Сценарий занятия

Обобщающее занятие по фонетике «Кто говорит – сеет, кто слушает - собирает»

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Педагог (ФИО): Скультецкая Оксана Игоревна

Форма занятия: урок-повторение

Наименование образовательной организации: ГБОУ НСО ОЦО РРЦДО

Категория обучающихся (указать нозологию): учащиеся с ограниченными возможностями здоровья

1

Новосибирск -2024

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

Обобщающее занятие по фонетике для обучающихся 5-х классов

«КТО ГОВОРИТ – СЕЕТ, КТО СЛУШАЕТ - СОБИРАЕТ»

Цель занятия: повторение и систематизация знаний по теме «Фонетика»; закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных, ь и ъ разделительных знаков; развитие познавательной деятельности активности учащихся, творческого мышления, внимания; развитие умения использовать полученные знания на практике; расширение словарного запаса учащихся; воспитание любви к русскому языку, к слову, культуре речи.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация.

Планируемые результаты:

Личностные: уважительное отношение школьников к изучению русского языка, положительный настрой на общение, совместную деятельность.

Предметные: характеризовать звуки; понимать различие, между звуком и буквой, характеризовать систему звуков; проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике в практике произношения и написания слов.

Метапредметные: овладение способами целостного познания фундаментального образовательного объекта – «звук».

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: урок-повторение. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя обобщение и систематизация изученного материала, индивидуальную работу, работу в парах, само- и взаимопроверку, коллективную, групповую.

Комплект материалов:

–сценарий,

–методические рекомендации,

–видеоролик,

–комплект интерактивных заданий,

–презентационные материалы.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Занятие начинается с приветствия учителем учащихся. Далее ученики сами называют тему урока, выполнив задание учителя.

Часть 2. Основная.

Воспроизведение знаний по обобщающему материалу; обобщение материала; проверка усвоения теории; показ образца применения обобщенного правила; совершенствование умений и навыков по теме «Фонетика» (упражнения)

Часть 3. Заключение.

Подведение итогов: рефлексия. Обучающиеся зафиксировали содержание урока, самостоятельно оценили собственную учебную работу.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (до 5 минут).

Учитель: (Презентационный слайд 1, на первом слайде представляется информационный плакат) -Здравствуйте, ребята! Я рада видеть каждого из вас! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. Желаю вам успехов и хороших оценок.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, вам потребуется сегодня ваши знания, смекалка и находчивость.

Ученики сами называют тему урока, выполнив задание учителя.

Учитель: (Презентационный слайд 2) Ребята, посмотрите внимательно и запишите первые звуки каждого слова, оформите их в транскрипцию (сделайте фонетическую запись). Слова на доске:

Вкусный, облака, низкий, этаж, терпишь, искрится, костер, арбуз.

Что получилось? Какие звуки вы выписали? Какое слово получилось? Совпадает ли написание этого слова и произношение? (у доски работает ученик).

Ученик: Слово «Фонетика».

Написание и произношение слова не совпадает.

Ученик (заранее подготовленный):

ФОНЕТИКА

Когда с тобой мы слово пишем,

Его в уме мы как бы слышим.

Когда же люди говорят,

То произносят звуков ряд.

А изучает их, заметь-ка,

Раздел грамматики – «Фонетика».

Учитель: знакомо ребята, вам это слово?

Урок новых знаний или урок-повторение.? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока?

Ученик: Да, мы уже знакомы с этим понятием, урок-повторение. «Повторение по теме «Фонетика».

Учитель: Правильно. Запишите тему урока в тетради.

Часть 2. Основная (до 20 минут).

Учитель. (Презентационный слайд 3)

Демонстрация видеоролика ЧТО ИЗУЧАЕТ ФОНЕТИКА (на первых кадрах видеоролика транслируется информационный плакат).

Проверим, что же изучает фонетика и с какими разделами русского языка она тесно связана.

Задание: восстанови цепочки.

Графика

Правила произношения звуков и ударения в словах

Фонетика

Начертание букв, их виды

Орфоэпия

Звуки речи

Учитель: (Презентационный слайд 4)

Что изучает фонетика?

Ученик: Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуковую сторону языка. Слово пришло из греческого языка и означает «звук, голос». Фонетика знакомит со звуками речи, ударением, интонацией, учит произносить звуки речи, читать текст, делить его на фразы, такты, слова и звуки.

Учитель. (Презентационный слайд 5)

-Пройдем небольшой инструктаж и проверим свои теоретические знания. Для этого мы проведем небольшую разминку «Закончи фразу».

Разминка

«Закончи фразу»

1 ряд

2 ряд

3 ряд

1. Звуки мы …, а буквы

2. Все звуки речи делятся на … и ….

3. В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.

1.Не обозначают звуков буквы …..

2.Согласные звуки делятся на … и … , … и … .

1.Мягкость согласных обозначается …, а также буквами ….

2. Буквы е, е, ю, я обозначают два звука в следующих случаях : … . 3.Не образуют пары по глухости-звонкости следующие согласные … , по твердости-мягкости … .

Учитель. Молодцы! Инструктаж прошли все на «отлично»

(Презентационный слайд 6) Задание 1. Игра «Рассели жильцов». Слова вьюга, еж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики. (у доски работает ученик). В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков. В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв

Учитель: (Презентационный слайд 7) Звуковое письмо. Найти слова, в которых произношение не совпадает с написанием, и составить только их фонетическую запись

Жизнь, грач, весна, солнце, дом, столб, цирк, нож, дым, дорожка, сон. Учитель: Несовпадение произношения и написания очень часто ведет к образованию одинаково звучащих слов. Чтобы уметь различать такие слова, проведем образовательный диктант с сигнальными карточками.

Работа с интерактивным заданием № 1

Задание 3. Образовательный диктант (работа с сигнальными карточками) (составить из предложенных слов словосочетания, должны получиться пары одинаково звучащих слов). Слова на карточках.

Образец: пруд/т – заросший пруд

тонкий прут(ик).

Рог/к, стог/к, плод/т, код/т.

Учитель:

Что было бы, если бы мы не умели различать буквы и звуки?

Ученик: Мы бы не понимали друг друга.

4.Беседа с учащимися. Что такое алфавит? (расположение букв языка в определенной последовательности)

Вопрос учителя: А какой раздел науки о языке изучает буквы и их начертания? Ученики: Графика.

Вопрос учителя: Может ли Фонетика без Графики? Почему?

Задание 4. Выборочное списывание. Расположи по алфавиту.

1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.

2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.

Взаимопроверка: (1 вариант: барабанщик, вечный, каменщик, мачта, печник, речка) (2 вариант: весть, ель, кость, лошадь, песнь, трость)

Вопросы:

– Что обозначает Ь в словах второго варианта? (мягкость)

-А еще какие буквы смягчают предыдущие согласные?

Приведите пример (и, е, ё, ю, я).

– Почему в словах первого варианта нет мягкого знака? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется

5.Физкультминутка. Ученики на слух определяют есть ли в слове звук [Й]? Если есть, то встают, приседают, встают обратно. Нет этого звука – встают, хлопают.

Слова:

санаторий, яма, мята, юбка, пью, сельдь, подъехать, елка, нести, люлька, клочья, птичья.

Учитель.

Задание 6.

Вопросы: Что изучает орфоэпия? Что такое ударение?

Ученик:

-Орфоэпия - раздел науки о языке, который изучает правила ударения в словах и правильное произношение звуков.

Учитель:

В целом, орфоэпия – это правила образцового литературного произношения. Ударение-произношение одного из слогов с большей силой и продолжительностью.

Задание 7. (Инструкция по работе с интерактивным элементом)

Работа с интерактивным заданием №1 «Классификация».

Необходимо распределить объекты в заданные группы. Объекты передвигаются по экрану мышкой. Внизу экрана находится кнопка «ПРОВЕРИТЬ», по окончании выполнения задания нужно ее нажать. Если все предлагаемые части распределены правильно, появится надпись «Здорово, ты верно выполнил задание», правильно распределённые части будут отмечены цветом фона, на котором они должны быть.

Неправильно, на Ваш взгляд, или по ошибке расположенные объекты можно переместить на нужное место, задание можно продолжить.

Ссылка на упражнение: https://learningapps.org/view34260892

Учитель: Иногда про ударение говорят, что это «паспорт» слова. Как вы думаете, почему?

Ученик:

Правильное произношение является показателем общей культуры человека, поэтому ударение надо хорошо знать.

Учитель. Но орфоэпия – это не только правильно поставленное ударение в слове. Орфоэпия – это и правильное произношение звуков. Вспомним некоторые из них

Задание 8.

Орфоэпический диктант. Работа с сигнальными карточками.

Задание: 1 вариант читает 1ряд слов, второй 2 ряд.

Вечный – скучно

Сердечный – пустячный

Почта – чтобы

Фанера – кашне

Тема – теннис

Мечта – яичница

Музей - свитер

1.Пишем- отвечаем-выполняем.(самопроверка)

Записываем предложения.

1.Шелковые снежинки на лице. (подчеркните все твердые непарные согласные). 2.Мы любим нашу родину Йошкар-Олу (все звонкие, непарные согласные)

3.Мы пошли в столовую и взяли: щи, цыпленка, хлеб и чай. (Все глухие непарные согласные).

Фонетический разбор слова,

один ученик у доски

Слово: просьба.

про́сьба

просьба — слово из 2 фонетических слогов: прось-ба. Ударение падает на 1-й слог.

Транскрипция слова: [проз’ба]

п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

р [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)

о [о] — гласный, ударный

с [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный)

ь не обозначает звука

б [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)

а [а] — гласный, безударный

В слове 7 букв и 6 звуков.

Часть 3. Заключение (до 5 минут).

Какова была тема нашего урока? Какую цель ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее? Что научились делать? Над чем предстоит еще поработать? Свою деятельность на уроке оцените, пользуясь диагностической картой? Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, но остался вопрос по теме урока.

?

Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!!

Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, знаю основные орфограммы и нормы произношения, но не уверен, что самостоятельно смогу различить парные – непарные согласные. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

!!!

Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор, знаю основные нормы произношения и правила правописания и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Домашнее задание:

Составить тест на тему «Фонетика. Графика. Орфография»