* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {font-family: 'Calibri';} .Абзац списка1 {font-family: 'Calibri';} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .a0cxspmiddle {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .Default {font-family: 'Calibri'; font-size: 12pt; color: #000000;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Семинар-практикум

Тема: «Современный урок в условиях реализации ФГОС. Требования к организации».

Цель:

Обобщить знания о современном уроке (методические требования к уроку в условиях реализации ФГОС

;

типы уроков, структура в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче)

Практикум:

«Технологическая карта урока с позиции

системно-деятельностного

подхода»

Вступительное слово.

Уважаемые коллеги! Известный итальянский ученый и писатель Умберто Эко всегда утверждал, что настоящее счастье состоит в стремлении к познанию. Мы выбрали такую замечательную профессию, которая позволяет нам постоянно чему-то учиться.

Для начала я прошу вас представить себе такую картинку: в комнате стоит пианино, накрытое скатертью. На скатерти – вазы с фруктами, сладостями, напитки… Люди смотрят и восхищаются: «Какой прекрасный фуршетный столик!» И никто не догадывается, что под ним скрыт удивительный инструмент и что прикосновения умелых рук могут извлекать из него восхитительные, чарующие звуки…

- Что для вас означает этот образ? Какое толкование вы дали бы ему?

-Посмотрите на этот образ с учетом специфики нашей профессии

Я полагаю, что с помощью этой метафоры можно описать тех учеников, чьи способности, таланты, в силу разных причин, остаются нераскрытыми. И наша задача – помочь каждому ученику максимально реализовать себя, определить свой индивидуальный маршрут развития.

Как это выполнить? Как сделать так, чтобы каждый ученик мог раскрыть свои способности, научился ставить перед собой цели, решал учебные и жизненные задачи и отвечал за результат своих действий?

Как пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Задачи, которые ставит перед нами ФГОС второго поколения.

Определение темы и цели семинара-практикума

У вас на столе лежат карточки с буквами. Сложите из них слово, и таким образом мы вместе с вами определим предмет нашего семинара. Итак, предметом нашего семинара сегодня станет Его величество УРОК! А тема семинара – «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Что такое урок?

Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров: Левитана и Айвазовского, Врубеля и Ван Гога, Боровиковского и Шишкина, «Сикстинской мадонной» Рафаэля; два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу: Шекспира и Гете, Гюго и Бальзака, Толстого и Достоевского, Чехова и Булгакова, А.С.Пушкина.

Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные...

Вот мы сегодня и рассмотрим модель современного урока в контексте ФГОС и попытаемся создать некий «конструктор для его сборки».

А сейчас давайте попробуем вместе сформулировать задачи нашего семинара.

У

Р

О

К

узнать...

развить...

обобщить...

конкретизировать, корректировать...

конструктор

Узнать: типы и структуру современного урока

Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие в соответствии с деятельностно-компетентным подходом.

Обобщить: знания о современном уроке.

Конструктор: практическая разработка технологической карты урока с позиции системно-деятельностного подхода

-Отметьте, пожалуйста, по шкале от 1 до 10, на какой цифре вы находитесь сейчас в данной теме.

Дидактические требования к уроку

Основа стандарта – системно-деятельностный подход.

-Коллеги, что такое деятельность? Это целенаправленный процесс имеющий результативность. То есть если я не достигаю никакого результата, то и процесс нельзя назвать деятельностью.

(Метод обучения в педагогике – способ достижения цели, это совокупность путей, способов достижения дидактических целей, решения образовательных задач)

1. Непременное условие современного урока – обучение как активный труд, а не тяжёлое бремя.

2. Смена видов деятельности – основа здоровьесберегающих технологий.

3. Оптимальный ритм урока – правило, о котором не должен забывать учитель. Часто дети не успевают за темпом учителя. Проследим цепочку. Отстал – не услышал – не нашёл следующее задание – не сделал – получил отрицательный результат – снижение мотивации и интереса

Итак, основа современного урока – системно-деятельностный подход.

Современный урок опирается на систему универсальных учебных действий.

Главное требование ФГОС - научить ученика учиться. А чтобы он учился сам

–н

адо научить его думать. А это значит дать инструмент, который превратит в реальность требование стандартов второго поколения. Таким инструментом и являются УУД.

Универсальные учебные действия делятся на

(Можно воспользоваться подсказкой «Виды УУД»)

                                                                                                                                                                                                              

- В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, готовность и способность обучающимися к саморазвитию, самоопределению, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

- В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, оценка, саморегуляция - способность к преодолению препятствий.

 

 - Познавательные УУД включают освоение обучающимися универсальных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться.

  -В сфере познавательных УУД выпускники научатся использовать знаково - символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач постановки и формулирование проблемы.

 

- В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника(партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

– обеспечивают организацию собственной деятельности:

целеполагание

, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка,

саморегуляция

Познавательные УУД

– связаны с решением проблемы:

общеучебные

, знаково-символические, информационные, логические

Коммуникативные УУД

– обеспечивают социальную компетентность: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией

ОпределениеУУД

Сейчас я предлагаю вам поиграть в кубики, но это не простые кубики: подобно кирпичам, из которых строится здание, эти кубики будут «строительным материалом» урока.. Мы сейчас постараемся выстроить урок комбинированного типа. Крыша такого урока – это системно-деятельностный подход (наклеивают треугольник), фундаментом являются УУД (наклеивают прямоугольник)

Итак, о

сновной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок.

Почему приходится менять традиционный урок? Ведь достаточно много плюсов раз традиционная система обучения продержалась так долго. Но, наверное, есть и минусы, раз пришла пора все менять?

Традиционный урок «+»

- главный – учитель: как учить мыслить, учиться, воспитывает целеустремленность учеников

-гл. задача – прочные знания (а не развлечения)

-узнать новое

- Что такое современный урок?

Меняются функции участников образовательного процесса:

-учитель – дирижер

-ученик – активный деятель

-деятельность строится на основе усвоения УУД

- чаще используются групповые и индивидуальные формы работы

- создаются условия для рефлексии

-дифференцированные д/з

-поиск полезной информации

- Требования к современному уроку

1. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете

2. Учитель организует проблему и поиск ситуации

3. Минимум репродукции, максимум сотворчества

Современный урок неразделимо связан с современным учителем

1. Разминка «Кто есть кто?» Тест «Стандартный – нестандартный учитель».

Указаны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «плюс» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «минус» то, что вам в них не нравится:

Дисциплинированный.

Организованный.

Неровно успевающий.

Выбивающийся

из общего темпа.

Эрудированный.

Странный

в поведении, непонятный.

Умеющий

поддерживать общее дело.

Стабильно успевающий.

Занятый

своими делами.

Быстро, «на лету»

схватывающий

.

Не умеющий общаться, конфликтный.

Выскакивающий

на уроке с непонятными замечаниями.

Приятный

в общении.

Иногда тугодум, иногда не может понять

очевидного

.

Ясно, понятно для вас

выражающий

свои мысли.

Не всегда

желающий

подчиняться большинству или официальному руководству.

Каких знаков «плюс» у вас больше – на четных номерах или на нечетных? Если «четных плюсов» больше, мы вас поздравляем: вы совершенно нестандартный учитель.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации

Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.

-Итак, как вы думаете, каким должен быть современный учитель? (какова его задача на уроке?)

- консультирует

-создает условия для приобретения жизненного опыта

- Роль учащихся?

- работают с источниками информации

- критически осмысливают информацию

- осваивают типичные социальные роли

- выполняют творческие и исследовательские проекты

-Каковы же главные составляющие современного урока?

1. Создание конфликтной ситуации для поиска выхода из нее

2. Развитие личности

Подскажите мне, что же такое современный урок?

(Это открытие… говорят слушатели)

Идеальный урок по ФГОС – учитель зашёл в класс, попросил детей начать работу и дети весь урок работают самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя или одноклассников:

50% работы – на самостоятельное изучение

Главное

научить ребёнку КАК делать

, т.е. вооружить его способом действия, а это и есть УУД.

Знан

и

евый

компонент отходит на второй план. Если я

знаю

как это сделать и где взять нужную информацию, то я это сделаю САМ.

Типы

уроков по

целеполаганию

:

Урок усвоения новых знаний

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Урок контроля знаний и умений

Урок коррекции знаний и умений

Комбинированный урок

Типология уроков (по форме обучения):

Уро

к-

практикум

Уро

к-

исследование (групповой работы, выполнения проектов)

Типология уроков (в системе Эльконина-Давыдова):

Урок постановки учебной задачи.

Урок моделирования и преобразования модели.

Урок решения частных задач по применению открытого способа.

Урок контроля.

Урок оценки способа.

Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода

(Л.Г. Петерсон):

Уроки «открытия» нового знания

Уроки отработки умений и рефлексии

Уроки общеметодологической направленности

Уроки развивающего контроля

Структура современного урока – это стержень!

Необходимо помнить, что рождение любого урока начинается с чёткого определения его конечной цели, т.е. чего преподаватель хочет достичь на уроке. Затем устанавливаются средства и способ действий, которые помогут преподавателю добиться поставленной цели. Схематично алгоритм разработки урока можно представить следующим образом:

Для планирования и ведения урока важно иметь соответствующее представление о наличии его структурных элементов. В памятке вам представлена структура каждого типа уроков по ФГОС, предложенная М.И. Пахмутовым.

Памятка

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений

(урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Примерная структура каждого типа урока по ФГОС у вас на столах. Давайте достраивать наш дом: крыша есть, фундамент тоже, построим этажи

- Расставить этапы урока при системно - деятельностном подходе в нужном порядке в первый столбик

1. мотивация к учебной деятельности

2. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

3. выявление места и причины затруднения

4. построение проекта выхода из затруднения

5. реализация построенного проекта

6. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. включение в систему знаний и повторение

9. рефлексия учебной деятельности

Проверить по эталону и приклеить.

Проверим

У современного урока гибкая структура. Учитель, по своему усмотрению может менять этапы местами, объединять несколько

---Давайте вернемся к нашей шкале. Как вы думаете, вы продвинулись в постижении смысла предмета нашего разговора? На какой цифре вы сейчас? (Если 1-2-3 – я думаю, можно поставить отметку выше)

-какие задачи мы выполнили?

(-Методические требования к уроку в условиях реализации ФГОС; типы уроков, структура в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче)

-Что ещё осталось сделать: технологическую карту урока с позиции системно-деятельностного подхода»

Практикум:

- продолжаем работу в группах. Вам необходимо представить модель современного урока, с учётом всего ранее услышанного.

- Мы составляем технологическую карту урока.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

тщательного планирования каждого этапа деятельности;

максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

координации всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий.

-Подберите к каждому этапу урока соответствующую цель, деятельность учителя и учеников. Обоснуйте свой выбор.

-Самостоятельная работа ( 10 мин.)

-Проговаривание каждого этапа. Затем приклеивают кубики.

-Конструктор технологической карты урока готов. Надеюсь, вам пригодится тот опыт, который вы приобрели сегодня.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

УУД

Мотивация к учебной деятельности

мотивировать

учащихся к учебной

деятельности

Настраивает учеников на успешную работу

установить рамки деятельности «могу- хочу- надо»;

включиться в учебную деятельность

(1-2 мин.);

Л
Р

К

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализировать

мыслительные операции:

анализ, сравнение,

обобщение.

-Предлагает

индивидуальные

задания.

-Проводит параллель

с ранее изученным

материалом.

-Контролирует

выполнение работы.

-Организует

фиксацию

индивидуальных

затруднений и

побуждает детей

определить свою

позицию.

активизировать мыслительные операции;

совершить пробное действие;

зафиксировать затруднение

(4-5 мин.);

Р

П

К

Выявление места и причины затруднения

-Выявить и

зафиксировать в речи причину затруднений.

-Согласовать цель и тему урока.

Создает проблемную ситуацию, организует

подводящий к теме

диалог

проанализировать свои действия;

зафиксировать место затруднения;

найти причину затруднения

ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока (3 -4 мин.)

Р

П

К

Построение проекта выхода из затруднения

Выявить пути достижения намеченной цели.

Консультирует построение проекта выхода из затруднения

составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

(4-6 мин.)

Л
Р

П

К

Реализация построенного проекта

Осуществлять учебные действия по плану.

Помогает в реализации проекта в соответствии с планом

реализовать проект в соответствии с планом;

открыть новый способ и зафиксировать его в речи и знаках;

зафиксировать преодоление затруднения;

сделать вывод в общем виде (5-8 мин.);

Л
Р

П

К

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение

решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

(4-5 мин.)

П

К

Л

Самостояте-

льная работа с самопроверкой по эталону

-Организовать самостоятельное

выполнение учащимися типовых

заданий на новый способ действия. рганизовать сопоставление работы

с эталоном для самопроверки.

организует деятельность по применению новых знаний.

самостоятельно выполнить задание;

проверить по эталону;

выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть (3-5 мин.)

Л
Р

П

К

Включение в систему знаний и повторение

развитие способности выявления границ нового знания и синтеза раннее изученного материала с новым знанием

-Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее

выполнить задания, где новые знания связаны с изученными;

подготовиться к изучению следующих разделов

(5-8 мин.);

Л
Р

П

К

Рефлексия учебной деятельности

-Зафиксировать

новое содержание,

изученное на уроке.

-Организовать

рефлексию и самооценку

учениками собственной

учебной деятельности.

организует рефлексию.

оценить свою деятельность на уроке;

соотнести цель и результаты;

наметить новую цель;

определиться с домашним заданием (2-3 мин.)

Л

П

К

Рефлексия.

Давайте вернемся к нашей шкале. Укажите ту цифру, на которой вы находитесь сейчас. Продвинулись ли вы в постижении темы данного семинара-практикума

Шкала

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Спасибо за работу.

.