Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №138»
Сценарий комплексного развлечения по декоративно – прикладному
творчеству в разновозрастной группе «Ярмарка мастеров»
Цель: Формировать у детей представление о ярмарке и народных промыслах на Руси.
Задачи:
Рассказать детям о
ремеслах Руси
;
Дать представление о внешнем виде и звучании традиционных русских народных музыкальных инструментах;
Обогатить словарь детей словами, относящимися к лексической теме «Музыка»;
Дать детям представление о самоваре;
Формировать желание и интерес к игре на музыкальных инструментах;
Формировать навык плетения;
Развивать моторику рук;
Воспитывать положительное отношение к истокам русской народной культуры.
Ход мероприятия:
Входят Скоморох с детьми.
Кукольный театр.
Скоморох: Эй, вы гости господа, бегите скорее сюда. Ярмарка разлилась.
Ярмарка – это такое место, где больше всего народу собиралось. Сюда съезжались люди со всех деревень и городов, торговали, умения свои показывали, гулянья, да забавы устраивали. К Ярмарке готовились. Много сил, выдумки и старания вкладывал русский народ в работу и изделия, которые делали своими руками. Хотели они и людей порадовать и заработать, На ярмарке не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
Публику веселили скоморохи, поводыри с дрессированным, “учёным” медведем. Кто такие Скоморохи? Правильно. Веселые странствующие актеры. Они одевались в яркие одежды, раскрашивали лица, пели, плясали.
Главным героем ярмарочных увеселений был народный театр. Кукол шили люди сами. (Показ ширмы)
Некоторые скоморохи в своих театральных представлениях использовали куклу – Петрушку. Петрушка был главным героем народных театров и очень нравился людям. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы оживить его? Правильно актеры надевали куклу на руку и оживляли их при помощи движения кисти и пальцев. (Петрушка оживает)
Петрушка: Здравствуйте ребята. Как вы думаете почему я нравлюсь зрителям? Правильно, потому что я очень веселый и в яркой рубахе.
А вы хотите поучаствовать в кукольном театре? (Да) Здорово, тогда давайте попробуем. Берем по одной кукле, одеваем ее на руку: указательный палец вставляем в голову, а большой и средний вставляем в руки героев. Двигаем пальцами. И куклы оживают! Ребята, но когда вы смотрите театр людей-то не видно.
Скоморох: Просто Петрушечка нам нужно спрятаться за ширму. По очереди по три человека, заходим за ширму, присаживаемся на корточки, а руку с куклой вытягиваем вверх и играем ей. (Показ).
Сказка начинается «Колобок». (кукла колобка меняет актера).
А остальные дети хлопают. (Дети по очереди заходят за ширму)
Петрушка: Молодцы ребята! Интересное представление у вас получилось. Но на нашей ярмарке много мастеров и мастериц, пойдемте я вас провожу дальше. (Петрушка провожает детей к следующему мастеру).
Лавка плетельщицы
Плетельщица: Я на ярмарке стою, на разных мастеров смотрю, да себя показываю!
Заходи честной народ.
Здравствуйте! Ребята вы знаете, что я за мастерица. Как называют людей, которые плетут корзины?
Не знаете. Тогда я вам расскажу.
Мастерица я по плетению корзин, петельщица или корзинщица.
Хотя корзины плели все народы во все времена, но вот почему то в нашей стране это ремесло очень любимо. В старину людей, занимающихся этим ремеслом называли по названию небольшой деревни. Одним из таких мест, где плетение является традиционным промыслом считается Одинцовский район Московской области, где есть целые деревни и посёлки, названия которых связаны с плетением корзин.
Например это Большие и Малые Вязёмы и Петелино, где жили и работали мастера.
Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы.
Поможете мне ребята? Я так на ярмарку спешила, что несколько корзин доделать не успела.
Дети: Да
Плетельщица: У меня есть заготовки.
Музыкальная лавка.
Музыкант: Эх, ярмарка! Ярмарка – веселая, удалая! Ярмарка лихая! Подходи, инструмент бери!
Дети подходят, смотрят.
Музыкант: Ох, любили на Руси музыку народную, песню хороводную!
Знатными музыкантами были наши предки. Много было у них разного инструмента. Самыми первыми инструментами были ударные – бубен, трещотка, ложки. Ударными их называли, потому что звук из них получался при ударе. Попробуйте сами! (Дети пробуют). Эти же инструменты были самыми распространенными.
Были и духовые инструменты, те в которых звук образовывается, если в них дуть – показывает сам воспитатель.
А еще на Руси были струнные инструменты, например, гусли. Вот они! Как думаете, почему их называли струнными?
Дети: потому что у них есть сруны.
Музыкант: Правильно! Ребята, смотрите – у меня есть ларец волшебный. Я сейчас в него свои музыкальные инструменты сложу, а вы попробуйте угадать, какой из них звучит! Справитесь?
Дети: да
Музыкант: Начинаем!
Игра «Волшебный ларец». Воспитатель укладывает все инструменты в Ларец и играет в инструменты на свое усмотрение.
Музыкант: Молодцы! Справились! Не только инструменты на Руси любили, но и пляску народную, песню хороводную. За мной иди, хоровод заводи!
Воспитатель с детьми водит не сложный хоровод.
Музыкант: молодцы! А теперь пора вам на других мастериц посмотреть на нашей ярмарке. Пойдемте!
Художественная лавка
Мастерица: Очень давно, больше ста лет назад, в Московскую мастерскую, где делали деревянные игрушки, попала деревянная куколка - фигурка добродушного японского старичка, мудреца Фукурумы, у которого от постоянных раздумий голова вытянулась вверх. Внутри той игрушки - мал мала меньше - помещалась вся его семья. Посмотрели на ту игрушку русские мастера - токарь, знаменитый игрушечных дел мастер Василий Петрович Звёздочки и художник Сергей Васильевич Малютин - и придумали свою русскую игрушку.
Мастерица: Восемь фигурок вкладывались одна в другую. Первая фигурка - девочка в сарафане, переднике и платочке, в руках - петушок, а самая последняя - младенец в пелёночке. Задумались мастера: как же назвать игрушку? А в то время очень часто на Руси девочкам давали имя Матрёна и называли их ласково Матрёша, Матрёшечка. Так и появилось имя у игрушки - матрёшка.
Мастерица: С тех пор матрёшек стали делать в разных городах нашей большой страны. Художники весёлыми красками расписывали матрёшек, одевая их в нарядную одежду. И вот матрёшка уже улыбается. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй! Теперь матрёшки - это не только девочки - куколки. У каждого художника своя манера росписи, поэтому все матрёшки разные.
Мастерица: Одна - в сарафане расписном, кофточка на ней с вышивкой. А в руках у матрёшки то корзина с грибами и ягодами, то серп, то петух или уточка.
Мастерица: У других матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.
У третьей - желтый платок завязан узлом, красный сарафан прикрыт белым фартуком, расписанным сочно и ярко цветами, листьями и точками.
Ребята, а вы бы хотели стать художниками и расписать матрёшку? (да)
(дети расписывают шаблоны матрёшек)
Чайная лавка
.
Мастерица: Ребята, что не обычного у меня на столе? (ответы детей)
Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово "Самовар" произошло.
Только на Руси пили чай из самовара.
Самовар кипит, уходить не велит.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
Мастерица: А знаете ли вы, откуда взялся самовар?(Да) Хотите, расскажу?(да) Изобрели и изготовили первый самовар в городе Тула, много лет назад. Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала. Для растопки годились любые щепочки, палочки и даже шишки. Делали самовары из серебра, меди, железа и даже фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник в виде рыб, львов, петухов и других животных.
Мастерица: У многих людей и сегодня есть самовары дома. Правда, это уже не те самовары, которые надо топить щепочками, да шишками, а электрические. Также самовары и самоварчики используются как украшение дома.
Мастерица: Обычно к чаю подавали сушки, сухарики, варенье ароматное и крендельки. Хотела вас угостить кренделями, да новые ещё поспели, а те что были у меня их все разобрали, только тесто осталось, пока кренделя пекутся вы мне помогите, новых налепите.
Мастерица: Ребята, возьмите каждый свой кусочек и замесите тесто. Затем, катаем колбаску, концы закругляем и перекрещиваем. Молодцы, какие аккуратные крендельки! А вот и мои подоспели. Давайте ваши в печь поставим и со мной пойдём, угощу вас чаем.
Дети уходят.