Сценарий семейного праздника
«Фольклорное лото»
Цель мероприятия: приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям,сохранение и развитие семейных традиций.
Задачи мероприятия: углублять знания учащихся о малых фольклорных жанрах, русских народных играх пробуждать интерес к устному народному творчеству , культуре русского народа ,
организация совместного досуга детей и родителей в классе, творческом объединении.
- активизация творческой деятельности педагогов, осуществляющих сотрудничество с семьей в системе образования;
- формирование банка методических материалов, посвященных вопросам организации сотрудничества с семьей.
Оформление: зал украшен элементами русской избы взятыми из школьного музея нашей школы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, муз.инструменты, кухонная утварь, изделия местных умельцев :ковры -самотканный, дорожки, варежки, полотенца вышитые. Кубик -рубик с цветными сторонами. Каждый цвет означает один из малых фольклорных жанров.
До начала праздника звучат русские народные песни.
Фонограмма: деревенской жизни.
Открытое внеклассное мероприятие «Фольклорные лото».
Тематическое направление: духовное и нравственное
Актуальность: Методическая разработка включает в себя цель, задачи, планируемые результаты.
Одним из главных средств духовно-нравственного развития личности ребенка является ознакомление с православными традициями русского народа, с его культурой и фольклором. Фольклор выполняет эстетическую, воспитательную, познавательную функцию. Для детей важно личное участие в мероприятиях. Фольклорные праздники – это и есть та ниточка, которая связывает наше прошлое с настоящим и будущим.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:
Большую роль играет духовное и нравственное воспитание в формировании личности младшего школьника. Фольклор является комплексным средством воспитания школьников. Воспитательное мероприятие – это одна из организационных форм, которую классный руководитель широко использует во внеурочной деятельности. Каждое воспитательное мероприятие духовно-нравственной направленности должно накладывать положительный след на эмоциональном фоне ребёнка, оставляя в его душе состояние праздника. После таких мероприятий у ребёнка должна проснуться потребность к добрым делам и красивым поступкам.
Познавательная цель: Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа.
Образовательные задачи:
- ознакомить детей с русским народным обычаем наших предков;
- научить понимать русские традиции гостеприимства;
- дать детям представление о жизни и быте своего народа в старину;
- создать доброжелательную, веселую атмосферу.
Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма;
- воспитывать доброжелательные, партнерские отношения в классном коллективе.
Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к традициям русского народа;
- развивать выразительную речь, внимание, память, положительные эмоции;
- обогащать словарный запас детей образными выражениями малых форм русского фольклора;
- развивать эмоциональную сферу детей, образное мышление, творческое воображение.
Планируемые результаты
Личностные:
- учиться определять свои чувства и ощущения, возникающие в ходе мероприятия и уметь их излагать;
- учиться наблюдать за происходящим;
- развитие и формирование личностных деловых качеств: принятие совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее дело, положительное принятие общего успеха и достижений.
Регулятивные:
- принятие установленных правил;
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение применять свои знания на практике;
- адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, интернета, создавать книжки-малышки МФЖ.
Коммуникативные:
- умение устанавливать дружеские отношения, вести диалог;
- использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач.
Форма проведения: Праздник
Педагогические технологии:
- коллективное творческое дело;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровая технология;
- личностно-ориентированная технология.
Методы и приёмы:
- чтение и анализ русских народных пословиц и поговорок;
- отгадывание загадок;
- разучивание подвижных сюжетно-ролевых игр;
- наблюдение;
- элементы театрализации;
- поисковый метод.
Этапы подготовки и проведения мероприятия:
Подготовительный этап:
- определение цели, задач и значимости воспитательного мероприятия;
- определение формы, методов и приёмов мероприятия;
- разработка сценария воспитательного мероприятия и распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей детей;
- разучивание русских народных песен, частушек, пословиц, поговорок, сюжетно-ролевых игр,
- оформление кабинет к мероприятию;
- репетиции праздника.
Основной этап – праздник «Фольклорное лото».
Заключительный этап.
Вывод: Внеклассное мероприятие «Фольклорное лото» соответствовало возрастным особенностям детей и уровню их развития. Применение игровых технологий, реализация себя в роли, ощущение праздника, коллективное чаепитие, яркие элементы р.н. костюма и особенность обстановки вызывают положительные эмоции у детей. После таких праздников детям всегда хочется продолжения событий. Повышается уровень воспитанности, мотивации, улучшаются взаимоотношения между детьми.
Участники праздника: обучающиеся школы и их родители.
Праздник «Фольклорное лото»
Хозяин
Хозяйка
Ход праздника:
Хозяин : Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник.
Испокон веков на Руси - матушке
Живёт народ приветливый,
Хранит сказки старинные,
Игры, забавы разные,
Частушки, припевки лукавые,
Поговорки и загадки мудрые.
Из поколения в поколение передаётся народная мудрость. Если мы интересуемся фольклором, значит, мы интересуемся своей историей.
Хозяка: Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, добрый день дорогие взрослые !
Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!
Хозяин: Нашу программу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?
Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Без пословиц не проживешь – точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.
Пословица – всем делам помощница.
Без пословицы не проживешь.
Русский народ очень богат пословицами. Свое глубокое уважение к пословицам и свой взгляд на них народ выразил в пословицах о самих пословицах:
Пословица вовек не сломится.
Пословицы ни обойти, ни объехать.
Пословица ведется, как изба веником метется.
По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится», «Старинная пословица не на ветер молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица», или: «Белый свет – не околица, а пустая речь – не пословица».
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!»
Хозяйка: а давайте поделимся на команды!
Проводится дидактическая игра «Составь пословицу!»
Каждая команда получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.
1 команда
пословица
, Всякая
, не, мимо, молвится, дела.
(Всякая пословица не мимо дела молвится.)
слово –
, Не
, пословица, всякое.
(Не всякое слово – пословица.)
2 команда
пословица, в, Хороша, лад.
(Хороша пословица в лад.)
есть, на, пословица, спесь, И, твою.
(И на твою спесь пословица есть.)
Хозяин: А для этих гостей (показывает на гостей ), званых да почётных, я приготовила игру. Ну-ка, кто из вас пословицы говорить горазд? Туесок я открываю, пословицу достану. Прочитаю поскорей, доскажите веселей.
Я буду говорить начало пословицы, а вы должны будете её закончить:
Без труда ………………..(не вынешь рыбку из пруда).
Играй, играй……………..(да дело знай).
Пирог на стол - ………….(праздник в дом).
Не красна изба углами,………..(а красна пирогами).
Хозяйка: Веками не было праздника на Руси без пения и плясок под гармонь, а на селе и сейчас без нее не обходится ни одно радостное событие. Гармонь (или гармоника) – это исконно русский музыкальный инструмент.
Хозяин: Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Хозйюшка: А гости наши дорогие знают частушки?
Родительские частушки
1. Разрешите в этом доме,
Разрешите поплясать,
Мы не буду сильно топать,
Только будем припевать.
2. Самовар, ты самовар –
Золотая ножка.
Я посеяла горох –
Выросла картошка!
3. Поленился утром Вова,
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
4. Пошла курица в аптеку,
И сказала «Кукареку!
Дайте мыло и духи,
Чтоб любили петухи!»
5. Ой, подружки, мы наденем
Платьице с горошками.
Будем мальчиков любить,
Которые с гармошками.
ХОЗИН: А давайте сыграем в игру «Гори, гори ясно». Выходите желающие поиграть с нами
3.Звучит «Гори, гори ясно»
Игра «Гори, гори ясно». Дети уходят со сцены на игру и вовлекают в игру зрителей.
[Участники игры становятся в круг, держась за руки. Ведущий встаёт в круг, в руках у него бубен, поднимает его над головой и начинает движения против основного круга. Когда начинается движение круга, все игроки вместе с ведущим произносят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После сказанных слов ведущий игрок останавливается, поднимает бубен, делает взмах, будто пытается разделить круг, а двое детей, которые оказываются от ведущего с правой и с левой стороны поворачиваются друг к другу спиной и начинают убегать друг от друга в разные стороны за основным кругом детей после слов «Раз, два, три – беги!». Кто первый обежит круг и вернётся к ведущему схватив бубен, тот и победил, в дальнейшем он становится ведущим, а кто не успел он» горит». Дети стоящие в кругу «болеют» за понравившегося им игрока. Игра повторяется несколько раз.
Хозяйка: -А я предлагаю игру «Золотые ворота»
Русская народная игра «Золотые ворота»: Выбираются двое родителей, которые встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки, обозначая ворота. Остальные игроки берут друг друга за руки так, чтобы получилась цепочка.
Все хором напевают слова, а цепочка должна быстро пройти под воротами:
Золотые ворота
Проходите господа!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети и родители, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Хозяин : А теперь -Загадки!
СЛЙАД1
СЛЙАД2
СЛЙАД3
СЛЙАД4
Хозяйка: - Поиграли, повеселились, пришло время в «Фольклорное Лото» поиграть: Обе команды по очереди подбрасывают кубик, и на выпавший цвет назвать жанр фольклора !
Пословицы,поговорки
Загадки
Считалки
Песенки,потешки
Скороговорки
Переход хода.
Подводим итоги !
Награжение!
Хозяйка: Произведения устного народного творчества учат нас не только мудрости, они открывают перед нами дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по- настоящему любить Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое.
Хозяйка с хозяином: По русской традиции «Умел гостей звать – умей и угощать». И мы вас, гости дорогие, с пустыми руками не отпустим. Вот вам ларец с угощениями .Пьём все вместе чай!