Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №144 «Солнышко»
Семинар для педагогов ««Говорящая среда» как инструмент организации самостоятельной деятельности детей»
Выполнила воспитатель:
Кобозева Мария Сергеевна
г. Брянск 2024г.
Цель «Говорящей» среды: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФОП ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи «Говорящей» среды:
– «рассказать» детям о теме образовательного проекта, который реализуется в данное время;
- создать условия для проявления познавательной активности детей, творческого самовыражения, эмоционального комфорта.
Признаки «говорящей» среды:
1. Наличие значимых для детей элементов: творческие и исследовательские работы, рисунки, коллективные и индивидуальные коллажи, стенгазеты, макеты, поделки, «Азбука проекта», и др.
2. Визуализация скрытых элементов среды.
3. Центры организованы таким образом, чтобы в них было все необходимое для самостоятельной деятельности ребенка в зависимости от задуманного.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе организована таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний.
«Говорящая среда» детям рассказывает о теме дня, недели, месяца. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта.
Опорные (ключевые) слова изучаемой темы или реализуемого в данный момент проекта, как зрительные опоры, находятся повсюду в группе и используются педагогами для развития предпосылок грамотности у детей.
Благодаря «говорящей среде» дети знают, что и где лежит; могут воплощать все ими задуманное.
В группе созданы центры активности, которые обогащаются и наполняются в соответствии с темой недели или проекта (демонстрационный материал, игры, игрушки, таблицы, книги, иллюстрации).
Планеры работы (тема месяца) (слайд 5) В начале недели педагог совместно с детьми составляет «План», в котором расписывает, что мы знаем по данной теме и что мы хотим узнать. Тем самым намечаем план работы на месяц.
Азбука проекта (тема недели) (слайд 6). Для поддержки познавательного интереса и развития предпосылок грамотности, в работу над каждым проектом или лексической темой, мы включаем «Азбуку» проекта. Идея состоит в том, что, знакомясь с новой темой или работая в проекте, ребята фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с ним. Часто, при написании слов, дети допускают ошибки, которые мы не исправляем, так как речь не идёт об обучении детей чтению и письму.
Социальный опрос (слайд 7) может организовываться педагогом для детей или родителей как предварительный, например, для предоставления возможности выбора темы проекта, или для подведения итога совместной деятельности, например, чтобы узнать, в конце учебного года в оформлении «Говорящей среды» по каким темам проектов детям больше понравилось принимать участие. Дошкольники могут принимать участие в оформлении соцопроса, написав свои имена, нарисовав символами темы разных проектов, а затем плюсами или галочками отметив наиболее понравившиеся им.
Календарь (слайд 8) - это своего рода адвент- календарь, начали ребята его заполнять с сентября месяца и настолько он им понравился что дети решили заполнять его на каждый месяц.
«Выбор перед сном» (слайд 9) , где дети сами выбирают под что, они будут засыпать, где больше фотографий , значит под тем дети засыпают.
Оформляем свою кабинку (слайд 10) Шкафчик - Это место его личных вещей. Шкафчики у всех одинаковые, не стоит забывать, что каждый ребенок — личность. Обсудив с ребятами как украсим шкафчики, пришли к выводу, что украсим их фотографиями и нарисованной футболки детьми и повесим украшенную футболку на кабинку.
Домашнее задание (слайд 11)– это, на дом задаем задание, чтобы в течение месяца дети прочитали сами определенного автора, так как дети идут в школу.
Уголок дежурства (слайд 12) – дает выбор детям, где они сами выбирают, кто, где будет дежурить и сами пишут.
Утреннее приветствие (слайд 13) – это когда ребенок, пришел в детский сад, то сам выбирает с каким приветствием, ему заходить в группу и здороваться с воспитателем.
«Адвент – календарь» (слайд 14) - это календарь, где дети смотрят какое сегодня число и потом выполняют задание. Детям очень нравится, выполнять задания с «адвент-календаря».
Календарь природы (слайд 15) – это где, дети сами наблюдают за погодными условиями, также мы сделали сами журнал – наблюдений за погодой, где дети заполняют его самостоятельно.
Уголок рисования (слайд 16) – это где, дети самостоятельно могут вставить в «карман» листочек и на «кармане» нарисовать, чего не хватает, кому принадлежат конечности, дорисуй своего робота.
«Радуга талантов» (слайд 17) - это где, дети самостоятельно вывешивают свои работы по художественно-эстетическому творчеству.
Создание атрибутов для игр (слайд 18) – это где, дети самостоятельно могут изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Панорама добрых дел (слайд 19) – это где, дети получают наклейки за хорошее поведение, за активную работу на занятиях, кто убирал игрушки, кто отлично дежурил. И в конце недели, кто лучше работал в течение недели, тот получает поощрительную наклейку или браслет.
ВЫВОД:
Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.
Технология «Говорящая» среда дает огромный положительный результат в решении задач всестороннего развития ребенка — физическом и духовном развитии в целом, будет способствовать формированию познавательных интересов, трудовых навыков, воображения, и просто правильного позитивного человеческого роста и общения