Сценарий праздника «День русского языка»
Учитель русского языка
ГОУ ЛНР «Белолуцкая ОШ»
Улезько Татьяна Николаевна
Сценарий праздника «День русского языка»
Цели:
- углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;
- способствовать развитию интереса к русскому языку;
- воспитывать бережное отношение к слову, языку.
Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, словари (орфографические, толковые, иностранных языков, фразеологизмов).
Ход праздника.
Ведущий 1. Добрый день! Мы рады видеть вас на празднике, посвящённом русскому языку – главному достоинству нашего народа.
Ведущий 2. Мы все помним прекрасные строчки И.С.Тургенева «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ведущий 1. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.
Ведущий 2:
О роли и значении русского языка говорить не приходится. Еще Михаил Васильевич Ломоносов отмечал, что в русском языке соединились «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатая и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков...»
Ведущий 1:
И это действительно так. Ни один язык земного шара не награждался столькими эпитетами: великолепный, живой, крепкий, нежный, богатый, сильный, выразительный, краткий, мудрый, правдивый, свободный, могучий, гордый, великий...
Ведущий 2:
На русском языке создавали свои бессмертные произведения такие гиганты мысли, классики литературы как Пушкин и Лермонтов, Белинский и Гоголь, Островский и Некрасов, Тургенев и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Толстой, Достоевский и Чехов, Бунин и Куприн.
Ведущий 1:
Русский язык является одним из четырех официальных языков ООН.
Наш долг, ребята, любовно изучать, ревниво оберегать великий русский язык.
Ведущий 2. Сколько замечательных слов сказано о русском языке!
Проведём конкурс на лучшего знатока высказываний о русском языке
Назовите авторов высказываний.
Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка. (М.В.Ломоносов).
С русским языком можно творить чудеса. (К.Г.Паустовский).
Русский язык богат и выразителен. (В.Г.Белинский).
Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский).
Язык всем знаниям и всей природе ключ;
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина. (Г.Р.Державин).
Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л.Успенский).
Ведущий 1. О языке народ сложил много пословиц и поговорок.
Конкурс пословиц и поговорок.
«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки». «Грамоте учиться – всегда пригодится».
«Язык до Киева доведёт». «Язык без костей, что хочет, то и лопочет».
«Язык говорит, а голова не ведает». «Язык голову кормит, он же и спину портит».
«Язык мал: великим человеком шатает». «Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет».
«Языком болтай, а рукам воли не давай». «Языком не спеши, делом не ленись». . «Каков разум, таковы и речи». «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает»
Ведущий 2. А сейчас звучат стихи о русском языке!
Чтец 1. На свете много стран больших и много малых есть.
И для народностей любых язык свой – это честь.
Вьетнамец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн –
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
Чтец 2.
А я судьбу благодарю,-
Мне счастья выше нет,
Что вот по-русски говорю
Уже немало лет.
Чтец 3.
Спокоен, весел и певуч, насмешлив и суров,
И беспощаден, и могуч, и грозен для врагов.
Чтец 4.
Суворов ободрял солдат на русском языке!
Бессмертный Пушкин сочинял на русском языке!
Законы Менделеев дал на русском языке!
Чтец 5.
Знай же Лондон, Париж, Вашингтон,
Я в Москву, я в Россию влюблен.
Слушай, мир! Я люблю тот язык,
Что по-русски могуч и велик!
О русской речи ширь и кратость!
Мне дорог строй ее и мил.
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
Чтец 6.
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили,
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Чтец 7.
Когда с обозом парни шли босые
В Москву, что их манила испокон,
И юная петровская Россия
Учила иноземный лексикон,
Могли ли хоть представить наши предки
Ту светлую минуту торжества
Когда начнет весь мир с упорством редким Российские заучивать слова!
Чтец 8.
И однажды пушкинские строки
На моем, на русском языке,
Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,
Силу потерявший на войне.
Строки шли, как волны, выше, круче
Слушал парк, дыханье затая,
И слиянье пушкинских созвучий
В городе чужом узнала я.
Не кокетство музыки капризной,
Не эстетов стихотворный крик –
Это был язык моей отчизны,
Точный, самый правильный язык.
Чтец 9.
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой
И каждый вздох понятен мне на нем.
Чтец 10.
Я люблю тебя, русский язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч.
Чтец 11.
Будто хлеб ржаной он пахуч,
Будто плоть земная живуч,
Изучайте русский язык!
В нем былинное волшебство
И надежд людских торжество.
Чтец 12.
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик.
Я люблю тебя, русский язык.
Леонид Андреев «Русское слово».
Прежде, чем пушкинской стало строкою,
Было землёй оно, хлебом и потом.
С пахарем вместе шло за сохою
К новым свершеньям, трудам и заботам.
Разве когда-нибудь было забавой
Слово Некрасова, слово Толстого?
Русское слово и русская слава –
Это рабочая слава и слово.
Александр Яшин «Русский язык».
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Николай Рыленков.
Горят, как жар, слов а
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Ведущий 1. Предание о языке
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
Ведущий 2.В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.
Эзоп опять покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
Ведущий 1. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятниками культуры, в том числе по рукописям. Родной язык – это живая связь времён. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Ведущий 2. Если вы будете в своей речи употреблять меткие, краткие и образные выражения, то вас будут слушать с интересом.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки сухие всегда!
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
«Не дело, мол, воду носить решетом!»
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»
Скоморох 1. У каждого фразеологизма свой смысл и история возникновения.
Время истекло.
Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло.
Отсюда и выражение: сколько воды утекло с тех пор (как это было давно).
Спустя рукава.
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда и выражение засучив рукава - значит, усердно принявшись за дело. После работы, особенно зимой, рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и выражение спустя рукава - значит, небрежно, кое-как.
Скоморох 2. Задание залу: Назовите фразеологизмы со словами ноги, глаза, руки, язык, т.е. от головы до ног.
(Глаза боятся, а руки делают; держать язык за зубами; встать не с той ноги; куда глаза глядят; пустить пыль в глаза; хлопать глазами; глаза на лоб лезут; рукой подать; взять ноги в руки; язык проглотил; язык отнялся; на широкую ногу; под горячую руку; не оторвать глаз; лицо вытянулось).
Ведущий 1. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, язык невыразителен.
Вашему вниманию сценка - 6 класс.
Встретились в парке два приятеля.
- Как живёшь?
- Нормально.
- С учёбой как?
- Нормально.
- Как прошла экскурсия в музей?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел? Как сейчас себя чувствуешь?
- Нормально.
Вот так поговорили!
Ведущий 2. Мы ходим в школу, чтобы учиться, стать грамотными, эрудированными. Писатель Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль» (18 век) в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Некоторые сцены пьесы и сейчас кажутся вполне современными.
Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).
Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.
Правдин (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та, покамест, существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Ведущий 1. А много ли Митрофанушек у нас среди знакомых, друзей?
Ведущий 2. Ошибки в речи не только смешны, но и страшны. Ведь именно язык связывает нас с родиной, её традициями и культурой. Каждый из нас в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
Ведущий 1. Прослушайте стихотворение И.Бунина «Слово».
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный речь.
Ведущий 2. А теперь стихотворение Анны Ахматовой «Клятва», которое было написано в суровые годы Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Ведущий1.
И в заключение хочется сказать..
Дорожите
Родным, милым словом:
Многоликим –
Большим языком!
Нашей жизни он –
Первооснова –
Всем народам
Планеты – знаком.
Ведущий 2.
Берегите его
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток –
От наречий ручьистых
Не затмил
Родника – родников!
Ведущий 1.
В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров, Песен, стихов... –
Всё, что дорого
Сердцу,
Чтоб слилось
В языке, -
Как основе основ!