Сценарий классного часа для учащихся 4 класса на тему

«Лучшее из богатств – семья»

Автор: Кушева Асият Хасанбиевна,

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №3 с. п. Псыгансу»

Кабардино-Балкарской Республики

Цель: содействовать расширению знаний учащихся о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье к ее традициям; дать учащимся прикоснуться к богатейшему наследию адыгской народной культуры через обрядовую игру и притчу.

Задачи:

Образовательные:

 раскрыть понятия «семья», «семейные ценности»

,

«семейное счастье»,

«материальные и нематериальные ценности

»

,

«обряд

кхъуейплъыжьк

I

эрыщ

I

э».

Развивающие:

 

расширять кругозор

учащихся

, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные:

воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и окружающим;

воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;

побуждать

учащихся

к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Ход классного часа

(Слайд №1)

Учитель: Добрый день! Садитесь.

Мы с вами встречаемся уже второй раз, чему очень рада. Надеюсь на плодотворный классный час, куда я вас приглашаю.

На доске вы видите кроссворд, а рядом расположены карточки со словами, которые нужно переместить в клеточки, соответственно количеству букв в каждом слове и в каждой строчке кроссворда.

Учитель: Как видите, в кроссворде есть три слова с одинаковым количеством букв. Тогда как мы поступим? (Послушать ответы и прокомментировать.)

Учитель: Правильно! Сначала расставим самое короткое и самое длинное слово. Кто вставит первое слово? (Ученик выходит и ставит слово «сын» на первую строчку. Так же и слово «ячейка».) Молодцы! Спасибо!

1

2

3

4

5

я

ч

е

й

к

а

о

т

е

ц

м

а

т

ь

д

о

ч

ь

с

ы

н

Учитель: А теперь с помощью русских пословиц узнаем, какое слово куда ставить.

(Слайд №2)

Посмотрите на слайд и прочтите первую пословицу, вставляя пропущенное слово. (Кто-то читает, а кто-то вставляет слово в кроссворд. Так же до конца.)

Ученик:

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной - … наш родной.

(Отец)

Ученик:

Родных много, а … роднее всего. (Мать)

Ученик:

Сын да … - день да ночь. (Дочь)

Учитель: Решили мы кроссворд, а теперь прочтем слово по вертикали. Что у нас получилось? (Семья.) Это главное понятие нашего классного часа. А теперь посмотрим тему (только здесь открыть ее) «Лучшее из богатств – семья». А кого еще можно включить в состав семьи, кроме тех, кто в кроссворде? (Ученики: бабушку, дедушку, тетю, дядю, внуков, внучек.) (Послушать ответы и прокомментировать.)

Поговорим о семье.

(Слайд №3) На экране вы видите неполное предложение. Каким словом из кроссворда вы бы заполнили пробел?

Семья – это … общества.

Ученик: ячейка.

Учитель: А как можно это слово понимать? (Послушать ответы и прокомментировать.)

 ЯчейкасотаЯчейка отсек. Ячейка – ящик. Ячейка  углубление: Ячейка  бокс, релейный шкаф. Ячейка — сейф в банке, сдаваемый клиентам внаём. Ячейка  часть организации (ресурс) партийная (комсомольская) ячейка.

Как видите – это многозначное слово.

Ячейка – это как кирпичик. Большие и малые здания состоят из большого количества маленьких кирпичиков. А общество, т.е. наша многонациональная, любимая Россия, состоит из большого количества семьей. А семья – это папа, мама и вы – их дети, где царит любовь.

А сейчас мы проведем интересную, на мой взгляд, игру «Ассоциации».

(Слайд №4)

Смотрим на следующий слайд. Какие ассоциации у вас возникают со словом «семья»?

Если семья – это водоем, то какой он?

(Пруд, озеро, море, океан.

Скорее всего пруд, так как его создают люди, в отличие от других водоемов.

)

Если семья – это цвет

ы

, то как

ие

он

и

?

(

Ромашки

,

символ семьи и брака

.)

Если семья – это страна, то какая она?

(Конечно, это Россия,

которая объединяет под своим крылом и защищает многомиллионные семьи разных народов, проживающих в ней.)

(Слайд №5)

Учитель: А теперь, дорогие ребята, посмотрите на следующий слайд. Здесь вы видите разные понятия, объединенные попарно. Необходимо выбрать жизненные приоритеты. Телефон и здоровье, родители и машина, ноутбук и семья. В каждой паре слов найдите самое ценное, без чего трудно, даже невозможно жить. От чего вы можете отказаться и ради чего или кого? (Послушать ответы и прокомментировать.)

Учитель:

Молодцы, ребята! Ноутбук, телефон, машина – это материальные ценности, т.е. их можно купить за деньги, если у тебя есть дружная любящая семья и родители, а самое главное – здоровье. Здоровые родители могут заработать столько денег, чтобы вам купить телефон или ноутбук, велосипед или со временем машину. Здоровье, семья, родители – это нематериальные (духовные) ценности. Можно купить их за деньги? (Не-е-ет.) Поэтому они называются нематериальными ценностями, другими словами духовными ценностями. Что важнее для человека: материальные ценности или нематериальные (духовные) ценности? (Послушать ответы и прокомментировать.) А к какой ценности относится Родина: материальной или духовной? (Послушать ответы и прокомментировать.)

Выводы: (хорошо, если выводы сделают ученики) материальные ценности не всегда и всем нужны, можно обойтись без них. Нашим бабушкам и дедушкам нужны ноутбуки? Они же и без них жили и живут. Вы согласны со мной? (Да-а-а.) А вот нематериальные ценности – как здоровье, семья, родители, Родина – нужны всем людям, мы не можем заменить их другими понятиями. Вы согласны? (Да-а-а.)

Рассмотрим понятие «семейные ценности». Что об этом говорят психологи? Смотрим на слайд.

(Слайд №6)

Ценность родительства

Ценность родства

Ценность здоровья

Обычаи и традиции

Учитель: Семенные ценности – это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

А семейные обряды могут объединить семью и родственников? Как вы думаете? (Да-а-а.)

(Слайд №7)  

Сегодня у нас один такой национальный обряд кабардинцев, черкесов, адыгейцев под названием кхъуейплъыжькIэрыщIэ – обряд подвязывания красного копченого сыра. Этот обряд проводится адыгами – это самоназвание перечисленных выше народностей – в честь рождения сына. Картинки слайда дадут вам возможность получить представление о данном обряде. Название обряда кхъуейплъыжькIэрыщIэ состоит из 3-х слов:

кхъуей – сыр

плъыжь – красный

кIэрыщIэ – подвязывание

Учитель: (Включить музыку.) Во дворе или за околицей вкапывали два деревянных столба высотой по 6-10 метров с перекладиной наверху. Посередине перекладины подвешивали копченый сыр. Рядом с ним подвешивали кожаный ремень, который нижним концом почти касался земли. Молодой человек, который поднимался по кожаной веревке, должен был обязательно откусить кусочек от круглого сыра, а затем уже попытаться снять какой-нибудь приз. Подъем осложнялся тем, что ремень был промаслен, его долго выдерживали на масле, он был скользкий, и подниматься по нему было очень трудно, почти невозможно. По обе стороны от сыра и ремня развешивались призы. Раньше их готовили домочадцы или девушки села (вышитые платочки, уздечки, кисеты, путы и др.) А сейчас, конечно, совсем другие призы, соответственно времени. Вещицы, сделанные руками самых красивых девушек, вешали подальше от ремня, чтобы трудно было достать их. По правилам, могли подниматься только с помощью рук, не касаясь ремня ногами. Конечно же, это удавалось только самым смелым, мужественным, сильным и ловким. Добытые призы они дарили тут же стоящим девушкам. Сегодня это обрядовое состязание проводится чуть иначе: поднимаются с помощью и рук, и ног. Иногда призы не вешают на такую высоту. А вместо них записки с выигрышем в шариках или еще в чем-то. Это вы видите на экране.

Естественно, в условиях классного помещения мы бы не смогли провести такой обряд, но в ознакомительном качестве очень даже подойдет аналог столбов в уменьшенном варианте. Как видите, промасленной веревки нет, да и не понадобится она здесь. Но есть сыры и подарки-призы. Каждый желающий подпрыгивает, откусывает сыр, снимает один из призов и дарит кому-то из девочек.

(Слайд №8)

Учитель: На уроке кабардино-черкесского языка мы узнали слово Афэрым! Что оно означает?

Ученики: Молодец! Молодцы!

Учитель: Посмотрите на фото кхъуейплъыжькIэрыщIэ в моем классе. Начинаем игру! (Включить музыкальное сопровождение.)

(Провести эмоционально, поддерживать участников словом Афэрым!)

Учитель: Благодарю всех за предоставленные эмоции! Понравилось вам? Можно сказать, что этот обряд сблизил нас всех? (Послушать ответы и прокомментировать.)

Учитель: Каждый народ, населяющий нашу страну, имеет свои национальные обряды, которые способствуют нашему физическому или духовному росту. Уважайте народы, имеющие такие духовные ценности, изучая их, саморазвивайтесь. Договорились? (Да-а-а.)

Учитель: Рассмотрим дальше понятие «семейное счастье». Как вы это понимаете? (Послушать ответы и прокомментировать.)

(Слайд №9)

У кабардинцев есть притча «Семейное счастье». Я расскажу ее кратко (прочту). (Включить тихую музыку.)

В одном адыгском селении в большой усадьбе жила душа в душу семья: муж с женой со своими тремя сыновьями. Повзрослев, братья женились по обычаю, но родители оставили всех жить в одном дворе, построив каждому дом. Родились дети у каждого брата. Все жили в согласии, помогая друг другу. Но вот дети стали подрастать и не очень ладить друг с другом. Временами они даже дрались, как и все дети. Невестки, т.е. мамы детей, стали выражать недовольство этим, братья стали холодно здороваться друг с другом. Старик начал задумываться: что случилось, почему нас покидает радость?

Стояла снежная зима. В какое-то утро старик рано вышел из дома и увидел следы, которые вышли из дома. Старик знал, что раньше него никто не встал, поэтому ему было интересно узнать, кто это. Пошел по следу, который привел в лес к глубокому оврагу.

- Кто тут? – спросил он.

- Это я, ваше Семейное Счастье, - отвечает голос.

Семейное Счастье сказало, что пришлось уйти от них из-за ссор домочадцев. Оно пообещало напоследок выполнить по одной просьбе каждого члена семьи. Старику необходимо было вернуться и спросить всех домочадцев, что он и сделал. Кто-то попросил богатство, кто-то коня, кто-то урожай, а дети – сладости. Молчала только самая младшая невестка, которую дедушка спросил в последнюю очередь. Она сказала, что больше всего хотела вернуть в дом радость и взаимопонимание. На том и решили.

Старик вернулся к оврагу и передал пожелание семьи.

- Ваша младшая невестка оказалась умницей, она пожелала меня вернуть в дом. Там, где радость и взаимопонимание – там живет Семейное Счастье. Возвращайся, старик, и я вернусь.

Когда старик вернулся домой, то увидел, как дети дружно играют во дворе, как снохи лакумами (пышками) и сладостями угощают всех детей. Старик понял, что в дом вернулось Семейное Счастье и очень обрадовался. А потом, в тайне от всех, вытер слезы, набежавшие на глаза.

Учитель: Понравилась вам притча? Чему она учит? (Послушать ответы и прокомментировать. Она учит тому, что в семье должны быть дружба, любовь, взаимопонимание, взаимоуважение.)

Учитель: Почему старик в тайне от других вытер слезы? (Послушать ответы и прокомментировать. В адыгской семье мужчина не плачет или не показывает никому свои слезы.)

Учитель: Актуален ли урок этой притчи сегодня? (Послушать ответы и прокомментировать. Очень актуален. В семье, где царит любовь и порядок, радость и взаимопонимание живет семейное счастье.)

Да, вы правы. Чтобы наша страна сохранилась как государство и была сильной, нужны крепкие семьи, где будут царить взаимопонимание и взаимоуважение.

Учитель: Перед тем как перейти к следующему этапу классного часа, прошу подойти к учительскому столу двух девочек. У вас творческая работа. Вам необходимо из природных материалов, что есть на столе, создать картину, соответствующую фразе: «Семья – это любовь». Всё поняли? Тогда приступайте.

(На столе в коробке с низкими бортами или подносе лежит чистый песок. Рядом в других 4-х коробках лежат камушки для следов. В 5-й – лежат цветные камушки или каштаны, или любые природные материалы, из которых можно создать сердце. Картинка должна быть на столе для ориентира, но об этом громко не говорить.)

Учитель: А мы тем временем поработаем над развитием критического мышления. Каждая российская семья имеет свои традиции, свой национальный язык, свою культуру, свои духовно-нравственные ценности. Но семейные ценности: любовь, дети, забота, ответственность и уважение объединяют всех нас. Переверните кружочки на столах, подумайте и решите из каких слов вы создадите кластер к слову семья. Поднимите кружочки со словами. А ученики с кружочками из подходящих слов выходят к доске и крепят их вокруг слова семья. (По часовой стрелке, начиная с верхнего круга, учащиеся вставляют слова на карточках.)

Слайд №10)

 

Учитель: Проверим творческое задание наших девочек. Девочки, вы молодцы. Я очень довольна вами. Возьмите аккуратно, несите по центру класса, показывая всем свой шедевр. Поставьте на стол, за которым сидят гости.

А класс решит, как девочки справились с заданием. Фраза «Семья – это любовь» отражается в их картинке? (Послушать ответы и прокомментировать.)

Учитель: Наш классный час подошел к концу. В заключении мы проведем рефлексию.

(Слайд №11) (Включить сразу музыку.)

Положите головки на ручки вот так (показать.) Закройте глаза и представьте себе самую счастливую семью. Поместите себя на место одного из родителей. Пусть ваша семья в будущем будет именно такой, сделайте всё необходимое для воплощения этой мечты. (Пока они представляют свою счастливую семью, открыть картинки на слайде.)

Учитель: Поднимите головки, откройте глаза. Посмотрите на картинки счастливой семьи на слайде. Какие-нибудь картинки совпали с вашими представлениями? (Послушать ответы и прокомментировать.)

(Слайд №12) (Включить сразу музыку.) На этом я прощаюсь с вами. Будьте счастливы! До свидания!