Семья и детский сад: опыт взаимодействия воспитателей, педагога-психолога, родителей (законных представителей) в решении проблем воспитания подготовительной группы с ОВЗ ТНР
Бессмертная О.А.
(Бюджетное дошкольное образование учреждение города Омска «Детский сад № 397 комбинированного вида»)
Воспитание детей с особыми образовательными потребностями, такими как тяжёлые нарушения речи (ТНР), представляет собой сложную задачу, требующую комплексного подхода. Взаимодействие между детским садом и семьей играет ключевую роль в процессе коррекции и социальной адаптации таких детей. В данной статье рассматривается опыт координации работы педагога-психолога, воспитателей и родителей (законных представителей) в решении проблем воспитания детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ТНР.
Воспитатели играют важную роль в создании благоприятной атмосферы для обучения и коррекции и разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для детей с ТНР, учитывая их потребности и способности. Это может включать специальные игры, упражнения и занятия, направленные на развитие речевых навыков.
В создании безопасной среды: воспитатели обеспечивают эмоциональную безопасность детей, развивая у них уверенность в своих силах и способствуя положительной мотивации к обучению. Так же сотрудничают с педагогом-психологом для обмена опытом и информации о состоянии детей. При работе с родителями, воспитатели, должны информировать их о процессе обучения и коррекции, делиться успехами детей и советовать, как они могут помочь в домашних условиях.
Проводятся совместные мероприятия организуются совместные праздники, выставок и других мероприятий способствует сплочению педагогов, детей и родителей, что создает позитивную атмосферу как в детском саду, так и дома.
Роль педагога-психолога в детском саду выполняет ряд важных функций, способствующих эффективному взаимодействию.
И, это такие функции как диагностика и оценка: психолог проводит регулярные оценки речевого и эмоционального развития детей, выявляя их сильные и слабые стороны. Это позволяет составить индивидуальные планы коррекции.
Нельзя обойти момент консультирования родителей: психолог организует индивидуальные и групповые встречи с родителями, на которых обсуждаются методы поддержки речевого развития и эмоционального благополучия детей. Это помогает создать единую стратегию работы как в образовательной среде, так и дома.
Работа с воспитателями играет важнейшую роль образовательного процесса. Психолог сотрудничает с воспитателями, предоставляя им необходимую информацию о психологических особенностях детей с ОВЗ и ТНР, а также рекомендации по методам работы на занятиях.
Необходимость проведение коррекционных занятий, где он организует специфические занятия по развитию высших психических функций, познавательной активности и социального взаимодействия- переоценить невозможно.
Родители (законные представители) занимают центральное место в процессе воспитания и коррекции детей с ОВЗ- это и активное участие в мероприятиях и обсуждениях, что позволяет им лучше понимать потребности своих детей, и,
создание условий для дома- обеспечивая речевую практику дома, используя рекомендации педагогов и психолога. Это может включать чтение книг, игры на развитие речи и общение с ребенком.
Не возможно представить любой образовательный процесс без обратной связи. Родители предоставляют информацию о поведении и развитии детей вне детского сада, что помогает педагогам и психологам корректировать свои подходы и методы.
Совместная работа
Ключ к успешному взаимодействию между семейной и образовательной средой заключается в совместной работе всех участников:
1. Регулярные встречи: Проведение регулярных собраний с участием родителей, воспитателей и психолога позволяет обсудить успехи и проблемы, наметить пути их решения и делиться опытом.
2. Обучение родителей: Организация семинаров и тренингов по вопросам воспитания детей с ОВЗ, где родители могут получить полезные знания и навыки.
3. Создание поддерживающего сообщества: Формирование в мессенджерах группы поддержки для родителей, где они могут обмениваться опытом, задавать вопросы и получать моральную поддержку от других родителей.
Примером может служить зимнее граффити. Мероприятие было проведено с участием родителей в роли организатора выступали воспитатели и педагог-психолог.
И, в заключение скажем, что взаимодействие между семьей и детским садом играет решающую роль в воспитании и коррекции детей с особыми образовательными потребностями, такими как ТНР. Педагог-психолог, воспитатели и родители (законные представители) должны работать в тесной координации, создавая единую стратегию поддержки и развития детей. Важно помнить, что успешное решение проблем воспитания возможно лишь при активном участии всех сторон, готовых объединить свои усилия ради блага ребёнка. Совместная работа и взаимопонимания создаёт прочный фундамент для успешного развития детей с ОВЗ и их социальной адаптации в обществе.
Над статьёй работала:
Воспитатель: Бессмертная О.А.
Литература
1. Нищева Н.В. (2023). Планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР в соответствии с ФАОП ДО. Санкт-Петербург: издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС".
2. Петрова, С. Н. (2017). Семья и детский сад: вопросы взаимодействия. — Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет.
3. Никитина, И. Ю. (2020). Овладение речью у детей с нарушениями: современный подход. — Москва: Издательство "Просвещение".
4. Концепция раннего выявления и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2025 годы была утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2016 года № 855. Этот документ определяет стратегию и подходы к работе с детьми с ОВЗ в Российской Федерации.
5. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)