1. Аннотация.

С одной стороны, несоизмеримо увеличивается информационный поток, в котором у ребенка стихийно формируется опыт экономических отношений, закладывается основа для будущего экономического мышления, с другой стороны, очевидно отсутствие целенаправленной работы по воспитанию финансовой грамотности, неподготовленность педагогических кадров к решению новых задач, недостаточная оснащенность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.

Участники проекта: дети старшей группы; воспитатели группы; родители.

2.Введение.

Да, не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

И в этом современном быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, появления широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед россиянами ставятся сложные задачи, для решения которых необходимы определённые знания и навыки. Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. Актуальным стало финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Поэтому, для формирования у детей представлений об экономике необходима организованная работа по формированию финансовой грамотности, которая должна включать в себя всех участников образовательных отношений. Ведь многие родители не в полном объеме осознают важность приобщения ребенка к основам экономических знаний. А ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, а так же его социальной адаптации в обществе.

Поэтому работа в ДОО должна быть направлена не только на повышение уровня знаний об использовании экономических представлений у родителей, а так же на помощь в реализации полученного детьми практического опыта в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможностей ребенка.

Таким образом, обучение основам финансовой грамотности поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, сформирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает его во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС. Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Новизна заключается в разработке системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием игрового интерактивного оборудования и игр-квестов , с привлечением к сотрудничеству социальных партнеров.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.

3. Основная часть.

Ход мероприятия (вводная часть)

Организационная игра:

Встанем мы в кружочек дружно -

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Стоя в кругу – ребята, вы любите путешествовать?

Я сегодня хочу предложить вам небольшое путешествие. Хотите? (ответы детей)

На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

А я знаю ещё один способ, думаю, он вам понравится, мы пройдём через волшебный «портал».

(Под музыку дети проходят через арку, украшенную монетками, бумажными деньгами, встают полукругом)

Какой необычный портал, ребята вы знаете, что это такое?

– (ответы детей) Деньги.

Совершенно верно - «Деньги». Это потому, что мы оказались в волшебной стране «Феечки -копеечки».

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Феечка-копеечка. Рада приветствовать вас в нашей сказочной стране. Сегодня нас ждет необычное путешествие, вы готовы? А поможет нам в этом? – показывает (ответы детей: Цветик-семицветик)

Давайте пройдем на стулья (полукругом)

Первый лепесток. «История денег».

Феечка-копеечка приготовила интересное видео о том, как появились деньги. Присаживайтесь (Видео фильм).

- Итог: Чем рассчитывались люди, когда не было денег?

- Удобно ли это было? Почему?

- Какие бывают деньги? (железные и бумажные).

- Бумажные деньги называются купюры, а железные- монеты. - Какие деньги удобнее купюры или монеты? Почему?

- Чем расплачиваются в магазине, когда нет денег? - Как называются деньги в нашей стране?

- Рассмотрите деньги и банковские карты. (показать детям настoящие купюры, банковские карты)

- Что делают на деньгах, чтобы их нельзя было подделать

- Молодцы! Мы узнали много интересного о деньгах.

Игра «Вопрос-ответ». Я буду задавать вопрос, а вы поднимайте руки и отвечайте. За правильный ответ вы получите монетку. Для монеток у вас есть кошёлечки, которые я приготовила вам заранее!

Кто из вас знает?

Что использовали в качестве денег раньше?

А как называются деньги в нашей стране?

Почему рубль называют рублём, а копейку копейкой?

Для чего нужны деньги? (ответы: чтобы ходить в магазин и покупать продукты, одежду, бытовую технику, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, транспорт, лекарства и т.д.).

Как появляются деньги в вашей семье? (ответы)

Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

За что они получают зарплату?

Все ли одинаково зарабатывают? (ответы)

От чего зависит размер заработка?

Скажите, пожалуйста, важно ли учиться и получать знания? И для чего это необходимо? (получить профессию)

Феечка -копеечка: Молодцы! Вы отлично справились!

Второй лепесток.

«Финансы нужно планировать».

Что такое бюджет? (ответ: Бюджет – это план расходов и доходов, семьи, организации или государства)

Семейный бюджет? Из чего он складывается? (кто работает, получает – зарплату, пенсионеры – пенсию, студенты – стипендию и расходы на нужды семьи).

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Смешарики. Финансовая грамотность» отрывок «Золотое яблоко».

Про что был мультфильм?

Как совершал покупки Бараш?

Как поступила Нюша?

Кто делал правильно, а кто нет и почему?

Всегда ли надо покупать, то что хочется?

Как планировать семейный бюджет? (ответы детей: составлять список покупок, в первую очередь тратить сначала на необходимое и важное, разумные траты)

Молодцы, ребята! Деньги нужно тратить разумно! А вот вам и следующее задание:

«Для чего людям нужна профессия?»

Люди разных профессий работают и производят определённый продукт. Они используют определённые инструменты для этого. У каждой профессии есть свои инструменты. Сейчас вам, ребята, нужно правильно соотнести картинки «Профессии - инструменты». Предлагаю пройти к столу игра: «Профессии».

Молодцы! С заданием вы справились (раздача монеток).

Третий лепесток.

Представители разных профессий производят различные товары. Следующее задание «Назови, товар или не товар».

1. Бабушка испекла пироги для внуков (не товар).

2. В типографии напечатали журналы (товар).

3. Пекарь испёк хлеб (товар).

4. Фермер привез на рынок яйца (товар).

5. Папа отремонтировал игрушки (не товар).

6. Мама закрутила на зиму компот (не товар).

7. Кондитер приготовил торт (товар).

8. На фабрике сделали цветные карандаши (товар).

ФИЗМИНУТКА

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

Четвертый лепесток:

«Для чего людям нужна профессия?»

Люди разных профессий работают и производят определённый продукт. Они используют определённые инструменты для этого. У каждой профессии есть свои инструменты. Сейчас вам, ребята, нужно правильно соотнести картинки «Профессии - инструменты». Предлагаю пройти к столу игра: «Профессии».

Молодцы! С заданием вы справились (раздача монеток).

Пятый лепесток:

«Пословицы и поговорки».

Какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых говорится о деньгах. За каждый правильный ответ монетка от Феечки-копеечки.

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Деньги любят счёт.

3. Копейка к копейке — проживет семейка.

4. Время – деньги.

5. Денежки труд любят.

6. Бережливость — не скупость.

7. Скупой платит дважды.

8. Кто долго спит, тот денег не скопит.

9. Считай деньги в своем кармане.

10.Копейка рубль бережёт.

Шестой лепесток.

«Деньги любят счет».

Предлагаю пройти за столы, для выполнения задания. Работа по картинке (простые карандаши и листки с заданиями)

Маша пришла в магазин и за каждую баранку должна заплатить 3 монеты, вспомните пожалуйста и нарисуйте монеты которыми должна расплатиться Маша.

(оцениваю результат.)

Воспитательный момент: «Не все покупается».

Главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Финансы – это интересно и увлекательно!

А вам, понравилось наше путешествие, ребята? (ответы детей).

Седьмой лепесток.

В завершении занятия, предлагаю пойти всем за покупками «Магазин».

Посчитайте монетки, которые вы заработали (дети считают монетки в своих кошельках).

Сначала зарабатываем – потом тратим. «Магазин» - обратите внимание, какой необычный магазин. Давайте выберем, кто будет продавцом, а кто покупателями?

- Как называются все предметы, лежащие на прилавке? (Товар)

- Уважаемые покупатели выберите ценник с товаром признаки которого соответствуют вашим монетам, на которых изображены геометрические фигуры.

- Вспомним, по каким признака, мы будем сверяться. (по цвету, размеру, толщине)

Вопросы детям: Какой товар ты выбрал? По каким признакам ты выбрал ценник с товаром?

- Подойдите к кассе и рассчитайтесь за товар. Спасибо за покупку!

- Наше путешествие подошло к концу, пора отправляемся обратно в детский сад.

Рефлексия

- Чем вам запомнилось путешествие в волшебную страну Феечки-копеечки?

Какое задание Феечки-копеечки было самым интересным? Что нового вы узнали ? Ребята вы молодцы! Мне было очень приятно с вами путешествовать!

4. Заключение

Дети получили представление о первичной финансовой грамотности;

-познакомились с понятиями «деньги», «доход», «расход», «экономия», «банковская карта», «наличные деньги» и другие;

-овладели первичными знаниями по разумному отношению к расходованию денег;

-познакомились с нравственными понятиями: ответственность, обязательность, законопослушность, умение подчинять свои желания объективным возможностям и необходимым потребностям других людей;

-получили навык поведения в общественных местах, а именно в магазине, в аптеке и др.

Воспитатель получил дополнительный опыт по обучению детей финансовой грамотности.

Родители приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятий.

5.Список литературы

1.Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8. 3. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

4.Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

7.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

9.Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

Интернет ресурсы https://dohcolonoc.ru/