МБОУ «Малоугреневская СОШ» структурное подразделение

Бийского района Алтайского края

Сценарий семинара-практикума для педагогов

«Как обеспечить безопасность детей летом»

Из опыта работы

старшего воспитателя

I квалификационной категории

Юматовой Натальи

Александровны

2024 г.

Участники: ведущий (старший воспитатель), воспитатели всех возрастных групп.

Цель: актуализировать, систематизировать и дополнить знания педагогов о том, как обеспечить безопасность детей в природных, погодных и социальных условиях лета.

Задачи: формировать у педагогов умения оценивать безопасность предметной и природной среды; совершенствовать умения выявлять потенциально опасные ситуации, прогнозировать и предупреждать их развитие; учить составлять элементарные карты оценки безопасности образовательной среды детского сада, использовать их для мониторинга безопасности территории и помещений.

Материалы: Маркеры, бланки для составления чек-листа для оценки безопасности территории детского сада, технические средства для демонстрации презентаций или иллюстративные материалы на карточках; фрагменты карт мониторинга качества дошкольного образования; локальные нормативные акты ДОО по организации безопасности детей и взрослых на территории.

Оборудование: маркерная доска или интерактивная доска, флипчарт.

Примерное время: 60 минут.

Предварительная работа:

перед семинаром-практикумом рекоменд

овано

педагогам ознакомиться с проектом «Стратегии комплексной безопасности детей на период до 2027 года» и картами мониторинга качества дошкольного образования;

педагог

и

готов

я

т краткие сообщения по одному из факторов потенциальной опасности летнего периода. За несколько дней до семинара

им

разда

ются

карточки с опасными ситуациями для детей летом, чтобы они смогли подготовить сообщения. Для этого педагоги могут объединиться в мини-группы; 

Добрый день, коллеги! Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума «Как обеспечить безопасность детей в летний период». Как вы знаете, приоритетные направления деятельности детского сада летом – организация труда и разных видов познавательно-исследовательской деятельности воспитанников в природе, формирование у них коммуникативных навыков в условиях разновозрастных групп, поддержка адаптации вновь прибывших детей. Основные наши задачи – это охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, обеспечение их безопасности в природных, погодных и социальных условиях лета. Чтобы выявить потенциальные угрозы и предотвратить риск попадания воспитанников в опасные ситуации, необходимо уметь оценивать состояние образовательной среды детского сада и ее безопасность. Поэтому сегодня мы организуем отработку умения предвидеть и предотвращать опасные ситуации в летний период.

Мозговой штурм

Ведущий предлагает педагогам в режиме мозгового штурма выделить то, что может представлять угрозу для детей в летний период. Высказывания педагогов ведущий записывает на доске или при помощи флипчарта, интерактивной доски.

Ведущий: Подумайте и скажите, что может представлять угрозу для детей в летний период. Я запишу ваши ответы на доске, а затем мы их проанализируем.

Ведущий записывает ответы педагогов:
открытые окна;
несъедобные и ядовитые растения и грибы;
цветущие растения, которые вызывают аллергию;
жалящие насекомые;
перегрев (тепловой удар), солнечный удар, солнечный ожог;
опасности, которые связаны с отдыхом у водоемов, в лесу;
опасности, которые связаны с пребыванием в общественных местах: гостиницы, вокзалы, аэропорты, аквапарки;

опасности, которые связаны с природными явлениями: туман, гроза, ливень, град;
травмы в результате повышенной двигательной активности, катания на велосипеде, роликовых коньках, самокатах.

Ведущий: Какие из перечисленных факторов могут угрожать детям на территории нашего детского сада? Чтобы убедиться в правильности ваших ответов, предлагаю рассмотреть конкретные ситуации.

Анализ ситуаций «Обычный летний день в ДОО»

Педагоги по очереди выступают в роли соведущих. Если они готовили сообщение в мини-группах, то выступает один представитель группы. Каждый педагог демонстрирует слайд или карточки, где изображена конкретная ситуация, и задает коллегам вопросы: «Что на фото (картинке), по вашему мнению, не соответствует требованиям безопасности? Что может произойти в данной ситуации? Как избежать подобных проблем?»

После того как педагоги прокомментируют изображение, ведущий или соведущий выступает с кратким сообщением и помогает коллегам сформулировать предложения о превентивных действиях в каждой из ситуаций.

Затем педагоги обсуждают следующие ситуации. Например, дошкольники играют в мяч на траве, мокрой от росы или после дождя. Возможная угроза – дети могут поскользнуться, упасть, получить травму. Дети играют в сухой песок. Возможная угроза в этой ситуации – при порыве ветра песок может попасть детям в глаза. Ребенок катается на роликовых коньках без средств защиты – шлема, налокотников, наколенников. Возможная угроза – в случае падения ребенок может получить травму. Еще одна опасная ситуация – дети играют в мяч в непосредственной близости от качелей. Возможная угроза – дети могут увлечься игрой и подойти близко к качелям, что приведет к получению травмы.

Ведущий: спасибо, коллеги, за то, что подобрали и представили полезный материал. Благодаря такому детальному разбору опасных ситуаций каждому из вас будет легче предотвратить их на практике. Теперь предлагаю вам провести самоаудит и оценить безопасность участка для прогулок на территории нашего детского сада. Результатом данного самоаудита станет чек-лист, который мы используем для оценки безопасности участка детского сада.

Деловая игра «Самоаудит»

Ведущий проводит деловую игру, в ходе которой педагоги обсуждают вопросы:

«Как вы думаете, можно ли считать участок нашего детского сада абсолютно безопасным? Как можно оценить безопасность участка? Предложите план действий». Педагоги могут предложить включить в чек-лист факторы возникновения опасных ситуаций, которые они обозначили в ходе мозгового штурма. 

Ведущий: чтобы составить чек-лист для оценки безопасности прогулочного участка, предлагаю в качестве ориентира использовать показатели качества МКДО для групп и детского сада в разделе 8 «Область качества здоровья, безопасность и повседневный уход», пункт 73 «Безопасность прилегающей территории». На основе анализа данного документа мы можем выделить следующие группы опасностей: «Растения участка», «Игровая площадка», «Игровое оборудование», «Песочница». Теперь вам предстоит обозначить критерии оценки участка по каждой из этих групп опасностей. 

Педагоги объединяются в творческие группы и определяют критерии оценки участка по одной из групп опасностей. Участники семинара-практикума работают с опорой на локальные нормативные акты детского сада по организации безопасности детей и взрослых на территории ДОО, а также стандарты безопасности игрового оборудования (ГОСТ Р 52169-2012) и СП 2.4.3648-20. Педагоги вписывают критерии оценки в пустые бланки, которые им раздает ведущий, и таким образом формируют чек-лист.
По итогам деловой игры участники семинара-практикума вносят предложения, какими пунктами дополнить локальные нормативные акты детского сада по организации безопасности детей и взрослых на территории ДОО. Затем педагоги оценивают участки на территории детского сада по чек-листу, который составили, и обсуждают, как улучшить параметры, которые оказались на низком уровне.

Рефлексия

Ведущий: уважаемые коллеги, благодарю вас за продуктивную работу. Те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам обеспечить безопасность и сохранить здоровье воспитанников в летний период в детском саду. Однако это одно из условий создания безопасной образовательной среды детского сада. Что еще необходимо, на ваш взгляд, чтобы уменьшить риск попадания детей в опасные ситуации?

Педагоги обсуждают и намечают перспективы работы в данном направлении.

Ведущий: вы правы, что также важно формировать культуру безопасности у детей, знакомить их с правилами поведения в различных ситуациях. Данным вопросам мы посвятим следующую встречу.

В конце семинара-практикума ведущий раздает педагогам пустые бланки с чек-листом, которые он заранее приготовил. В течение летнего периода сам старший воспитатель и воспитатели всех возрастных групп оценивают безопасность прогулочных участков по данному чек-листу.