Сценарий мероприятия «Герои нашего времени»

Цели занятия: Актуализация в сознании школьников понятий «героизм», «подвиг», «самопожертвование». Формирование ценностного отношения к героям Отечества, к людям, чьи маленькие и большие подвиги влияют на благополучие людей, страны, региона.

Формирование представлений о причинах героического поведения человека, о возможности каждого человека стать героем нашего времени.

Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.

Основные смыслы: герой – человек, который своим поступком или всей своей жизнью показал пример служения Родине. Герои Отечества – это люди разных эпох, возрастов и разных профессий. Эти люди вызывают чувство гордости и желание быть похожими на них. Каждый человек способен стать героем, помогая людям, совершая достойные и честные поступки.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Форма занятия: эвристическая беседа, просмотр видеороликов.

Сценарий

Мотивационная часть

Сегодня мы возвращаемся к прошлогоднему разговору, приуроченному к памятной дате, которую в России традиционно отмечают 9 декабря, – Дню Героев Отечества.

Сегодня мы продолжим разговор о героизме, подвиге и мотивах героического поведения. Итак, тема нашего разговора – «Герои нашего времени».

Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян героями нашего времени считают участников СВО, врачей, сотрудников МЧС и волонтёров.

А кто для вас является героями нашего времени? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Ответы обучающихся.

Зачастую слово «герой» мы употребляем в повседневной лексике, например, «Вася, ну ты герой!» – говорим мы, узнав, что Вася на «отлично» написал контрольную по химии. Или «Маша – просто герой» – рассказываем мы кому-то о Маше, которая каждое утро бегает по 3 км.

Как вы считаете, Машу и Васю тоже можно считать героями нашего времени или это нечто другое? Тогда что?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Действительно, Маша и Вася демонстрируют силу характера, преодолевают себя, но их действия направлены на себя, в то время как подлинный героизм всегда направлен на других людей или защиту Родины, даже с риском для своего благополучия.

А как вы считаете героизм и подвиг – одно и то же? Или нет?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Героизм – это качество личности и способность совершить подвиг, это концентрация физических, психических, духовных, нравственных сил. Это проявление любви к кому-то или чему-то.

Подвиг — это действие, героический поступок, совершённый в трудных, нестандартных условиях, результатом которого является большая гуманитарная, социально-экономическая или военная польза, осуществлённое чаще всего с риском для жизни.

Основная часть

Работа организуется в группах, каждой группе предлагается одинаковый набор карточек.

Карточка 1. Сильное пламя, задымление, пожарные расчёты. Идёт эвакуация. Для всех. Но не для них. Бригада кардиохирургов в Благовещенске продолжила операцию на открытом сердце. Сказать «стоп» — об этом никто из них не подумал. Они посмотрели друг другу в глаза и спасли жизнь человека. Судя по фотографии из операционной, кажется, что ничего особенного не происходит, и хирурги работают в обычном режиме. Но в этот момент над ними полыхает крыша больницы площадью в 1,5 тысячи квадратных метров.

Карточка 2. Юрий Гагарин — бизнесмен, бывший морской пехотинец, отец семерых детей. На СВО ушёл добровольцем. Супруге и детям о своём решении рассказал уже по факту — с передовой. Гагарин защищал Мариуполь в то время, когда там шли самые тяжёлые бои. Жители с детьми прятались в подвалах по несколько месяцев, а солдаты ВСУ и боевики «Азова» отбирали детей и выставляли их в окна как живой щит. Гагарин придумал использовать «кенгурятники» — рюкзаки-переноски для малышей. Маленьких детей выносили из подвалов на спинах, а руки были свободны для оружия. Так «Ангел» спас 367 детей, прилежно составляя список, чтобы никто не потерялся.

Карточка 3. В ночь на 26 сентября 1983 года советский офицер Станислав Петров предотвратил потенциальную ядерную войну между СССР и США. В ночь на 26 сентября 1983 года советский офицер Станислав Петров подменял дежурного на командном пункте космической системы обнаружения стартов ракет. В 00:15 завыли сирены. На экране напротив рабочего места Петрова внезапно появилось слово «старт». Там же можно было увидеть карту Северной Америки и маленький квадрат возле военной базы на Западном побережье — именно оттуда, согласно данным системы, летели ядерные ракеты. Согласно инструкции Петров должен был нажать красную кнопку и выпустить ответные ядерные ракеты. «Мне казалось, что моя голова превратилась в компьютер — множество данных, но в единое целое они не формировались, — рассказывал позднее С. Петров. Для того чтобы принять решение, у него было всего несколько минут. Проанализировав информацию («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из нескольких МБР) и донесения «визуальщиков» — офицеров, отслеживающих воздушное и космическое пространство на экранах видеоконтрольных устройств и не зафиксировавших стартов каких-либо ракет, Петров решил не следовать инструкции на экране компьютера и доложил руководству, что тревога ложная, компьютер дал сбой». Оказалось, что он был прав. Так, профессионализм одного человека спас мир от ядерной войны.

Карточка 4. В феврале 1943 года красноармеец, стрелок-автоматчик Александр Матросов погиб в 19 лет, закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота. Ценой жизни он дал возможность бойцам своего взвода совершить атаку опорного пункта. Всего же за Великую Отечественную войну насчитывается более 300 человек, которые пожертвовали собой подобным образом. При этом «матросовцы» не были подобны японским камикадзе — это не спланированные акции. Подвиг совершался в силу довольно редких обстоятельств, по исчерпании других средств уничтожения противника и во имя спасения товарищей.

Карточка 5. В январе 2023 года в Ненецком автономном округе в 10 километрах от посёлка Каратайка самолёт Ан-2 совершил жёсткую посадку из-за обледенения. Братья Илья и Александр Хатанзейские 11 и 14 лет и ещё двое взрослых вытащили из самолёта тех, кто не мог двигаться самостоятельно, не дали людям погибнуть в огне. Саша первым нашёл огнетушитель, передал его старшим товарищам, после чего дозвонился до 112 и сообщил о случившемся. Вчетвером парни потушили горевший двигатель. Затем помогли эвакуировать из самолёта пострадавших. Они не думали о себе! Все мысли и действия были о том, чтобы сохранить жизнь другим. На севере иначе – никак!

Карточка 6. В июле 2021 года 16-летняя Василиса Тараненко услышала крики, раздававшиеся с горной речки Псекупс в городе Горячий Ключ. Двое детей купались, и младшего течение утащило на глубину. Мальчик испугался, стал звать на помощь своего товарища, но тому оказалось не под силу справиться со стихией. Тогда Василиса прямо в одежде бросилась в воду. Она подплыла к тонущему мальчишке, однако тот в панике только мешал своей спасительнице. Девушка начала уходить под воду, но ей удалось перехватить его и вытащить за плечи на мелководье. Времени на отдых не было — помощь срочно потребовалась второму ребёнку, который сам не смог выбраться из опасного места и

начал тонуть. Обессиленная Василиса второй раз бросилась в реку и спасла мальчика. Когда всё было позади и двое спасённых ребят ушли домой, девушка призналась, что сама она плавать не умеет.

Обсуждение, обмен мнениями по отношению к цитате М. Горького.

(учитель может в ходе обсуждения использовать дополнительные вопросы:

Можно ли утверждать, что герои наших примеров специально искали возможность совершить подвиг?

Думал ли кто-то из них, что совершает подвиг?

О чём думали эти люди, совершая подвиги?

Было ли это ради славы и награды?)

Какая история произвела на вас наибольшее впечатление? Читая какую историю, вы задумались, а как бы вы поступили на месте этого человека?

Ответы обучающихся.

С героями каких историй вы хотели бы лично пообщаться? О чём хотели бы спросить? Ответы обучающихся.

Сегодня в нашем разговоре в качестве федерального спикера принимает участие один из героев обсуждаемых нами историй. Это Юрий Гагарин, доброволец СВО, спасший более 350 детей.

Выступление федерального спикера

В своём обращении Юрий Гагарин говорит, что не ощущает себя героем, потому что герои, по его мнению, – это обычные люди. Как вы полагаете, почему?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Как видим, ребята, герой – это обычный человек, он не наделён суперспособностями, делающими его сильнее или быстрее остальных людей. Но его отличают важные человеческие качества: преданность и любовь к своему Отечеству, любовь к своему народу, желание защитить слабого и помочь другим людям.

Заключительная часть

Как вы считаете, героизм – это врождённое или приобретённое качество?

Ответы обучающихся.