Семинар-практикум

«Музыка как средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Авторы-составители: Садовникова Наталья Семеновна,

Ростовщикова Лариса Леонидовна,

музыкальные руководители МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №10» гобольска

Игра «Найди пару – продолжи фразу»

«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». В. А. Сухомлинский

« Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». Р. Роллан

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования». Аристотель.

«Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств». В.А. Сухомлинский.

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Аристотель.

«Музыка так же, как и всякий другой человечески язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием». В. В. Стасов

«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают». В. Ф. Одоевский.

Музук. Наталья Семеновна

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача!

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Музук. Лариса Леонидовна

Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Основная цель музыкального руководителя - не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.

То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», гласит старинная мудрость.

Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

На решение этих задач по духовно-нравственному развитию и воспитанию направлены все виды музыкальной деятельности детей во время проведения музыкальных занятий, праздников и развлечений: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.

Для более глубокого восприятия ребёнком музыкального произведения используются такие методы и приемы как поэтическое слово, беседа, рассказ, метод контрастного сопоставления, художественного анализа, иллюстрации, манипуляции с игрушками, метод активного восприятия, эмоциональное исполнение, инсцинирование, имитационные движения и др.

Практический пример.

Младшая группа. Песня для слушания «Кошка» Анлександрова, сл. Я.Френкеля.

Отвечает требованиям по отбору репертуара:

пример классического произведения для детей младшего возраста,

небольшое

по продолжительности звучания (2 куплета),

понятный, знакомый и доступный образ, связанный с жизнью,

повторяющиеся слова, фразы,

простая, лаконичная мелодия,

использование звукоподражаний («мяу»),

сюжет из жизни, встречающийся у любого ребенка,

уменьшительно-ласкательные формы слов (молочко, кисонька, детки).

Музук. Наталья Семеновна

Слушание или восприятие музыки является очень важным звеном в системе музыкального воспитания детей.

Игра «Угадай настроение в музыке»

Неисчерпаемым источником и проверенным педагогическим средством духовно-нравственного воспитания детей является фольклор и народные праздники. В силу своей природной эмоциональности, дети очень чутки и отзывчивы к народной музыке.

Детская народная песня не сравнима с современной песней по близости эмоциональной природе ребенка и доступности пониманию. Поэтому дети с большим желанием принимают ее, поют, пляшут, играют ее и под нее. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.

Музук. Лариса Леонидовна

Особое место среди жанров народной песни занимает колыбельная. Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Когда мама поет колыбельную, ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир - мир люби, добра, всеобщего согласия. И это добро он старается потом передать, сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.

Пропевание песни «Баю, баю»

- У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своя музыка.

- Закройте глаза и послушайте музыкальное произведение.

Слушание песни «Тихая ночь, дивная ночь»

- О каком празднике идет речь?

- Почему этот праздник так называется?

- Что вам известно об этом празднике?

Стихотворение «Наступило Рождество»

Яркая звёздочка в небе горит,

Детям мама говорит:

«В целом мире торжество –

Наступило… Рождество!».

- Рождество – это значит, что на свете появился Божий сын – Иисус Христос.

Музук. Наталья Семеновна

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии.

Игра «Как у дедушки у Трифона»

Музук. Лариса Леонидовна

Для духовно-нравственного развития используем  музыку при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.

Песни о Родине воспитывают и развивают у детей

чувство патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к истории России, ее традициям и праздникам,

умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь её,

нравственные и эстетические чувства ребёнка, формируют систему нравственных и эстетических эталонов,

навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, радости и адекватному проявлению этих чувств

и т.д.

Музук. Наталья Семеновна

Игра «Угадай мелодию»

Музук. Лариса Леонидовна

Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне.

нашу страну населяют люди разных национальностей.

Разные народы населяют Россию, но всех их связывает в единую семью общая Родина и дружба. Поэтому невозможно сказать какая из народностей лучше - мы все равны, все особенные.

(Единение – это когда все люди вместе)

Игра-экспериментирование «Когда мы вместе»

- Когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.

Музук. Наталья Семеновна

- Говоря об единстве и Родине беседуем с детьми о героях нашей страны, защитниках Отечества.

У всех нас, у всего народа нашей страны есть общий защитник- это наша армия, сильная, могучая, красивая.
Чем наша армия сильна?
Не красотой мундиров:
Она отвагою полна
Бойцов и командиров!
Служить стране, Отечеству,
Престижней дела нет.
Мы воину российскому
Шлём пламенный……..

Хором: ПРИВЕТ!

Игра «Вспомним и споём»

Музук. Лариса Леонидовна

- У нашей любимой страны России есть символы.

Можете назвать их.

- Гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну.

Прослушивание аудиозаписи гимна РФ (стоя)

ТЕКСТ Государственного гимна Российской Федерации

(слова С.Михалкова)

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Музук. Наталья Семеновна

- Второй символ.

Игра «Российский флаг»

Музук. Лариса Леонидовна

В заключение хочется сказать, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна проходить целенаправленно, системно, охватывать все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их пребывания в детском саду, при участии и путем личного примера всего педагогического коллектива.

Музук. Наталья Семеновна

Только при этих условиях заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.