Одним из основных принципов дошкольного образования, заложенного в федеральный государственный образовательный стандарт, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это отражается в Образовательной Программе дошкольного образования и является ее отличительной особенностью. Программа, построенная на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку, дает педагогам направление на всестороннее развитие ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. Также Программа предполагает взаимодействие с семьями воспитанников. Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений ДОУ с семьями воспитанников.
В нашей стране существует безусловный приоритет семьи и семейных ценностей и предусмотрено развитие государственной семейной политики (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761). В связи с этим дети должны стать активными участниками в реализации задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Следуя государственному указу, федеральному государственному образовательному стандарту ДО и общеобразовательной программе детские учреждения ведут активное взаимодействие с семьями своих воспитанников в направлении решения задач по созданию условий, необходимых для поддержки традиционных ценностей и, в частности, традиций семьи.
Не надо забывать, что вся жизнь каждого человека строится на основе семьи. Семья – это главное место, где происходит развитие наших детей, закладываются общечеловеческие ценности, такие как любовь и уважение, чувство патриотизма, доброта и т.д.
Семейные традиции играют большую роль в развитии, укреплении и сохранении крепких семейных уз. Традиция – от латинского «передача», означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
В каждой семье существуют совершенно разные традиции, но решают они одну важную задачу – сплотить и укрепить семью. Семейные традиции сплачивают всех членов семьи и делают семью уникальной. Это один из наиболее доступных способов, как сделать процесс воспитания детей естественно и непринужденно с самого раннего возраста. Будучи постоянно вовлеченным во «взрослые дела», ребенок чувствует себя частью единого целого, частью своей семьи.
Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. Роль родителей в воспитании детей очень важна - именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша. Воспитатели жалуются - родители совершенно перестали интересоваться воспитанием детей. Родители же читают специальную литературу, осваивают методики Монтессори, Никитина и Зайцева, с ранних лет отдают ребенка на английский, бальные танцы и в спортивную секцию, приглашают на дом логопеда. Ключевые слова тут «отдают» и «приглашают», и это одна из основных проблем семейного воспитания. Любой ребёнок остро чувствует и переживает недостаток родительской любви и внимания. При таких условиях он будет всеми силами стараться привлечь к себе родительские взгляды. Залогом успеха любого ребёнка справедливо можно считать семейное благополучие. Когда ребёнок видит своих родителей, у него неосознанно появляется радость. Эта радость связана именно с тем, что его семья благополучная.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников - одно из самых сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения. Оно должно ориентироваться на потребности и запросы семей дошкольников Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно подразумевать разнообразные подходы, следует использовать различные формы взаимодействия, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:
- информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);
- индивидуальные (беседы, консультации);
- коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).
Нетрадиционные формы взаимодействия можно разделить на следующие группы:
- познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, брей-ринг);
- информационно-аналитические (анкетирование, опрос, социальный паспорт семьи);
- досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, школа молодого родителя);
- наглядно-информационные (информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов, выпуск газеты).
Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.
Родители же в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Так, одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, парк, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – что-то расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. И прежде всего дети.
Педагоги в процессе такого общения имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей.
Работа с родителями становится более эффективной, если она осуществляется в рамках проектной деятельности.
*Так в дошкольном учреждении работают семейные клубы различного направления.
«В мире развивающих игр» (интеллектуальное развитие)
«Путешествуйте с нами, путешествуйте сами» (познавательное развитие)
«Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей)
«Семейная гостиная» (художественно-эстетическое развитие)
Основными целями работы семейных клубов являются:
-объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
-повышение педагогической компетентности родителей;
-обмен опытом семейного воспитания;
-укрепление детско-родительских отношений;
-предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, видео просмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и взрослых. Проектная деятельность участников клуба имеет определенную тематику в зависимости от направления и деятельности данного клуба.
*«Школа молодой семьи» решает следующие задачи:
-повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
-способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;
-выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
-способствовать сплочению родительского коллектива.
Работа «Школы» планируется по результатам опроса родителей. Участниками являются молодые родители, а так же все желающие поделиться опытом по определенной теме. Кроме заседаний в «Школе» организуются совместные праздники и мероприятия. В качестве консультантов привлекаются специалисты детского сада и других образовательных учреждений, медицинский персонал, педагог-психолог.
*Дни сотрудничества. Эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей в рамках ДС. Тематика дней сотрудничества: «На пороге лето», «Азбука нравственности», «Делаем вместе» и так далее.
*Встречи за «круглым столом» расширяют кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы для встреч могут быть различными. В этой форме работы примечательно то, что ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.
*Он-лайн общение с родителями посредствам интернет сайта. Это позволяет познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка, осуществлять педагогическое просвещение родителей по их запросам.
В результате такой формы работы родители получают информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых узкими специалистами.
*Оформление летописи. Данная форма работы носит информационный характер. На протяжении дня, либо надели, воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесенное ребенком, и поступок, им совершенный, и многое другое – все новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведет записи в нем и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок. Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Образ мамы» и др.
Такая работа является взаимовыгодной обоим партнерам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своем малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребенком дома. И, наоборот, педагог узнает, каким бывает воспитанник дома.
*Дискуссионные качели. Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта – решения.
Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившимися друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против». В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую прилюдное наказание ребенка, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость наказания. После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.
Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели», подводит итог дискуссии.
Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенные результаты: родители сплачиваются, активно участвуют в жизни детского сада, становятся верными помощниками воспитателю.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействие с детьми ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы - устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению саморазвитию и сотрудничеству.
С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия:
Оригинальность;
Востребованность;
Интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, я постаралась разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей: это традиционные и нетрадиционные формы общения родителями. Собрания, мастер-классы, презентации, стенды, совместные занятия детей с родителями - формы, знакомые и часто используемые педагогами.
В декабре, когда на базе детского сада был создан консультационный центр для родителей, я обратила внимание на один телефонный звонок. Мамочка интересовалась, чем занять ребенка в длительные выходные, как развлечь его. Я поняла, что некоторые родители при своей готовности уделить время дома ребенку не умеют это спланировать, не знают, чем занять ребенка, помимо различных гаджетов.
А вот что рассказали наши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Наши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасху. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.
Чтобы помочь родителям научиться планировать свою деятельность, находить в суете каждого дня время для взаимодействия и общения с ребенком мною был создан семейный календарь, который состоит из двух частей. В первую часть (инвариантную) входят сведения, разработанные мной, с учетом воспитательно – образовательной работы в детском саду. Эта часть семейного календаря включает в себя сведения: о народных праздниках, рекомендации по проведению этих праздников, о мероприятиях, проводимых для семей воспитанников в детском саду; о поселковых конкурсах и праздниках, как провести выходные дни с ребенком, весенние прогулки и т.д.
Для второй части (вариативной) семейного календаря, я провожу работу с родителями. И во вторую часть входят сведения, планируемые семьей, в логике своих потребностей и традиций. Например, про семейные праздники, про проведение выходных дней, про первый поход в цирк, кулинарные рецепты и т.д.
Дети любят праздники не меньше, чем взрослые. Им также приятно получать подарки, они любят устраивать сюрпризы для взрослых, им нравится участвовать в подготовке к тем или иным важным событиям. Так почему бы не устроить семейный праздник, например, в день кошек восьмого марта?
Дети обожают заниматься подготовкой к всевозможным утренникам. Они учат стихи, принимают участие в пошиве интересных костюмов, создают декорации. Почему бы не устроить представление дома? Подготовить для детей и себя аксессуары: ушки, ободки, хвосты И даже если на подготовку осталось несколько часов, вы легко успеете все, вы будете вместе трудиться над результатом. Такой подход не только сплотит вашу семью, но и позволит провести день интересно и весело. Занавес можно сделать из простой простыни, а наряды актеров могут быть буквально «на бегу» выполнены из подручных материалов вроде бумаги и картона, старой одежды и обуви. Да и само действие может быть полностью импровизированным. кошки-мышки, эстафеты с рыбками, оформление блюд в виде мышей, молочные коктейли, сметанные соусы, рыбные блюда… что там еще любят эти красавчики? День кошек в России неизменно сопровождается выставочными мероприятиями. В большинстве крупных городов проходят не только выставки породистых кошек, но и конкурсы модных нарядов для домашних любимцев. Волонтеры организуют акции в защиту животных, а приюты открывают свои двери для всех, кто желает помочь в уходе за их подопечными. Несомненно, такие мероприятия оставляют впечатления взрослым и детям надолго. Родители нашей группы активно включились в поиски новых праздников. И отпраздновали в семье день мобильного телефона, день брата и сестры, международный день супа.
Семейный календарь очень заинтересовал родителей, было много положительных отзывов. Оформляя семейный календарь, педагоги и родители в полной мере могут проявить свои художественные возможности. Семейный календарь рождает у родителей и прародителей идеи будущих совместных дел в семье, направленных на проявление внимания, чуткости, щедрости по отношению к другим людям, способности замечать и восхищаться красотой своей Родины, души человека.
Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.