Открытый урок по теме ?Семья и быт?

Цели урока:сформировать у учащихся представление  о семье как социальном институте и малой группеЗадачи для учащихся:?1. познакомить с понятиями "семья","брак",быт
2.познакомить с типами, функциями семей, формами брака
Эпиграф к уроку: "Семья - это кристалл общества" В.Гюго

                                                Ход урока

1.Орг.момент
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок, я надеюсь, мы плодотворно будем работать, получим море эмоций и в конце урока все будут довольны..
  Ребята,вы готовы к уроку? 
Обратите внимание ,на ваших столах лежат оценочные листы, которые вы будете заполнять в течение урока. Вам необходимо выставлять баллы на каждом этапе урока по заданным критериям. Задание понятно, поэтому я вам предлагаю на первом этапе нашего урока заполнить ваш лист. Заполнили и мы продолжаем наш урок. 
2.Актуализация знаний
Давайте вспомним, над каким разделом мы сейчас работаем? Совершенно верно-социальная сфера. И мы продолжаем изучать этот раздел  сегодня на уроке. для того, чтобы сформировать тему обратите внимание на доску. Вы видите перед собой разные фотографии, что их связывает? Да, то, что  эти фотографии связанны с семьей. И как мы определи тему нашего урока? Семья и быт. Верно. Открываем тетради и записываем тему урока.
А сейчас определим цели и задачи урока?
Для нашей темы я выбрала  высказывание  Гюго 
Эпиграф к уроку: "Семья - это кристалл общества
Сейчас мы не сможем объяснить значение этого высказывания т.к.не рассмотрели тему. Но на протяжении всего урока постараемся понять,что хотел этими словами сказать Гюго..
В социологии? семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт.
Давайте попробуем определить,что такое семья?
?Семья как малая группа - это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.?
Семья как социальный институт - это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

- Какие типы семей вам известны?

НУКЛЕАРНАЯ?семья, состоящая из супругов с детьми, не состоящими в браке. В случае отсутствия одного из супругов такую семью называют?НЕПОЛНОЙ?если некоторые из детей в семье сами вступают в брак, образуется другой ее тип –?РАСШИРЕННАЯ?или сложная семья. Она включает три и более поколений или же две и более нуклеарных семей, живущих вместе и связанных общим хозяйством.
Самыми распространёнными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи.?Нуклеарная семья ( ( от лат. Nucleus -ядро) простая семья., состоящая из супружеской четы с детьми или без детей ( или одного родителя с детьми).
Семья в современном обществе:

В современном обществе семья переживает качественные изменения.? В старой традиционной семье роли супругов были чётко разграничены. Муж был добытчик, кормилец, он распоряжался деньгами. Жена была домохозяйкой, на её плечах лежали все домашние дела, быт, воспитание детей.?

-Как называется такой тип семьи? (патриархальная)
В советский период истории жена в семье нашей страны становится равноправным кормильцем семьи как и муж. Она идёт работать на производство, добивается высоких трудовых показателей.? Женщина постоянно повышает свой образовательный и профессиональный уровень. Она становится активной участницей общественной? деятельности.?? Женщина-руководитель, женщина-депутат.?Равноправие женщин и мужчин на производстве и в обществе повлияло на характер распределения домашних обязанностей в семье. В такой семье обязанности выполняются? совместно или по очереди, а также женщина в семье берёт на себя функции распоряжения финансами семьи. Это партнерская или демократическая семья.

-?А что для каждого из вас в жизни значит ваша семья как малая группа, членом которой вы являетесь?
Ребята отвечают, что это близкие люди, любовь, поддержка, помощь, понимание, забота, вера в свои силы, общие интересы и т. д.







По числу детей семьи бывают многодетные, малодетные, бездетныеОпределим, какие функции выполняет семья. 
Наименование функции
Сущность функции

Репродуктивная
Биологическое воспроизводство населения


Воспитательная
?В семье ребенок получает первые трудовые навыки, учится ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, накапливает опыт общения с деньгами. От того, как воспитают родители своих детей, зависит то, каким будет то общество, в котором будут жить эти дети.

Хозяйственная (хозяйственно-бытовая)
Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми родителями

Экономическая
Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Эмоциональная
Оказание психологической поддержки членам семьи

Социально-статусная
Предоставление определённого социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами- национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества

Первичного социального контроля
Определение норм поведения членов семьи в различных сферах

Духовная (духовно-нравственная)
Развитие личности каждого члена семьи

Досуговая
Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.


Какие из данных функций самые важные для общества?

Ответ:?репродуктивная и воспитательная.
Да, действительно, данные функции семьи имеют особое значение, особенно сегодня, когда страна ищет выход из демографического кризиса.

Брак - это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.
В настоящее время различают три вида брака
Наименование видов
Характеристика брака

Юридический брак
Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов

Гражданский брак
Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Сожители ( с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут наследовать имущество друг друга.

Церковный брак
Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного права.


Учитель.?Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. Иллюстрацией этому может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жен художника.
Сообщение учащегося
Они познакомились в 1943–м: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на сорок лет ее старше. Они прожили вместе десять лет, Двое детей — сын Клод и дочь Палома, — казалось, навечно скрепили их союз.
И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, — ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить сигарету о ее щеку. Естественно, ни она, ни ее дети не получили ничего из миллионов художника. Через восемь лет после разрыва Франсуаза обратилась к Пикассо с просьбой дать свою фамилию их детям. Он выдвинул условие Франсуаза должна развестись со своим мужем и вступить в законный брак с ним. Женщина пошла ради детей на такой шаг. Узнав о ее разводе, Пикассо, желая досадить своей бывшей спутнице, тут же женился на другой своей подружке. Взбешенная Жило в отместку опубликовала весьма откровенные воспоминания о жизни с художником. Таким образом, отношения, с самого начала не оформленные юридически, принесли обоим массу неприятностей и страданий, ущемили интересы детей.

Обыгрывание? бытовой сцены в семье?? (муж, жена, старшая дочь).?Диалог после ужина:-?Муж?(отец) Спасибо за вкусный ужин.-?Дочь?мне тоже очень понравилось-?Жена?(мать) Я рада, что вам понравилось. Но, кто? сегодня будет мыть посуду?- Муж?точно не смогу, потому что мне сегодня на работе дали интересный журнал. Я должен его за сегодняшний вечер прочитать, а завтра его вернуть.-Дочь?Я тоже занята. Потому, что мне надо? приготовиться к учебным занятиям. А задали нам на завтра очень много: по алгебре 3 номера, по английскому выучить новые слова, по истории сделать сообщение и ещё надо позаниматься с тестами по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.-Мать?? Посуду мыть мне.?Отец?Ты жена? и? мыть посуду - это женская обязанность в семье. И потом, у нас есть взрослая дочь. Почему она тебе не помогает?Дочь Но вы же сами сказали, что? главная моя обязанность -это хорошая учёба в школе, чтобы успешно сдать ЕГЭ.Мать?Относительно хорошей успеваемости в школе я не возражаю. Однако, я тоже? ежедневно нахожусь на работе с 8 часов утра до 5 часов вечера. Каждый день я приобретаю продукты питания в магазине, приношу их домой и? поддерживаю дома порядок.?Отец??Бездельников среди нас нет.? Кристина учится в школе, я работаю на производстве…

Итак,что такое? БЫТ??
БЫТ - это уклад повседневной жизни,? непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей ( в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.?
Используя это определения сформулируйте, что такое бытовые отношения.
??БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ? - это непроизводственные повседневные отношения, возникающие между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей.?

.Нужно ли привлекать? детей к участию? в домашних делах? Каких??( приготовление обеда или ужина, уборка квартиры, наведение порядка во дворе и т. п., то что посильно физическому развитию ребёнка. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, ответственности друг за друга и за семью в целом..Предположите, как? могла? эта сцена завершиться иначе. ( А) муж вымыл посуду сам. А взрослая дочь по-прежнему будет заниматься только учёбой?Б)? Организовать собрание семьи и распределить обязанности.? Это? решение? поможет избежать конфликта на бытовой почве . Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха:? походы в кино, театр, экскурсии в музеи и выставочные залы и просто высвобождается время для духовного и физического совершенствования всех членов семьи. .). Известны ли вам средства, которые помогают современной семье,?? экономить затраты труда и времени, на удовлетворение бытовых потребностей? ???(? современная бытовая техника,? пользование услугами комбинатов бытового обслуживания, швейные ателье, химчистки, прачечные,? фотоателье, приобретение полуфабрикатов для приготовления пищи.
3.Закрепление нового материала:
Эпиграф к уроку: "Семья - это кристалл общества" В.Гюго
Фраза "Семья?—?это?кристалл?общества"?означает, что?семья?—?это?наиболее значимый и важный социальный институт общества. Всегда, во все времена и века, было принято создавать семьи, потому что?семья?—?это?крепкий союз. В семье рождаются дети, а вне семьи рожать детей не принято, и это порицается обществом....
4.Рефлексия 
Посмотрите на дерево которое у нас так стоит одиноко, и оно стоит безжизненно  и сухо,но от вас зависит заживет оно или нет,поэтому я вам предложу в конце урока закрепить листики на трех уровнях.Самый верхний значит у нас все сложилось и  получилось,средний уровень -вы  работали, но испытывали некоторые затруднения,и третий уровень- у вас остались вопросы, которые вы хотите задать, можете после урока подойти и задать их
5.Итог урока
 Запомните ребята, что мир вокруг нас может стать лучше, если каждый из нас станет заботится о ее красоте нравственной чистоте. Начинается это с малого, создания порядка, в доме, в котором мы живем, от бережного отношения к новой детской площадке, столам и скамейкам поставленным у дома…?