"Семейные традиции и формирование у ребенка желания воспитать в себе лучшие человеческие качества" (из опыта работы школы с родительской общественностью) - Крупа Наталия Филипповна, директор ГБОУ ХО "Сивашская школа № 2 Новотроицкого муниципального округа"
Эта статья рассказывает об опыте работы государственного бюджетного образовательного учреждения Херсонской области «Сивашская школа №2 Новотроицкого муниципального округа» с родительской общественностью школы. Раскрывает формы работы, цели и задачи в системе школьно-семейного воспитания, пути реализации наставнических практик, роль семейных традиций в развитии духовно богатой личности воспитанника, укрепляет сотрудничество с многодетной семьей, утверждает важность благодати крепкой многодетной семьи в воспитании детей на родительских примерах лучших семей школы.
Ключевые слова: благодать крепкой многодетной семьи, семейные традиции, возрождение традиций, родительский пример, устои крепкой семьи, духовная атмосфера дома, школьно-семейные традиции, духовно-нравственное воспитание, лучшие практики наставничества и взаимодействия с родителями, единство и гармония в отношениях родителей.
This article tells about the experience of the state budgetary educational institution of the Kherson region "Sivash school No.2 Novotroitskiy municipal district" with the parent community of the school. Reveals the forms of work, goals and objectives in the system of school and family education, ways to implement mentoring practices, the role of family traditions in the development of a spiritually rich personality of a pupil, strengthens cooperation with a large family, asserts the importance of the grace of a strong large family in raising children based on parental examples of the best families of the school.
Keywords: the grace of a strong large family, family traditions, revival of traditions, parental example, foundations of a strong family, spiritual atmosphere at home, school and family traditions, spiritual and moral education, best practices of mentoring and interaction with parents, unity and harmony in parental relationships.
Семья и школа – это берег и море,
на берегу ребёнок делает свои первые шаги,
получает свои первые жизненные уроки,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
Море важнейших жизненных воспитательных технологий,
и курс в этом море прокладывает школа.
Л. Кассиль
Актуальность темы.
Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.
Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной и крепкой, у которой есть будущее. Поэтому - то и нужно возрождать традиции, семейные традиции.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.
Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям ребёнка, можно на личном примере самих родителей.
Ведь именно семейные традиции - это духовная атмосфера нашего дома.
И чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у ребёнка и в дальнейшей жизни.
Вот именно поэтому для школы, педагогов, очень важно, чтобы семья, приводящая ребёнка в школу, была крепкой и морально, и духовно, построена на любви и уважении. А педагоги будут развивать и укреплять те добрые и человечные начала, на которых семья устроена.
Раскрытие темы.
В нашем образовательном учреждении большое внимание уделяется совместной работе школы и семьи в воспитании детей. За более чем 40-летний опыт работы школы педагоги нашей сельской школы смогли воспитать более тысячи человечных, добропорядочных и ответственных выпускников, которые образовали прекрасные семье и воспитали прекрасных детей, сегодня уже мы учим и воспитываем внуков наших первых выпускников. И этот колоссальный опыт работы мы представляем сегодня своим коллегам.
Формы работы с родителями в нашей школе очень разные:
Начиная от коллективных форм: родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса, «Дни открытых дверей».
Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом, взаимодействие с творческими группами, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, родительский клуб.
Индивидуальные формы: беседа, посещение на дому, консультация -размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка.
Воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, духовно-нравственной, эстетической личности, через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.
У нас существует понятие школьно - семейные традиции — это принятые в школе и семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Одной из важных традиций являются школьно - семейные праздники:
Семейное блюдо. Мы с бабушкой лепим вареники.
Традиционный Яблочный пирог ко Дню Отца.
Традиция высадки деревьев
Традиция встречи с ветеранами ВОВ.
Традиционный квиз - турнир ко Дню Воссоединения с РФ.
Традиционный праздник «Карамелька своими руками».
Традиция «Рисуем МИР».
Экскурсия выходного дня (в музей, на выставку, в природу, посещение массовых мероприятий таких, как «День Херсонского арбуза», «Зуховские лошадки», «Сделай свой мир цветным!», что способствует целенаправленному приобщению ребёнка к миру культуры и прекрасному, накоплению эстетических и художественных впечатлений, а так же духовно- нравственному воспитанию.
В этом учебном году во всех классах мы ввели курс проектной деятельности, в течение года учащиеся собирают материал про свою семью. Результаты своих открытий дети презентуют на классном празднике «Нет ничего дороже семьи». Роль семейных традиций велика. С регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира, семьи.
Очень хорошей традицией является ведение летописи, древо своей семьи, её предков, которую наши школьники оформляют в фотографиях. В результате совместной деятельности учащихся, их родителей и учителя в нашей школе были созданы, оформлены и представлены проекты: «Моя семья», «Герб моей семьи», «Моя родословная», «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны», «История жизни и гражданского подвига моего прадеда».
Еще одна очень важная наша школьно-семейная традиция – это традиция читать на ночь книги и обсуждать прочитанное. Это формирует мировоззрение ребёнка, помогает понять причины поступков людей.
В школе мы также устраиваем семейные чтения, для младших классов ролевые чтения сказок с участием героев самих детей, их пап и мам, бабушек и дедушек. Дети вместе с взрослыми размышляют о добре и зле, что развивает способность сопереживать, понимать причины, того или иного поступка.
Одной из задач современной системы образования является приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к народной педагогике к истокам народной культуры. Устраиваем общие школьно-семейные праздники, традиционную «Масляную», Народные вертепы, Катание с горки на санках, высаживание цветников, трудовые десанты с родителями на улицах и детских площадках. Проводим мастер-классы «Коммуникация учителей с родственниками детей», мастер-классе «Вместе втрое мы сильнее! Союз школы, детей и родителей – залог успешного воспитания современного школьника», тренинге «Учитель и Родитель: как превратить конфликт в диалог», проектной мастерской «АНТИ Родительское собрание», панельной дискуссии и презентации проекта «Строители будущего», мастер – классе по проектной деятельности родителей «Педагогическая баня», мастерской для родителей «Восстановление жизненного состояния техниками эко-арт-терапии». В классном часе, который назывался «Секрет нашего семейного счастья» приняли участие не только дети, но и родители. Все с удовольствием заслушали выступления семей, с большим интересом обменивались альбомами с фотографиями, рассматривали необычные семейные реликвии.
Из опыта наставничества и сотрудничества с родительскими общественностями. Изучение и внедрение практик содружества.
Много опыта в работе с родителями нам даёт сотрудничество со школой побратимом из Краснодарского края. С 9 по 11 октября мы совместно принимали участие во Всероссийском фестивале «Наставники: формул содружества». Учебные площадки этого фестиваля показали нам очень много форм работы с родителями, которые обязательно будут внедрены в практику работы с семьями наших учеников по воспитанию семейных традиций, той атмосферы тепла и доверия, в которой каждый ребенок захочет воспитывать в себе лучшие человеческие качества.
Незабываемой и ответственной была творческая встреча участников форума проекта «Наставники. Формула Содружества», где команды представляли свое творческое видение Формулы содружества. Команда педагогов Херсонщины представила своё зачётное выступление совместно с командой школы побратима с Кубани (Школа №27 села Львовского Северского района Краснодарского края), и как команда - победитель форума получили с рук директора АНО «Центр по развитию образовательных технологий и управлению проектами «Решение» Марины Викторовны Нудьги наивысшую награду – символ «СОДРУЖЕСТВО» и Сертификат на внеконкурсное участие в этно-фестивале в Республике Адыгея в ноябре 2024 года.
И вот уже 01.11.2024 года вместе с побратимами МБОУ СОШ №27 села Львовское Северского района Краснодарского края я и мои два заместителя с председателем родительского комитета школы посетили итоговое мероприятие Федерального проекта «Наставники. Содружество» «Этно – тур «в гостях у Наны» в МБОУ «СШ №11» аула Старобжегокай Тахтамукайского района Республики Адыгея.
Волонтёры встречали и регистрировали гостей, сопровождали их в зал, где проходила церемония открытия. Мероприятие открыл Глава Старобжегокайского сельского поселения Барчо Адам Инверович, затем с приветственным словом выступил директор школы Кайшев Георгий Александрович. На мероприятии присутствовал заместитель начальника управления образования Мамхо Эдуард Русланович, который поприветствовал гостей и пожелал доброжелательной атмосферы и совместной благотворной работы руководителям школ и представителям родительской общественности.
Работа проходила по следующим площадкам:
Первая площадка – приготовление адыгейского сыра, приготовление адыгейских чебуреков от семейных команд самой школы.
Вторая площадка - мастер-класс по рукоделию. Роспись футболок в национальном стиле в технике батик. Выставка национальных костюмов. Выставка – ярмарка творческих работ мастеров.
Третья площадка. Мастер-класс по национальным танцам.
Четвертая площадка - мастер класс по стрельбе.
Гостям были предложены блюда национальной кухни. Также, вниманию гостей были предложены две мини-пьесы, представленные учащимися кружка дополнительного образования МБОУ «СШ № 24» аула Шенджий.
Было проведено заседание круглого стола "Внедрение лучших практик наставничества и взаимодействия с родителями" (модератор Марина Викторовна Нудьга). Во время проведения круглого стола в формах деловой игры администраторы школ и родители находили общие решения в разрешении ситуаций, которые встречаются в школьной практике, которые обязательно необходимо учитывать для решения вопросов связи коллективов школ с родительской общественностью. Такая практическая работа всегда очень полезна и даёт реальный результат для решения любых, сложившихся ситуаций. Огромное спасибо Марине Нудьге и Ольге Шафрановой за чудесный проект и возможность поучаствовать в новых увлекательных педагогических практиках, а также обмене опытом по представлению материалов по теме «Внедрение лучших практик наставничества и взаимодействия с родителями, участие в иммерсивной программе «Этно тур «В гостях у Наны», реализованного в рамках проекта «Наставники. Содружество» при поддержке Фонда Президентских Грантов
День закончился Адыгэ джэгу в школьном дворе и вручением сертификатов участникам.
По инициативе председателя школьного родительского комитета и единогласного решения совета родителей школы мы подали заявку на Гранд по созданию школьной Аллеи Славы и очень хотим воплотить эту мечту в жизнь ВЫВОД.
Таким образом, школа и семья выступают в роли хранителя духовных ценностей, потому что воспитывают гражданственность, чувство патриотизма и достоинства, культуру поведения подрастающего поколения, его духовность.
Кроме того, такие традиционные устои создают единство и гармонию в отношениях. Люди, воспитанные на таких принципах, часто строят крепкие и не подверженные эмоциональным колебаниям отношения с окружающими, создают прекрасные семьи.