Семантика русского женского костюма Саратовской области Начиная свой рассказ о женском русском народном костюме Саратовской области, хочется поделиться радостной информацией: в этом году в нашем маленьком этнографическом музее объединения ?Реченька? появился новый экспонат - женская свадебная кофта-рубаха второй половины 19 века, собранная в экспедиции в городе Энгельсе, от Марии Николаевны Журавлевой, 1930 года рождения, праправнучки владелицы уникального наряда.Рубаха сшита из хлопчатобумажной ткани, вышита символическим орнаментом. Семантику русского женского костюма можно описать как учение о том, как человек воспринимает, создает, оценивает и передает свой жизненный опыт последующим поколениям. Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, верникальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элеменов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Так человек выражал свои представления о мире в образах. Шли века - русская вышивка не исчезла переходя из поколение в поколение. Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, легкая верхняя одежда, головные уборы и платки. Вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Главное в вышивке - обереге это цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовоать той части спектра, которую вышивка призвана защищать. Особый костюм полагался на свадьбу. Венчальный костюм жениха и невесты старались делать наиболее праздничным, дорогим и обережным.
Семантика народного костюма Саратовской области