Ф.И.О. педагога: Чепорова Татьяна Александровна
Дошкольная организация: МБДОУ ?Центр развития ребёнка детский сад № 24?
Должность: воспитатель


Образовательная ситуация в подготовительной группе.
Тема: ?Проделки Дюдюки Барбидонской. Осень?.
Цель: 1. формировать понятие ?символ?, который используется для создания изображений на карте.
2. Расширять представления о роли карты и её назначении.
3. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
4. Развивать  умение анализировать ситуации, делать простейшие выводы.

Таблица ?Логическая основа образовательной ситуации?.

Основная образовательная цель
Формировать понятие ?символ?, используемый в изображении на карте.

Новое знание = детское ?открытие?
Символ – общее понятие, который используется в изображении на карте.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать
Актуализировать представления детей  о карте; её назначении.


Причина затруднения
Потому что не знаем, как нарисовать карту и что на ней изобразить.

Цель деятельности по преодолению затруднения
Создать мотивационную ситуацию  поиска объектов для изображения на карте.



Ход образовательной ситуации:

Введение в ситуацию.
Дидактическая задача:
мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
    Дети проходят в зал и попадают на полянку, усыпанную опавшими листьями.
Воспитатель собирает детей около себя. Звучит спокойная музыка. На экране  - листопад. Читает стихотворение.
Уж пахнет в воздухе дождём,
Всё холоднее  с каждым днём.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два
Пришла ….(осенняя пора).

Одним из признаков осени являются листья, опадающие с деревьев. Они могут быть жёлтыми, красными, оранжевыми и даже зелёными. Посмотрите, сколько листьев залетело к нам в открытое окно. Давайте соберём их  в корзину и отнесём к себе в группу.
Дети собирают листья. Звучит музыка. Среди опавшей листвы находят письмо. Воспитатель обращает внимание на находку и читает.
?Здравствуйте, ребята!
В нашем лесу происшествие. Птицы не могут улететь в тёплые края, звери не могут приготовиться к зиме. Дюдюка Барбидонская перепутала времена года. Надо помочь жителям леса. Найдите Дюдюку?. Старичок Лесовичок.
Воспитатель: 
- Ребята, надо помочь жителям леса? 
- Вы знаете, как помочь? (ответы детей).
- Вы хотите, чтобы Дюдюка вернула всё на свои места?

Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
актуализировать представления детей  о карте; её назначении.

Дети садятся на стульчики перед экраном. 
Воспитатель: - Ребята, помочь лесным жителям, конечно, надо. Это вы правильно решили. А как же нам добраться до леса? (Ответы и рассуждения детей).
При необходимости воспитатель направляет рассуждения детей, чтобы придти к правильному ответу -  карта.
- Нам необходим один предмет, который нам может помочь. Как вы думаете, что это? (Ответы детей).
- Для чего существуют карты? (помогает человеку найти дорогу, нужный дом в городе и т.д.)
- Кто создаёт карты? (человек)
- Людям каких профессий может понадобиться карта? (водитель, капитан корабля, военный, путешественник, астроном, пират).
- Как будут называться эти карты? (автодорожная карта, карта звёздного  неба, морская карта, военная карта). 
- Что человек изображает на карте? (дороги, города, реки, моря, океаны, улицы и т.д.)
Во время детских рассуждений на экране появляются слайды с изображениями, подтверждающими слова детей и воспитателя. Далее на экране появляются следующие слайды: карта полушарий, карта государства, карта города Орла, карта улиц района детского сада № 24.
Воспитатель и дети делают простейшие выводы о том, что карта необходима человеку, если он отправляется в дорогу. 

3.. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию  поиска объектов для изображения на карте
формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
     Воспитатель: 
- А мы с вами можем сами нарисовать карту? (Ответы детей).
- Почему не можем нарисовать карту? (Ответы детей).
- Что нам надо узнать, чтобы нарисовать карту? (ответы детей).
Если дети испытывают затруднение в том, что им необходимо знать символы для изображения, воспитатель помогает придти к этому высказыванию.

Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
формировать понятие ?символ?, используемый в изображении на карте.
формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на карту нашей улицы, где расположен наш детский сад № 24. 
- Что вы видите на карте? (Ответы детей).
- Вы видите, какого цвета этот дом, сколько в нём этажей, есть ли в нём лифт? (Ответы детей).
Воспитатель показывает, как выглядит на карте наш детский сад.
- Ребята, вы видите на карте, где наша группа, где группа ?Лисички, ?Журавлики??  (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, всё что человек изображает на карте – это символы, т.е. обобщённые изображения. Если это дом, то его изображают ….. как прямоугольник. Если это дорога, то её изображают как …. линию.
- Посмотрите и угадайте, как изобразили трамвайный путь? (Ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, что нужно делать, если чего-то не знаешь, а узнать очень-очень  хочется? (Ответы детей).
- Нам поможет Старичок Лесовичок. Чтобы составить карту, мы выполним его задания – найдём символы. Вы готовы? Вы сможете? (Ответы детей).
Задание №1. ?Найди дерево по тени?.
Детям предлагаются изображения деревьев и их теней. Необходимо найти дерево и его тень. Составить парочки. 
После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно  к этому заданию. Дети сверяют сои предположения и выбирают нужный символ – дерево. Обосновывают  свой выбор. Итак, первый символ появляется на доске.
Задание № 2. ?Найди лист по тени?.
Детям предлагаются изображения листьев и их теней. Необходимо найти лист  и его тень. Составить парочки. 
После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно  к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – лист. Обосновывают  свой выбор. Итак, второй  символ появляется на доске.
Задание № 3. ?Перелётные и зимующие птицы?. 
Дети делятся на две команды (по цвету браслетов на руке). На столах 2 символа: ?солнце? и ?снежинка?. Набор карточек с изображением птиц. Детям необходимо в соответствии  с символом разложить карточки6 ?солнце? - перелётные птицы; ?снежинка? - зимующие птицы.
После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания. Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно  к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – птица. Обосновывают  свой выбор. Итак, третий  символ появляется на доске.
Задание № 4. ?Назови месяцы осени по народному календарю?.
Воспитатель проговаривает слова. Дети должны услышать нужное название и выделить его  среди других слов.
Сентябрь – грибной, солнечный, хмурень.
Октябрь – золотистый, листопадник, грязник, дождевик.
Ноябрь – холодок, грудень, ветреник.
После выполнения задания предложить детям определить, какой символ подходит для этого задания (цвет осени ).  Выслушать варианты ответов. Затем на экране появляются группа символов, которые подошли бы именно  к этому заданию. Дети сверяют свои предположения и выбирают нужный символ – красно-жёлто-оранжевое пятно. Обосновывают  свой выбор. Итак, четвёртый   символ появляется на доске.
Воспитатель обращает внимание детей на доску. 
- Ребята, посмотрите, что  у нас на доске? (Ответы детей – символы).
- У нас получилась карта? (Ответы детей).
- Теперь мы сможем само составлять карты? (Ответы детей).
- Ребята, если чего-то не знаешь, что нужно делать? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает соединить символы линией – дорога.
- Мы теперь можем по карте найти Дюдюку Барбидонскую и помочь жителям леса? (Ответы детей).
-Давайте назовём все символы по-порядку: – дерево – лист – птица– красно-жёлто-оранжевое пятно.


Включение нового знания в систему знаний.
  Как только дети назвали все символы, раздаётся загадочная музыка и появляется Дюдюка Барбидонская.
- Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы добрались до меня, а значит, выполнили все задания Старичка Лесовичка и составили карту. Вы молодцы! Я всё исправлю, верну на свои места. Вы мне верите? (Ответы детей).
- Я только хочу попросить вас поиграть со мной. Ведь я всё перепутала, потому что мне скучно! Оставайтесь у меня в гостях! 
Воспитатель: - Ребята, останемся у Дюдюки и поиграем с ней!
Часть №1.
Дидактические задачи:
Организовать активный отдых детей, развивать внимание.
Создать условия для применения нового знания совместно с освоенным ранее.
?Весёлые танцы?.  Под весёлую музыку дети вместе с Дюдюкой танцуют. Как только музыка закончится, воспитатель показывает карточку, на которой нарисован человечек в определённой позе. Детям нужно встать так же, как человечек на картинке.
Часть №2.
Дидактические задачи:
Формировать умение использовать полученные новые знания в игре – находить нужные символы в окружающей обстановке.
Формировать умение внимательно слушать и анализировать: соотносить слово и символ.
Развивать внимание, память, мышление.
Дюдюка: - Ребята, а вы знаете, что в нашем лесу спрятан клад? Вы хотите его найти? Ответы детей). В этом вам поможет карта, составленная вами.
Вам надо отгадать кроссворд. Результатом станет определённое слово. Его необходимо прочитать и определить его символ. 

1. Это дерево не ёлка,
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол.
Сверху крона – как шатёр.(Сосна).
4. Осень в лес пришла,
Красный факел зажгла. (Рябина).

2.Вроде сосен, вроде ёлок.
А зимою без иголок.(Лиственница).
5. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле.
Только ноги на земле. (Дождь).


3. Летит без крыльев и поёт, 
Прохожих задевает.
Одним проходу не даёт.
Других он подгоняет. (Ветер).








Слово – загадка ?Осень?.  Детям необходимо вспомнить символ, которым обозначалось это слово (красно-жёлто-оранжевое пятно). 
Воспитатель: - Ребята. чтобы добраться до клада нам надо двигаться по карте. Посмотрите на неё внимательно: с какого символа началась наша карта? Чтобы не сбиться с дороги, двигаться надо чётко по карте.
Дети расходятся по группе и ищут нужные символы. Чтобы дети находили символы по порядку, Дюдюка незаметно раскладывает их по-одному. Добравшись до последнего символа - (красно-жёлто-оранжевое пятно), дети находят клад.
Вместе с воспитателем и Дюдюкой они открывают сундучок. В нём они обнаруживают мешочки с ?золотыми? монетами.
Раздаётся крик журавлей и на экране появляются птицы, улетающие на юг.
Дюдюка: - Спасибо вам, ребята! Вы помогли лесным жителям  и птицам. Это ваша награда. Мне пора. До свидания!

Осмысление.
Дидактические задачи:
Восстановить в памяти детей то, что делали  и создать ситуацию успеха.

Дети собираются возле воспитателя. 
- Интересное путешествие у нас получилось?
- Чем мы сегодня занимались?
- Кому мы помогли?
- Что вам надо было сделать, чтобы помочь лесным жителям?
- Какие трудности у нас возникали?
- Как вам удалось справиться с трудностями?
- Какие знания вам пригодились?
- Сможете теперь сами составить карту для игры? (Ответы детей).

Воспитатель подводит детей к тому, что они смогли справиться с заданиями Старичка Лесовичка, помочь лесным жителям и птицам.  За время путешествия сами узнали много нового и интересного о карте, подружились с Дюдюкой Барбидонской и сами смогут составлять карты дороги в детский сад или на дачу;  для игр в пиратов, путешественников и др.