Физический вечер: Посвящение в физики.
Цели вечера:
-в доступной увлекательной форме показать ученикам, что знание законов физики может пригодиться им в различных жизненных ситуациях, независимо от того, чем они будут заниматься в жизни;
-поднять престиж учебного предмета ?физика?;
-заронить мысль о том, что только знающий человек может быть успешным в жизни;
-научить участников вечера владеть аудиторией, работать в команде, быть коммуникабельным.
Ход мероприятия:
Ведущий 1. Уважаемые гости, учителя, учащиеся. Мы рады приветствовать вас. Мы рады, что вы с нами!
Ведущий 2. В 7 классе начинают  изучать одну из интереснейших наук -  физику. И вот заканчивается первый год обучения этой прекраснейшей из наук у наших семиклашек и нас терзают сомнения как поняли они, что же это за наука, интересна и полезна ли она? 
Ведущий 1. Только достойные могут продолжать изучать и постигать новые тайны. Сегодня мы постараемся вместе приоткрыть завесу для получения ответов на эти вопросы и посвятим в юные физики самых достойных, самых лучших, самых умных, самых трудолюбивых и самых любопытных учеников седьмых классов. 
Ведущий 2. Мы начинаем наш вечер: ?Посвящение в физики!?.
Выступление учащихся 7 кл. 
Массу с весом различать и мензуркой измерять
Учат в школе –(3 раза).
Как длину волны найти, в метры всё перевести,
Учат в школе –(3 раза).
Задачу сложную решить, путь на скорость разделить
Учат в школе –(3 раза).
Амперметры подключить, атом как изобразить
Учат в школе –(3 раза).
Ведущий 1.Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы задались ещё одним вопросом: ?Что же такое соревнование??
Ведущий 2.И пришли к выводу: это среда, под воздействием которой вся присутствующая людская масса диссоциируется на болельщиков и игроков. Игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей - отрицательно, жюри - электронейтрально.
Ведущий 1. Силы сражающихся команд противоположны по направлению и не равны по величине. Главной является сила побеждающей команды.
Ведущий 2. Жюри сегодня состоит из (перечисляет).
Ведущий 1. Попрошу членов жюри, положа руку на физический прибор, произнести слова клятвы. Клянётесь ли вы именем великих умов человечества, положа руку на святая святых для физика - физический прибор, судить соревнование по совести?  
Ведущий 2. Будет ли ваш приговор также неоспорим, как неоспоримы законы Ньютона, как верен закон Архимеда? Спасибо. Прошу садиться.
Ведущий 1. Сегодня соревнуются три команды по 5 человек. За них переживают болельщики.
Ведущий 2. Первый конкурс называется ?Приветствие?. В нём нужно отразить название своей команды, эмблему и девиз.
Ведущий 1. Пока жюри подводит итоги, предлагаем послушать хор, который исполнит песню (на мотив песни ?Чебурашка?)
1к.  Сегодня в школьном зале
       Все физиками стали,
      Веселые вопросы
      Должны мы вам задать.
2к. Ведь с шуткой веселее,
Смех – делу не помеха,
И смотру наших знаний
Он будет помогать.
3к. Кто знает – тот ответит,
Кто догадался – скажет,
Хоть физика коварна,
Не унываем мы.
4к. За верное словечко
Поставит по пятерке
Любимое, родное
Надежное жюри.
5к. Сегодня в школьном зале
Все физиками стали.
Задачи не из легких
Придется нам решать.
6к. Пусть победят всезнайки,
Пытливые ребята,
Кто учится серьезно,
Стремится много знать.
Ведущий 2. Второй конкурс – разминка: Знаем ли мы физику?
Предлагаются вопросы и загадки (см. ?Презентация к вечеру?). Команды дают письменные ответы, передают свои ответы сразу же жюри . После того, как  все ответы даны озвучивается правильное решение задания.  Максимальное время ответа на каждый вопрос – 1 мин.
1 тур (технические загадки; 1 балл за правильный ответ)
1. Стучат, стучат, Не велят скучать. Идут, идут, А всё тут и тут.   (часы)
2. Длинной шеей поверчу, Груз тяжёлый подхвачу, Где прикажут положу, Человеку я служу. (кран)
3. Две сестры качались, Правды добивались. А когда добились, То остановились. (весы)
4. Качается стрелка Туда и сюда. Укажет нам север И юг без труда. (компас)
5. Два колёсика подряд, Их ногами вертят, А поверх торчком Сам хозяин крючком. (велосипед)
6. В нашей комнате одно  Есть волшебное окно.  В нём летает чудо–птица,   Бродят волки и лисица. (телевизор)
7. Два соседних колеса Собирают голоса. Друг от друга тянут сами Поясочки с голосами. (магнитофон (кассета))
8. У песочных ям, У горы крутой Стоит великан С железной рукой. (экскаватор)
9. На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд Нам погоду узнаёт. (барометр)
10. Несётся и стреляет, Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться За этой тараторкой.  (мотоцикл).
2 тур Составьте из букв слова динамометр слова – существительные связанные с физикой!
 (динамометр; 1 балл за каждое слово)
Слова: метр, момент, манометр, номер, мина, мотор, ротор, мера, тонна, омметр, Ом.)
Ведущий 1. Пока команды составляют слова, послушайте интересные истории из жизни известных учёных - физиков и изобретателей. Немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указаниями к их применению. Оказалось , что у автора письма в грудной клетке застряла пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: ?К сожалению, в настоящее время у меня нет рентгеновских лучей, и пересылка их дело сложное. Считаю, что поступить можно проще: пришлите мне вашу грудную клетку.?
Ведущий 2. Третий конкурс – экзамен – состоит из двух туров. Первый тур – необходимо вспомнить с какого языка переводятся данные слова; 1 балл за правильный ответ)
1) физика – греческое;
2) инерция – латинское;
3) пробирка – русское;
4) молекула – латинское;
5) литр – французское;
6) лямбда – греческая.

Второй тур - загадки с подсказками; с 1 подсказки – 5 б, со 2 – 4 б и т.д.
1. Гагарин Ю.А.
2. Аристотель;
3. Архимед.
Ведущий 1. Пока жюри подводит итоги, предлагаем болельщикам отгадать загадки и ответить на вопросы к ним :
1. Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света)? 
Вопрос: Какого цвета белый свет? Ответ: Белый свет сложный, состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.




2. Горя не знаем, а горько плачем. Что это? {Облака)  
Вопрос: Что больше: облако или его тень?                          
Ответ: Облако отбрасывает суживающийся к земле конус полной тени, высота которого из-за значительных размеров облака велика, Поэтому тень облака на земле мало отличается по размерам от самого облака                                     
                                                                                                        
3. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Лед)
Вопрос: Когда лед может быть нагревателем?? 
Ответ: Когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры.                                                       
         
Ведущий 2. Четвертый конкурс - блицтурнир; 1 балл.
Имя Ломоносова.
Сила, с которой тело давит на опору.
Дерево, из которого получают самую лёгкую древесину.
Когда масса килограммовой гири больше, летом или зимой?
Самое распространённое вещество на Земле, состоящее из атомов водорода и кислорода.
Прибор, измеряющий атмосферное давление.
Единица измерения силы.
Микрочастица, образованная из атомов.
Какую физическую величину измеряют в ваттах?
 Прибор для измерения объёма жидкостей.
 Одна шестидесятая минуты.
 Единица измерения давления.
Ответы:
1. Михаил;
2. вес;
3. бальза;
4. одинакова;
5. вода;
6. барометр;
7. ньютон;
8. молекула;
9. мощность;
10. мензурка;
11. секунда;
12. паскаль.
Ведущий: Выступают суперзвёзды, ставшие легендой нашей эстрады. На нашу сцену выходит Лайма Вайкуле. (на мотив ?По улице Пикаддили?)Сегодня достала физичка,Задачи, мол надо решить!А кроме того, вы представьте, какие-то силы чертить!На стул её сумки не ставьте, Бумажку на пол не бросай, И больше, чем маму родную, Таблицу ей СИ уважай.По темному коридору бегу, ускоряя шаг.Не дай бог директор поймает,Так будет ещё и не так!
Ведущий 2. Пятый конкурс - ?Знаешь ли ты физические величины??
От каждой команды вызывается по два представителя, которые называет физическую величину и единицу её измерения. Побеждает тот, кто назовёт больше физических величин за 1 минуту. В это время остальные участники команд готовятся к следующему конкурсу. 
Ведущий 1. Шестой конкурс - ?Сегодня сказка, а завтра быль?.
?По три представителя от каждой команды пишут, о тех изобретениях, о которых раньше рассказывали в сказках, а теперь они стали реальностью. Например ковёр-самолёт, а теперь дельтоплан.
Ведущий 1.
О том, что физика наука молодаяСказать определённо, здесь нельзяИ в древности науку познавая,Стремились постигать её всегда.
Цель обучения физики конкретна,Уметь на практике все знания применять.И важно помнить – роль экспериментаДолжна на первом месте устоять.
Уметь планировать эксперимент и выполнять.Анализировать и к жизни приобщать.Строить модель, гипотезу выдвинуть,Новых вершин стремиться достигнуть
       Ведущий 2. Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Седьмой конкурс – Конкурс "Объясни чудо" 
1 этап:
Показывают яйцо, которое не помешается в горлышко бутылки из под молока, потом внутрь опускают горящую бумагу и яйцо входит. (яйцо вдавливается атмосферным давлением, которое больше, чем давление в бутылке)
Стакан, наполовину наполненный водой, накрывают листом бумаги. Переворачивают.Вода не выливается. (воду удерживает сила атмосферного давления). 
Наливают в бокал три разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в три этажа (Налить на дно бокала солёной подкрашенной воды, свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть его конец под прямым углом; кончик его отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок подсолнечного масла. Из третьего рожка налить слой крашенного спирта. Все разного цвета и разной плотности. (жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная вода, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Самые тяжёлые - внизу, самые лёгкие – вверху.)
 
2 этап: 1)Ведущий даёт приборы необходимые для опытов и задание:Стакан металлический, спички, тарелку с водой на дне которой находится монета, вода чуть-чуть покрывает монету. Нужно достать сухим монету из воды.
Ведущий 1.Пока жюри подводит итоги, послушайте ещё одну историю. Калитка , ведущая в сад американского изобретателя Томаса Алва Эдисона, очень тяжело открывалась. Один из гостей заметил, что такой гениальный человек, как Эдисон, мог бы как-то усовершенствовать калитку и сделать так, чтобы она легче открывалась. ?Мне кажется, что калитка сконструирована неплохо,- ответил Эдисон.- Она соединена с насосом домашнего водопровода, и каждый, кто входит, открывая её, накачивает в цистерну 20 литров воды?.
Ведущий 2.Следующий Восьмой конкурс – пантомима.  Командам дано задание – изобразить физическое явление. Другая команда должна отгадать, что было показано. 
Изобразить: - плавление вещества ;
                     - движущийся маятник;
                      - диффузия газов.
Ведущий 1. Пока жюри подводит итоги, послушайте забавный случай. Великий физик Альберт Эйнштейн очень любил фильмы с участием Чарли Чаплина и относился с большой симпатией к его герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: ?Ваш фильм ?Золотая лихорадка? понятен во всём мире, и вы непременно станете великим человеком?. На это Чаплин ответил: ?Я восхищаюсь вами ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы уже стали великим человеком?.
Ведущий 2.И завершает сегодняшние соревнования Девятый конкурс – конкурс  капитанов. Представьте, что вы учитель физики. Вам нужно доказать своим ученикам, что физика очень важна  и чтобы все ваши ученики полюбили физику. Аудитория перед вами . Кто будет убедительнее?
Ведущий 1.Пока жюри подводит окончательные итоги, немного посмеёмся.
-Вы слышали новость?
-Какую?
-Вчера в Государственной Думе были рассмотрены законы о пенсии, о земле, 1, 2, 3 законы Ньютона.
-Ну и что?
-Первый закон Ньютона был принят во втором чтении, остальные отправлены на доработку.
-Да, неудобно со стариком Ньютоном получилось.
-Кстати, вы помните историю о том, как был открыт закон всемирного тяготения?
-Конечно, помним. А что?
-Ерунда всё это.
-Почему же?
-Вчера,  в целях эксперимента, мне на голову бросали яблоки разных сортов и размеров, а умные мысли так и не появились.
Ведущий 2.Пока команды отдыхают, посмотрите небольшую сценку и запомините ошибки.
Сценка
Выходят несколько учеников и рассуждают о том, как надоела им физичка: то сочинение задаст о том, что такое свет, то задачку сложную задаст.
Первый ученик: Я пойду учиться в МГУ,
И стану знаменитым журналистом.
Скажите, в толк я не возьму,
Где физика мне может пригодиться?
Второй ученик: А я тем более учить её не буду:
Мне папа долю в бизнесе отдаст.
И школу быстро я забуду.
Законы физики для нас – балласт.
Ведущий 1.Прошли годы.
На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик, обещавший стать журналистом. За столом сидит редактор. На столе – соответствующая табличка.
Редактор. Принёс репортаж?
Журналист. Принёс (Подаёт рукопись. Редактор читает её.)
Редактор. Ты что написал? ?Машинист резко нажал на тормоз, и поезд встал как вкопанный?
Журналист. А почему бы и нет?
Редактор. А это? ?Теплоход проплывал мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянувшейся по всему борту теплохода?.
Журналист. А разве так не бывает?
Редактор. Слушай! ?Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, откуда он появился?. Ты сколько классов закончил?
Журналист. 11 классов и факультет журналистики.
Редактор. На уроках физики спал, наверное? А это что? ?Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть?. Нельзя в печать это отдавать: засмеют нас, Ты совсем не знаешь физику, да и биологию, У нас серьёзный журнал, и без знаний физики здесь делать нечего! Поищи работу в какой нибудь дешёвой газетёнке! (Уходят).
Игра со зрителями ?Что не понравилось редактору??
1.Поезд в силу своей инертности не может мгновенно остановиться. 2. Ватерлиния не может быть под водой. 3. Свет Луны не рождается в её недрах. Луна светит отражённым солнечным светом. 4. Писк комара создаётся колебаниями его крылышек, а не голосовыми связками.
На стуле сидит и играет с мобильным телефоном тот, кто хотел стать бизнесменом. К нему подходит дочка и просит помочь выполнить трудное задание по физике.
Девочка. Пап, ты у меня такой крутой, почему ты не делаешь со мной уроки? Ты плохо учился?
Отец. Да ты что? Я был лучшим учеником!
Девочка. И по физике?
Отец. Само собой!
Девочка. Тогда помоги мне ответить на вопросы по физике.
Отец. Давай.
Девочка. Кто впервые измерил атмосферное давление?
Отец. Ньютон, конечно!
Девочка. В горах или в долине вода кипит при 80 градусах?
Отец. Вода везде кипит при 100 градусах!
Девочка. Почему молекулы воздуха не падают на Землю?
Отец .Потому что они очень лёгкие.
Девочка. Легко ли дышится на Эвересте?
Отец. На любом курорте легко дышится.
Девочка .Что такое вакуум?
Отец. Пылесос такой есть.
Девочка. Что измеряет барометр?
Отец. Судя по названию, это связано с баром, значит объём.
Девочка. Всё. Спасибо, папочка, Ты у меня такой умный!
Ведущий 1. На следующий день
Папа сидит там же. К нему подходит девочка.
Девочка. Что ты мне наговорил! Ты меня опозорил! Меня высмеяли на уроке. Ничего ты не знаешь!
Игра со зрителями ?Чего не знал бизнесмен??
1.Первым измерил атмосферное давление Торричелли. 2.Вода кипит при 80 градусах в горах. 3. Молекулы не падают на Землю потому, что они движутся непрерывно и беспорядочно. 4.На Эвересте дышится трудно. 5.Вакуум – безвоздушное пространство (пустота). 6. Барометр измеряет атмосферное давление.
Ведущий 2. Есть одна наука-физика. Всё остальное – коллекционирование марок. Это сказал великий учёный Эрнест Резерфорд.
Ведущий1. Мы думаем, что вам было интересно, физика стала для вас чуточку ближе и с ней захотелось иметь прочное взаимопонимание.
Ведущий 2. Для подведения итогов и посвящения юных физиков слово предоставляется жюри. Капитаны команд, от лица учащихся своего класса, дают клятву учить, понимать и любить физику.
Клятва: ?Я, ученик(ца) 7-го класса, клянусь учить, понимать и любить физику! Я буду наблюдательным, внимательным, терпеливым и не отступлю, если меня постигнет неудача. Клянусь учить законы, управляющие физическими явлениями, решать задачи, проводить эксперименты и получать навыки работы с приборами. Клянусь, клянусь, клянусь!?
Ведущий1. Физика! Какая ёмкость слова!                           Физика для нас не просто звук!                           Физика – опора и основа,                           Всех без исключения наук!
Ведущий 2.Надеемся, что сегодняшний вечер  стал  для вас интересным походом в мир природы и физики. Спасибо всем за внимание и работу! Всего вам доброго! До новых встреч! 

Показ видео-сюжетов перед началом вечера и по его завершению:
http://rutube.ru/video/ce8037d688a05e6a02d0d7c3d72343cf/?ref=endroll Простые физические опыты из книг Я.И. Перельмана
http://scientia-video.com/ огонь из батарейки и жвачки
http://class-fizika.spb.ru/index.php/vu/752-exp#  Классная физика















Кувшинникова Светлана Викторовна