Секреты мастерства тренера – преподавателя
инструктор – методист МБУ ДО ФСН «Озёры»
Скопинцева А.В.
Анализ деятельности тренеров - преподавателей нашего учреждения показывает, что их педагогическое мастерство нельзя определить как некое однозначное психолого - педагогическое качество или только как уровень развития педагогических способностей. Педагогическое мастерство – синтез научных знаний тренера, его организационно-методического искусства и личных качеств – ума, чувств, воли, характера, способностей. Тренер, имеющий высокий уровень мастерства, не только помогает юным спортсменам сознательно и творчески овладевать конкретными спортивными умениями, но и оказывает на них большое воспитательное воздействие.
Основные критерии педагогического мастерства тренера:
- определенная система и последовательность в спортивно-массовой работе;
- высокие стабильные результаты в учебно-тренировочных занятиях с юными спортсменами;
- признание его авторитета подростками и общественностью;
- умение обобщать и творчески перенимать лучший опыт.
Высокий уровень педагогического мастерства предполагает:
Духовное призвание и интерес к педагогической деятельности, стремление к постоянному совершенствованию своих психологопедагогических и спортивных знаний, ответственность за качество обучения и воспитания юных спортсменов
Систему знаний по конкретному виду спорта, глубокое владение спортивными умениями
Хорошую методическую вооруженность, обеспечивающую рациональную организацию процесса обучения и воспитания
Умения, связанные с техникой педагогического дела.
Например, умение интересно, доходчиво вести рассказ, беседу, делать сложные истины понятными и доступными, владеть интонацией, темпом своей речи, мимикой, жестами;
Умение анализировать поведение юных спортсменов, понимать их запросы и интересы, видеть особенности и тенденции их развития, определять наиболее целесообразные пути и методы педагогического воздействия, умелое использование личных качеств подростков и своих возможностей в интересах более рациональной организации спортивно-массовой работы.
Умение привлекать юных спортсменов к импровизации при создании новых спортивных упражнений в процессе овладения конкретным видом спорта.
Перечисленные составляющие педагогического мастерства необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как каждое из них – важное звено в общей структуре профессиональных требований к личности воспитателя детского коллектива.
Задача управления учреждения физкультурно – спортивной направленности состоит в обеспечении высокого уровня организации деятельности при развитии самостоятельности и активности воспитанников. Она распадается на множество отдельных педагогических задач, которые условно можно разделить на два класса:
операционные, связанные с выбором форм организационного управления детским спортивным коллективом в различные интервалы времени;
функциональные, связанные с реализацией планов и стратегии, выработанных при решении операционных задач.
Тренер сможет успешно решить эти педагогические задачи, только зная возрастные особенности детей, понимая их личные, индивидуальные качеств.
В реализации принятых решений особое значение имеют коммуникативные и организаторские способности тренера, так как необходимо включать каждого воспитанника в оптимальную для него структуру деятельности, проникать в сферу межличностного общения юных спортсменов, руководствоваться комплексом стратегических, тактических и оперативных задач, предвидеть возможные изменения и быть готовым реагировать на них. 6
Раскроем секреты мастерства тренера, которые проявляются в комплексе его умений, необходимых для продуктивного решения педагогических задач.
Секрет первый. Тренеру целесообразно постоянно анализировать психологическое состояние подростка и определять в зависимости от этого педагогическую цель;
- использовать свои специальные психолого - педагогические знания для понимания психологического состояния юных спортсменов и конкретизации педагогических целей применительно к условиям своей практики;
- разрабатывать близкие, средние, дальние цели воспитания, проектируя развитие личности, группы, коллектива.
Особенно важно соотносить знания об объекте воспитания с психологией и педагогикой. С этой целью тренер должен научиться пользоваться оперативными методами сбора информации:
- наблюдением, опросом (анкетой), беседой (интервью), опытом изучением документации; - определять существенные психологические проявления личности (коллектива) в конкретных поступках (по внешним фактам, признакам) и оценивать их с педагогической точки зрения.
Тренеру надо уметь составлять психолого - педагогические характеристики юных спортсменов. Проектируя деятельность свою и юных спортсменов, тренер должен разрабатывать возможно более полную систему воспитательных задач в связи с поставленной целью; точно определять главную воспитательную задачу в конкретной ситуации, основные условия решения воспитательной задачи; выделять неизвестные условия и четко формулировать систему вопросов, каждую конкретную педагогическую задачу, правильно определять воспитательную значимость каждой задачи.
Секрет второй. Тренер должен уметь решать педагогическую задачу на уровне плана:
- анализировать причины возникновения тех или иных качеств воспитуемого (как «+», так и «-»), требующих развития или ликвидации, прогнозировать развитие юных спортсменов;
- выявлять условия оптимального педагогического воздействия в конкретной обстановке; - методически разрабатывать воспитательную информацию, отбирать ее.
Правильно выбирать средства, организационные формы и методы воспитательной работы, педагогически целесообразно определять воспитательно ценные дела и планы их осуществления (все это обеспечивает эффективность деятельности тренера). Он должен: - четко планировать работу членов спортивной команды, их поручения, пути их выполнения;
- уметь мысленно ставить себя на место подростков, представлять и планировать взаимоотношения юных спортсменов друг с другом, а также свои отношения с воспитанниками;
- определять свою деятельность в педагогической системе; анализировать опыт других тренеров с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы.
Секрет третий. Тренер должен уметь решать педагогические задачи на уровне практической преобразовательной воспитательной деятельности. Составляющие ее действия могут быть сведены к речевым действиям по сообщению информации и их разновидностям – речевым, эмоционально-волевым воздействиям. Тренер должен:
- уметь ясно, точно, убежденно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимы;
- разъяснять воспитанникам смысл и задачи предстоящей работы, их роли, обязанности, приемы выполнения заданий, использовать различные средства, методы воспитания и формы организации жизни и деятельности юных спортсменов в команде.
Мастерство определяется умением тренера управлять развитием своих отношений с воспитанниками, регулировать, направлять и развивать внутриколлективные отношения юных спортсменов, ликвидировать возникающие локальные конфликты.
Секрет четвертый. Тренер должен:
- уметь последовательно анализировать и определять изменения в сознании и поведении юных спортсменов;
- правильно оценивать те недостатки в воспитании, которые обнаружились в ходе спортивно-массовой работы;
- находить причины слабости педагогических воздействий, выявлять и исправлять методические недостатки в своей работе;
- на основе анализа результатов проделанной работы планировать новый этап воспитания, обобщать опыт своей работы, выявлять эффективные методы, средства, определять конкретные задачи самовоспитания и планировать его осуществления.
Роль тренера постоянно возрастает. Повышение значимости профессии тренера вызывает необходимость повышения требований к его мастерству. Понятие педагогического мастерства многогранно. Искусство детского спортивного коллектива, и в организации воспитательного и учебно-тренировочного процессов, и в индивидуализации воспитательных воздействий на личность того или иного подростка, и во многом другом. Мастерство в воспитании и обучении юных спортсменов предполагает высокую степень развития педагогических знаний, умений и навыков. Если какой-либо компонент в структуре педагогической деятельности тренера развит недостаточно, педагогические воздействия оказываются малоэффективными.