Ф.И.О. педагога: Чепорова Татьяна Александровна Дошкольная организация: МБДОУ ?Центр развития ребёнка детский сад № 24? Должность: воспитатель Образовательная ситуация в подготовительной группе. Тема: ?Проделки Дюдюки Барбидонской. Осень?. Цель: 1. формировать понятие ?символ?, который используется для создания изображений на карте. 2. Расширять представления о роли карты и её назначении. 3. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. 4. Развивать умение анализировать ситуации, делать простейшие выводы. Таблица ?Логическая основа образовательной ситуации?. Основная образовательная цель Формировать понятие ?символ?, используемый в изображении на карте. Новое знание = детское ?открытие? Символ – общее понятие, который используется в изображении на карте. Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Актуализировать представления детей о карте; её назначении. Причина затруднения Потому что не знаем, как нарисовать карту и что на ней изобразить. Цель деятельности по преодолению затруднения Создать мотивационную ситуацию поиска объектов для изображения на карте. Ход образовательной ситуации: Введение в ситуацию. Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Дети проходят в зал и попадают на полянку, усыпанную опавшими листьями. Воспитатель собирает детей около себя. Звучит спокойная музыка. На экране - листопад. Читает стихотворение. Уж пахнет в воздухе дождём, Всё холоднее с каждым днём. Деревья свой наряд меняют, Листочки потихонечку теряют. Понятно всем, как дважды два Пришла ….(осенняя пора). Одним из признаков осени являются листья, опадающие с деревьев. Они могут быть жёлтыми, красными, оранжевыми и даже зелёными. Посмотрите, сколько листьев залетело к нам в открытое окно. Давайте соберём их в корзину и отнесём к себе в группу. Дети собирают листья. Звучит музыка. Среди опавшей листвы находят письмо. Воспитатель обращает внимание на находку и читает. ?Здравствуйте, ребята! В нашем лесу происшествие. Птицы не могут улететь в тёплые края, звери не могут приготовиться к зиме. Дюдюка Барбидонская перепутала времена года. Надо помочь жителям леса. Найдите Дюдюку?. Старичок Лесовичок. Воспитатель: - Ребята, надо помочь жителям леса? - Вы знаете, как помочь? (ответы детей). - Вы хотите, чтобы Дюдюка вернула всё на свои места? Актуализация знаний. Дидактические задачи: актуализировать представления детей о карте; её назначении. Дети садятся на стульчики перед экраном. Воспитатель: - Ребята, помочь лесным жителям, конечно, надо. Это вы правильно решили. А как же нам добраться до леса? (Ответы и рассуждения детей). При необходимости воспитатель направляет рассуждения детей, чтобы придти к правильному ответу - карта. - Нам необходим один предмет, который нам может помочь. Как вы думаете, что это? (Ответы детей). - Для чего существуют карты? (помогает человеку найти дорогу, нужный дом в городе и т.д.) - Кто создаёт карты? (человек) - Людям каких профессий может понадобиться карта? (водитель, капитан корабля, военный, путешественник, астроном, пират). - Как будут называться эти карты? (автодорожная карта, карта звёздного неба, морская карта, военная карта). - Что человек изображает на карте? (дороги, города, реки, моря, океаны, улицы и т.д.) Во время детских рассуждений на экране появляются слайды с изображениями, подтверждающими слова детей и воспитателя. Далее на экране появляются следующие слайды: карта полушарий, карта государства, карта города Орла, карта улиц района детского сада № 24. Воспитатель и дети делают простейшие выводы о том, что карта необходима человеку, если он отправляется в дорогу. 3.. Затруднение в ситуации. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию поиска объектов для изображения на карте формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. Воспитатель: - А мы с вами можем сами нарисовать карту? (Ответы детей). - Почему не можем нарисовать карту? (Ответы детей). - Что нам надо узнать, чтобы нарисовать карту? (ответы детей). Если дети испытывают затруднение в том, что им необходимо знать символы для изображения, воспитатель помогает придти к этому высказыванию. Открытие нового знания. Дидактические задачи: формировать понятие ?символ?, используемый в изображении на карте. формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия. Воспитатель: - Ребята, посмотрите на карту нашей улицы, где расположен наш детский сад № 24. - Что вы видите на карте? (Ответы детей). - Вы видите, какого цвета этот дом, сколько в нём этажей, есть ли в нём лифт? (Ответы детей). Воспитатель показывает, как выглядит на карте наш детский сад. - Ребята, вы видите на карте, где наша группа, где группа ?Лисички, ?Журавлики?? (Ответы детей). Воспитатель: Ребята, всё что человек изображает на карте – это символы, т.е. обобщённые изображения. Если это дом, то его изображают ….. как прямоугольник. Если это дорога, то её изображают как …. линию. - Посмотрите и угадайте, как изобразили трамвайный путь? (Ответы детей). Воспитатель: - Ребята, что нужно делать, если чего-то не знаешь, а узнать очень-очень хочется? (Ответы детей). - Нам поможет Старичок Лесовичок. Чтобы составить карту, мы выполним его задания – найдём символы. Вы готовы? Вы сможете? (Ответы детей). Задание №1. ?Найди дерево по тени?. Детям предлагаются изображения деревьев и их теней. Необходимо найти дерево и его тень. Составить парочки. После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют сои предположения и выбирают нужный символ – дерево. Обосновывают свой выбор. Итак, первый символ появляется на доске. Задание № 2. ?Найди лист по тени?. Детям предлагаются изображения листьев и их теней. Необходимо найти лист и его тень. Составить парочки. После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – лист. Обосновывают свой выбор. Итак, второй символ появляется на доске. Задание № 3. ?Перелётные и зимующие птицы?. Дети делятся на две команды (по цвету браслетов на руке). На столах 2 символа: ?солнце? и ?снежинка?. Набор карточек с изображением птиц. Детям необходимо в соответствии с символом разложить карточки6 ?солнце? - перелётные птицы; ?снежинка? - зимующие птицы. После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – птица. Обосновывают свой выбор. Итак, третий символ появляется на доске. Задание № 4. ?Назови месяцы осени по народному календарю?. Воспитатель проговаривает слова. Дети должны услышать нужное название и выделить его среди других слов. Сентябрь – грибной, солнечный, хмурень. Октябрь – золотистый, листопадник, грязник, дождевик. Ноябрь – холодок, грудень, ветреник. После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания (цвет осени ). Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – красно-жёлто-оранжевое пятно. Обосновывают свой выбор. Итак, четвёртый символ появляется на доске. Воспитатель обращает внимание детей на доску. - Ребята, посмотрите, что у нас на доске? (Ответы детей – символы). - У нас получилась карта? (Ответы детей). - Теперь мы сможем само составлять карты? (Ответы детей). - Ребята, если чего-то не знаешь, что нужно делать? (Ответы детей). Воспитатель предлагает соединить символы линией – дорога. - Мы теперь можем по карте найти Дюдюку Барбидонскую и помочь жителям леса? (Ответы детей). -Давайте назовём все символы по-порядку: – дерево – лист – птица– красно-жёлто-оранжевое пятно. Включение нового знания в систему знаний. Как только дети назвали все символы, раздаётся загадочная музыка и появляется Дюдюка Барбидонская. - Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы добрались до меня, а значит, выполнили все задания Старичка Лесовичка и составили карту. Вы молодцы! Я всё исправлю, верну на свои места. Вы мне верите? (Ответы детей). - Я только хочу попросить вас поиграть со мной. Ведь я всё перепутала, потому что мне скучно! Оставайтесь у меня в гостях! Воспитатель: - Ребята, останемся у Дюдюки и поиграем с ней! Часть №1. Дидактические задачи: Организовать активный отдых детей, развивать внимание. Создать условия для применения нового знания совместно с освоенным ранее. ?Весёлые танцы?. Под весёлую музыку дети вместе с Дюдюкой танцуют. Как только музыка закончится, воспитатель показывает карточку, на которой нарисован человечек в определённой позе. Детям нужно встать так же, как человечек на картинке. Часть №2. Дидактические задачи: Формировать умение использовать полученные новые знания в игре – находить нужные символы в окружающей обстановке. Формировать умение внимательно слушать и анализировать: соотносить слово и символ. Развивать внимание, память, мышление. Дюдюка: - Ребята, а вы знаете, что в нашем лесу спрятан клад? Вы хотите его найти? Ответы детей). В этом вам поможет карта, составленная вами. Вам надо отгадать кроссворд. Результатом станет определённое слово. Его необходимо прочитать и определить его символ. 1. Это дерево не ёлка, Хоть есть шишки и иголки. Как колонна каждый ствол. Сверху крона – как шатёр.(Сосна). 4. Осень в лес пришла, Красный факел зажгла. (Рябина). 2.Вроде сосен, вроде ёлок. А зимою без иголок.(Лиственница). 5. Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле. Только ноги на земле. (Дождь). 3. Летит без крыльев и поёт, Прохожих задевает. Одним проходу не даёт. Других он подгоняет. (Ветер). Слово – загадка ?Осень?. Детям необходимо вспомнить символ, которым обозначалось это слово (красно-жёлто-оранжевое пятно). Воспитатель: - Ребята. чтобы добраться до клада нам надо двигаться по карте. Посмотрите на неё внимательно: с какого символа началась наша карта? Чтобы не сбиться с дороги, двигаться надо чётко по карте. Дети расходятся по группе и ищут нужные символы. Чтобы дети находили символы по порядку, Дюдюка незаметно раскладывает их по-одному. Добравшись до последнего символа - (красно-жёлто-оранжевое пятно), дети находят клад. Вместе с воспитателем и Дюдюкой они открывают сундучок. В нём они обнаруживают мешочки с ?золотыми? монетами. Раздаётся крик журавлей и на экране появляются птицы, улетающие на юг. Дюдюка: - Спасибо вам, ребята! Вы помогли лесным жителям и птицам. Это ваша награда. Мне пора. До свидания! Осмысление. Дидактические задачи: Восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха. Дети собираются возле воспитателя. - Интересное путешествие у нас получилось? - Чем мы сегодня занимались? - Кому мы помогли? - Что вам надо было сделать, чтобы помочь лесным жителям? - Какие трудности у нас возникали? - Как вам удалось справиться с трудностями? - Какие знания вам пригодились? - Сможете теперь сами составить карту для игры? (Ответы детей). Воспитатель подводит детей к тому, что они смогли справиться с заданиями Старичка Лесовичка, помочь лесным жителям и птицам. За время путешествия сами узнали много нового и интересного о карте, подружились с Дюдюкой Барбидонской и сами смогут составлять карты дороги в детский сад или на дачу; для игр в пиратов, путешественников и др.
Сценарий занятия в технологии "Ситуация". Приключение Дюдюки Барбидонской