! Рада видеть всех вас я, хозяйка русской избы. Я буду у вас вести кружок в группе, который называется «Светёлка-рукодельница». Я вас давно ждала, калачей уж напекла. Вас про быт все расскажу, в старину вас провожу.

Хозяйка: ребята, а вам интересно узнать, как жили люди в старину?

Дети: да, интересно.

Хозяйка: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в русскую избу и рассмотрим предметы русского быта повнимательнее.

Для этого я предлагаю вам бросить клубок и проговорить слова. Дети бросают клубок и говорят слова:

"Ты кати клубок с овражка на мосток. Только сильно не спеши, путь дорожку укажи".

(Клубочек катится, а ребята подходят к макету русской избы и уголку кружковой деятельности «Светелка рукодельница»).

Ребята давайте с вами присядем на стульчики, и я вас познакомлю с кружком нашей группы, в котором мы будем изучать быт и жизнь наших предков. Сегодня мы начнем наше знакомство с важным и очень значимым местом для человека, это изба. Посмотрите внимательно, из чего она сделана?

Дети: Изба сделана из дерева.

Хозяйка: Значит, изба какая?

Дети: Деревянная.

Хозяйка: Ребята, раньше Русь называли деревянной, как вы думаете почему

Дети: Потому что избы построены из дерева.

Сейчас я Вам предлагаю заглянуть внутрь русской избы, и посмотреть как раньше жили наши прабабушки и прадедушки. (ребята садятся на стульчики вокруг макета избы)

- В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта столлавкиколыбельполки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожкиСтол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. 

Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа. Как вы думаете, чем раньше занимались на Руси?

Дети: Шили, вязали, пряли пряжу.

Хозяйка: Ребята, посмотрите, какой красивый сундук стоит в избе. Посмотрим, что в нём. (В шкатулке – пословицы и поговорки).

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.

Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт.

Дело мастера боится.

Торопливый

дважды одно дело делает.

В избе всегда святыми считали три места:

Красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почетное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте;

Печка. Обогревала избу, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Печка занимала большую часть дома. Русской печки нет добрее, всех накормит, обогреет варежки сушить поможет, деток спать она уложит.

Стол. Это божья ладонь. "Хлеба ни куска, стол-доска" так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

Хозяйка: Ребята, проверим, как Вы запомнили предметы, которые находятся в избе. Я Вам буду кидать мяч, называя старинный предмет, а Вы должны поймать мяч и сказать, как называется этот предмет в наше время. (Игра с мячом по кругу).

Дети: Изба – дом, чугунок – кастрюля, лавка - стул, самовар – чайник, печь – духовка, сундук – шкаф, горница – комната.

Воспитатель: А не засиделись ли вы, ребятушки?

Собирайся детвора! Ждёт вас русская игра «Золотые ворота!»

Игра “Золотые ворота”

Хозяйка русской избы:

- Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди. А сейчас поиграем в игру: "Что было, что стало?".

Раньше в печи готовили, а теперь (на плите).

Раньше на лавках спали, а теперь (на кроватях).

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).

Раньше воду из колодца носили, а сейчас из (крана льется).

Молодцы ребята, правильно все ответили. Ребята, я вас хочу познакомить еще с одним очень важным персонажем, который будет нам помогать знакомиться с историей нашей страны с бытом наших предков. Это дед Кузьма, познакомьтесь ребята. Он будет жить в нашем уголке, и приходить к нам каждый раз на занятие с новой историей или заданием или развлечением. В день нашего знакомства он подарил нам сундучок с бусинами.

- Я Вам предлагаю положить в сундучок всё интересное, что произошло на сегодняшнем занятии. У меня в руках тарелка с бусинами, Вам нужно взять её и сказать, что понравилось, а может и не понравилось, и положить в сундучок. (Ответы детей).

Молодцы, ребята. Спасибо за Ваши ответы. Мы эти бусинки, наши знания, впечатления сохраним в сундучке, чтобы они не потерялись, и мы их не забыли.

Хозяйка русской избы:  А я продолжу рассказ о жизни русского народа. Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли! Самое главное на столе это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: "Хлеб - всему голова!" Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами и пряниками! И я для вас испекла вкусный калачи на дорожку. Вот и на поднос положила. Придете в группу, покушаете и друзей угостите.

Дети прощаются с хозяйкой русской избы и возвращаются в группу, используя клубок.

«Клубочек ты обратно нас верни по дорожке проведи» (дети запускают клубочек и идут за ним, проговаривая слова)