Конспект подгруппового логопедического занятия
по коррекции звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет (ОНР (III уровень речевого развития)
Фонема [Р].Семантическое поле слова «рыба»
Автор: Романова Евгения Владимировна
Учитель-логопед МКОУ ХМР «ООШ с. Тюли»
Пояснительная записка
ФГОС ДО определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; ребенка развита крупная и мелкая моторика».
Ни один из целевых ориентиров не может быть, достигнут без освоения речевой культуры, а учитель-логопед рассматривается, как один из ведущих координаторов данного процесса.
В соответствии с ФГОСДО одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
В нашем ДОУ созданы необходимые условия организации коррекционно-развивающей работы, с обучающимися компенсирующейгруппы для детей с ТНР, содержание определяется АООП для детей с ТНР и рабочей программой учителя-логопеда.
Коррекция речи осуществляется в соответствии индивидуальным перспективным планированием, отбираются коррекционные технологии, продумываются методы и приемы работы с детьми по реализации коррекционно-развивающих задач, а так жепроцесс обсуждения результатов коррекционной работы и динамики речевого развития обучающегося.
Основной формой работы в соответствии с АООП для детей с ТНР является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой, носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями.
Коррекционно-развивающее занятие индивидуально-ориентировано (учитываются индивидуальные особенности). Занятие по содержанию должно соответствовать проставленным задачам, содержание должно соответствовать программе и индивидуально-возрастным особенностям обучающихся. Занятие должно быть оснащено специальной наглядностью, современными техническими средствами обучения, моделями схемами, образцами и таблицами.
При проведении логопедических занятий придерживаюсь определенных требований:
формирую тему и цели занятия;
продумываю этапы занятия;
планирую постепенное усложнение занятия, их связь с друг другом;
осуществляю дифференцированный подход
каждому ребенку
с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей
;
формулирую инструкцию кратко и четко;
использую разнообразный красочный наглядный материал, в том числе интерактивные средства обучения;
создаю положительный эмоциональный фон занятия;
продумываю форму проведения итога и рефлексию.
Частота проведения занятий определяется характером, степенью выраженности речевого дефекта, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Продолжительность коррекционно-развивающего занятия обусловлена индивидуальными особенностями детей и регламентируется СанПин 2.3/2.43590-20порядком оказания логопедической помощи в образовательном учреждении от 10.08.2020 г.
Предлагаю конспекты подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми 6-7 лет и 5-6 лет, с использованием авторской технологии развития коммуникативных способностей дошкольников с нарушениями речи посредством расширения «семантических полей», практического пособия «Артикуляция в таблицах», методики биоэнергопластика и самоанализ занятий, «Развитие общей и произвольной моторки пальцев рук у детей с НР», «Коррекция нарушений звукопроизношения у детей в условиях детского сада., не имеющем в своей структуре специализированных групп»; и с элементами использования нейроигр.
Конспект подгруппового логопедического занятия
по коррекции звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет (ОНР (III уровень речевого развития)
Тема:
Фонема [Р].Семантическое поле слова «рыба».
Цель занятия:
Формирование и расширение «семантического поля» слова «рыба», закрепление правильного произношения звука [Р] в изолированном виде, слогах, словах, предложении.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания о механизмах образования звука и его акустических особенностях.
Расширять словарь, родственными словами, глаголами, прилагательными, антонимами.
Коррекционно-развивающие: Закреплять произношение звука «Р», в различных речевых структурах.
Развивать зрительно-пространственный гнозис; мелкую и артикуляционную моторику; силу и высоту голоса, синхронизировать работу правого и левого полушария.
Воспитательные:
Совершенствовать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать учебную мотивацию.
Возраст, количество детей
Старший дошкольный возраст 6-7 лет, 3-4 ребенка
Логопедическое заключение детей
ОНР (III - IVуровень речевого развития)
Оборудование для занятия:
Магнитная белая доска, столы и стулья (по количеству детей), стол для материала, стул для логопеда, квадратный или круглый детский столик, карта квеста, деревянный сундучок, разрезанная картинка «Золотая рыба» на 5 или 6 частей (по количеству детей), логопедическая игрушка «Золотая рыба», морские камни с изображением артикуляционных упражняй для звука [Р], индивидуальные зеркала (по количеству детей), межполушарные доски (по количеству детей), карта «Анализ артикуляции звука [Р]», игровое поле «Волшебный аквариум 1» , плоскостное изображение аквариума с нарисованными ракушками и морскими обитателями, на которых прикреплены гласные буквы; игра «Ловец слов»: удочка, игровое поле «Волшебный аквариум2 » (Плоскостное изображение аквариума), пластиковый таз; набор картинок: рыба, рыбка, рыбачить, рыбалка, рыболов, рыбный (суп), рыбина, рыбий (хвост); мяч,магниты, маркер,сенсорная напольная плитка «Живой пол» (5 штук)
Содержание занятия
Этапы занятия
Деятельность педагога
Деятельность и предполагаемые ответы детей
Примечания
Организационный
Эмоциональный настрой детей
Логопед встречает детей и здоровается.
Называет детей по именам.
-Сегодня, у нас будет квест – Это приключения.
- А кто с нами отправится на поиски приключений, вы узнаете,собрав картинку.
Дети стоят вокруг логопеда.
Объявление темы занятия.
Игра «Собери картинку» - развитие зрительно-пространственного гнозиса, мелкой моторики пальцев рук.
-Подойдите к столу, и из частей соберитекартинку.
- Кто с нами отправится на поиски приключений?
Какой первый звук в слове рыба?
Логопед открывает сундучок и показывает логопедическую игрушку «Золотая рыба».
-Золотая рыба не хочет больше жить в аквариуме, она хочет жить в море.
-Чтобы спасти рыбу мы должны выполнить все задания квеста.
- Вы получаете для прохождения квеста карту!
Логопед достает из сундучка карту, показывает детям.
-Нужно выполнить все эти задания чтобы рыбка попала в море (Логопед проводит указкой по пути)
Дети подходят столу и собирают картинки.
Логопед садится на стул рядом.
- С нами отправится на поиски приключенийзолотая рыба.
-Первый звук в слове рыба[Р].
-Мы будем правильно произносить звук Р и играть с золотой рыбой.
Дети смотрят на карту.
На столе на бумажных тарелочках разрезанные картинки золотой рыбы по количеству детей. Стоит сундук с материалами дл занятия
Артикуляционная гимнастика с использованием логокуклы Рыба.
Биоэнергопластика.
-Смотрим в зеркало и выполняем.
Логопед показывает камешек, называет упражнение и читает стихи.
Используя логопедическую. Рыбку для сопровождения данных упражнений.
Дети подходят к сундучку и выбирают камешки с артикуляционными упражнениями.
Деи садятся за столы.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику с, сопровождая движения языка рукой.
В сундучке морские камни с изображением артикуляционных упражнений для звука [Р].
Зеркала индивидуальные стоят на столах.
Произношение изолированного звука
Игра на звукоподражание «Помоги рыбке проплыть по лабиринту» - развитие силы и высоты выдоха, синхронизация работы правого и левого полушария.
-Задание 2
«Помогите золотой рыбе проплыть по лабиринту».
Логопед показывает
-Положите перед собой доски с лабиринтами. Возьмите пальцами правой и левой руки за фишку, плывите по лабиринту, произнося звук [Р].
Дети выполняют упражнении длительно произнося звук [Р], используя межполушарные доски, Обеими
Правильное произношение контролируется самостоятельно с опорой на зеркало.
На стол выкладываются межполушарные доски.
Хоровое, индивидуальное произношение звука
Анализ артикуляции по плану «Покажи и расскажи Рыбе, что умеет делать твой язычок»
-Задание 3
Логопед демонстрирует картинный план анализа артикуляции звука [Р]
-Как работают ваши губы, зубы, язык.
Вариант: показать артикуляцию с помощью логопедической куклы.
Дети описывают положение губ, зубов. языка, опираясь на артикуляционный образ звука (Пособие «Артикуляция в таблицах)
Авторская разработка «Артикуляция в таблицах «.
Характеристика звука
Дать характеристику звука Р обоснованием.
-Какой звук [Р] –гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем звук [Р].
Дети дают характеристику звуку, выбирая фишку синего цвета: «Звук[Р] согласный, потому что есть преграда для воздуха, твердый и обозначается синим цветом».
Практическое пособие «Артикуляция в таблицах»
Закрепление звука в слогах.
Игра «Волшебный аквариум» - автоматизация произношения звука в прямых слогах
-Задание 4
Рыба всех обитателей аквариума, учит читать (произносить) слоги со звуком Р.
-Рыба плывет по аквариуму и у нее получаются слоги.
-Прочитаем слоги с рыбой.
Дети повторяют (читают) слоги.
Плоскостное изображение аквариума с нарисованными ракушками и морскими обитателями, на которых прикреплены гласные буквы.
Закрепление звука в словах.
Игра «Ловец слов» обогащение словаря родственными словами
-Задание 5
- Идем на рыбалку!
-Вы должны поймать слова-рыбы и ответить на вопросы:
-Как мы назовём маленькую рыбу?
-Как назовём огромную рыбу?
-Как назовём рыбу ласково? -
- Как называется суп из рыбы?
-Как называют человека, который ловит рыбу?
- Огромная рыба
-Хост у рыбы чей?
-Без какого короткого слова не было бы этих слов? (рыба)
Дети ловят рыб и отвечают на вопросы
-Рыбка
-рыбина
-рыбёшка
-рыбный
-рыбак
-рыбина
-рыбий(хост)
Игровое поле 2 «Волшебный Аквариум», удочка; набор картинок: рыба, рыбка, рыбачить, рыбалка, рыболов, рыбный (суп), рыбина, рыбий (хвост).
Развитие общей моторики: и коррекция моторной неловкости посредством использования сенсорной напольной плитки «Живой пол» и физминутки
«Рыбка»
-Задание 6
-Золотая волшебная рыба, превращаю вас всех в рыбок и приглашаю поиграть.
-Проходите все в море
Логопед надевает на руку рыбку и проводит физминутку.
-Я буду показывать и говорит слова, а вы повторяйте за рыбой и запоминайте, что делала рыба.
Дети встают на сенсорную напольную плитка «Живой пол».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула,
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».).
Сенсорная напольная плитка «Живой пол».
Проводить 2 раза
Игра «Подбери слово-действие»- обогащение словаря глаголами.
Какие слова-действия вы запомнили. Что делала рыба?
Рыба плавала,
Рыба играла,
Рыба спинку изогнула, рыба крошку взяла, ела,
Рыба хвостиком махала,
Рыба уплыла.
Игра «Какая?» рыба- обогащение словаря прилагательными
-Задание 8
-Нужно похвалить нашу рыбу за игру с нами.
-Скажем о рыбе, какая она.
Дети предают рыбу из рук в руки, придумывая слова-признаки: рыба золотая, рыба красивая, рыба веселая и т.д.
Логопедическая игрушка
Игра в мяч
«Скажи наоборот»- обогащение словаря антонимами.
-Задание 9
-Следующее задание, игра скажи наоборот, я бросаю вам мяч и говорю слова о рыбе, а вы мне говорите слово наоборот.
Например: Кит огромный, а золотая рыбка (мелкая)
-Черепаха медленная, а золотая рыба - быстрая.
Акула злая, а рыба добрая.
Морской еж колючий, а рыба гладкая.
Дети стоят на сенсорном полу
Дети подбирают антонимы
Мяч
Закрепление звука в предложении. Составление предложения по картинке.
-Задание 10
-Садитесь за столы.
Логопед демонстрирует картинки на магнитной доске.
-Составьте предложения по картинкам.
Дети составляют предложение по картинкам.
Золотая озорная быстро рыба плавает в море.
Золотая рыба плавает в море.
Картинки.
Итог занятия.
Мы выполнили все задания, и золотая рыба уплыла в море.
-Кто участвовал с нами в квесте
-какой звук мы произносили правильно?
-Проговаривание звука Р.
Характеристика звука Р
-Какие новые слова вы узнали?
На память о квесте, рыба оставила вам разрезные картинки, которые вы собирали.
- С нами в квесте учувствовала золотая рыба
-мы правильно произносили звук Р.
Дети проговаривают звук Р.
Конверты с разрезными картинками
Самоанализ занятия
Занятие разработано и проведено в соответствии АООП для детей с ТНР, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и соответствует IIIпериоду обучения, позволяет, закрепить правильное произношение звука [Р] в изолированном виде, слогах, словах, предложении, через формирование и расширение «семантического поля» слова «рыба».Использованы авторские методические и практические пособия:«Применение биоэнергопластики, как одно из средств формирования фонетической стороны речи у детей с дизартрией», «Развитие коммуникативных способностей дошкольников с нарушениями речи посредством расширения «семантических полей», «Развитие общейи произвольной моторки пальцев рук у детей с НР», «Коррекция нарушений звукопроизношения у детей в условиях детского сада., не имеющем в своей структуре специализированных групп»; практического пособия «Артикуляция в таблицах».
Тема цель, задачи и содержание занятия соответствуют программе и возврату детей. Просматривается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Занятие объединено единым игровым сюжетом. Рационально использовано время занятия - 30 минутс соблюдением требований и норм СанПин, наблюдается четкость перехода от одного этапа занятия к другому.Учитывается тесная взаимосвязь занятия с предыдущими и последующими.
Дети подготовлены к предстоящей работе, внимание мобилизировано путем сюрпризного момента - игры «Собери картинку» Оборудование эстетично и соответствует единой морской тематике, дидактический материал качественный.Использовано современное оборудование: Сенсорная напольная плитка «Живой пол», межполушарные доски.Весь ход органично связан единым игровым сюжетом, который имеет начало, развитие деятельности и завершение с анализом и подведением итога.
Использован индивидуальный подход в соответствии с ФГОС: к каждому ребенку обращение по имени; в течение занятия каждый ребенок индивидуально проговаривалзвук, слог, слова, предложение.
В ходе занятии применены разнообразные методы и приемы обучения:
Практические методы
Наглядные методы:
Словесные методы
Нейрометоды,
Методы сенсорной интеграции
Метод моделирования: использование авторской таблицы для анализа артикуляции;
разрезной картинки, игра «Волшебный аквариум»;
игровой:
показ, пояснение , вопросы.
Использование метода биоэнергопластика,
использование логопедической куклы «Золотая рыбка», Составление предложения по картинке.
Беседа:предварительная, итоговая, обобщающая.
Словесные игры: Игра «Ловец слов»,«Подбери слово-действие», «Какая?»,«Скажи наоборот
Использование межполушарных досок,
сенсорная напольная плитка «Живой пол» .
Употреблены приемы активизации познавательной деятельности: использование средств наглядности, наводящие и подсказывающие вопросы, осуществлялся фонетический режим-контроль за речью детей. Просматривается интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (воспитание самоконтроля за свой речью и взаимодействия ребенка с логопедом), речевое развитие (восприятие загадок и стихов), физическое развитие (развитие общей и мелкой моторики), познавательное развитие; реализованы здоровьесберегающие технологии(физминутка, биоэнергопластика, упражнение для дыхания и голоса, контроль за осанкой детей), технология сенсорной интеграции.