* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Семейное воспитание решает судьбу ребенка.

2024 год стал годом семьи. Поэтому в этой статье рассмотрим роль семьи в воспитании детей. На современном этапе развития педагогики большое внимание уделяется изучению воспитания в семье.

Семейное воспитание решает судьбу ребенка. Ведь человек не рождается личностью, а становится ею. Он формируется как личность в системе определенных общественных отношений путем целенаправленного и продуманного воспитания, а самого основного – семейного.

Родители – первые воспитатели своих детей. Ведь уклад нашей жизни оказал влияние на формирование новой семейной педагогики. Она охватывает различные области воспитания детей в семье, начиная с раннего детства и до совершеннолетия. В современной педагогике детально разработаны и общие пути формирования всесторонне развитого человека, которого растит семья вместе с дошкольными учреждениями, школой, и также многие частные вопросы семейного воспитания. Основоположником семейной педагогики считается Я.А. Каменский. Проблемами семейного воспитания занимались такие великие педагоги, как Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Белова Л.В., Левшин Л.А., Зверева О.А., Крупина И.В. и многие другие.

Семейная педагогика- отрасль педагогической науки, выделенная по социальному институту- семье, которой занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения. Таким образом, семейная педагогика – это наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий воспитания в семье, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение.

Справедливо отметил предназначение семейной педагогики С.Л. Соловейчик, о чем написали Зверева О.Л. и Ганичева А. Н. : «Она (семейная педагогика) не предписывает как жить и каким быть, а исследует при каких обстоятельствах все будет хорошо, а при каких непременно возникнут трудности. Научные знания нельзя заменить ни опытом, ни житейской мудростью.»

О.Л. Зверева и А.Н. Ганичева считают, что семейное воспитание - это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая в себе целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным. Стихийные – это неосознанные, неконтролируемые воздействия. Например: манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое.

Внутрисемейные отношения для ребенка- первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослыми и ребенком, уважительным отношениям к детям, у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

О том, что семья играет особую роль, незаменимую в формировании личности, говорят сравнительные исследования, посвященные проблеме осознания детьми своего опыта в семье и детском доме. Так, в семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он осваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Ребенок в детском доме лишен возможности получать первичное впечатление о своих будущих семейных обязанностях и функциях , ролевом поведении в семье. У детей, воспитывающихся без родителей, появляются различные психические отклонения, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, что негативно сказывается на культуре чувств, поведении, межличностных отношений воспитанников и в будущем может явиться причиной неблагоприятно складывающихся семейных, супружеских отношений. В условиях детского дома, в сравнении с семьей, затруднено формирование о «мужественности» и «женственности», воспитании необходимых семейно-бытовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства, приготовлении пищи, умение одеваться со вкусом и тому подобное.

В детском доме ребенок является объектом упора, воспитания и обучения, но частая сменяемость взрослых разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка, «дробит» его жизнь на кусочки. К детям используется преимущественно групповой подход, практически отсутствует индивидуальные контакты ребенка со взрослым, что затрудняет осознание ребенком своего «Я». В детском доме даже самые хорошие воспитатели – лишь носители знаний, образцов поведения, поощрения и наказания. Но они не становятся источником жизненного смысла ребенка, не порождают его собственных стремлений и осознанных переживаний. В семье же все воздействия на ребенка осуществляются индивидуально, обращены именно к нему.

Психологи считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка- постоянное стремление иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребенок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психическую стабильность.

Семейное воспитание базируется на эмоциональном, интимном характере отношений, оно выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Любовь малыша к матери не дана ему от рождения, однако постоянное близкое общение с ней вызывает ответную любовь, которая сохраняется на всю жизнь. Ребенок ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных. Безразличие родителей, не удовлетворяющее стремление ребенка к общению, к совместной эмоционально окрашенной и значимой деятельности, приводит к задержке социализации личности, то есть к замедлению усвоения норм, правил, привычек социального поведения и даже к формированию асоциального поведения.

Установлено, что чем выше образование и культурный уровень родителей, тем более совершенными методами воспитания семья пользуется. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более четкая система поощрений и наказаний. У образованной матери, которая проводит с ребенком меньше времени, но более интенсивно организует содержательный досуг в семье, с детьми устанавливает дружеские и доверительные отношения.

Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, где как правило, совместно проживают 2- 4 поколения. Члены семьи имеют разную жизненную позицию, идеалы убеждения, один и тот же человек может быть воспитуемым и воспитателем. Члены семьи оказывают друг на друга комплексное влияние. Исследователи отмечают и такую особенность семейного воспитания, как регулирование разнообразных отношений ребенка с окружающим миром. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее из реализовать. Семейное воспитание необходимо и для самой семьи: обогащаются внутрисистемные связи, расширяется круг интересов семьи. Семья с ее порядком является для ребенка основой построения соответствующих понятий, это государство в миниатюре.