* {font-family: Times New Roman; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Семья и детский сад: опыт взаимодействия воспитателей, педагога-психолога, родителей (законных представителей) в решении проблем воспитания подготовительной группы с ОВЗ ТНР

Бессмертная О.А.

(Бюджетное дошкольное образование учреждение города Омска «Детский сад № 397 комбинированного вида»)

Воспитание детей с особыми образовательными потребностями, такими как тяжёлые нарушения речи (ТНР), представляет собой сложную задачу, требующую комплексного подхода. Взаимодействие между детским садом и семьей играет ключевую роль в процессе коррекции и социальной адаптации таких детей. В данной статье рассматривается опыт координации работы педагога-психолога, воспитателей и родителей (законных представителей) в решении проблем воспитания детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ТНР.

Воспитатели играют важную роль в создании благоприятной атмосферы для обучения и коррекции и разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для детей с ТНР, учитывая их потребности и способности. Это может включать специальные игры, упражнения и занятия, направленные на развитие речевых навыков.

В создании безопасной среды: воспитатели обеспечивают эмоциональную безопасность детей, развивая у них уверенность в своих силах и способствуя положительной мотивации к обучению. Так же сотрудничают с педагогом-психологом для обмена опытом и информации о состоянии детей. При работе с родителями, воспитатели, должны информировать их о процессе обучения и коррекции, делиться успехами детей и советовать, как они могут помочь в домашних условиях.

Проводятся совместные мероприятия организуются совместные праздники, выставок и других мероприятий способствует сплочению педагогов, детей и родителей, что создает позитивную атмосферу как в детском саду, так и дома.

Роль педагога-психолога в детском саду выполняет ряд важных функций, способствующих эффективному взаимодействию.

И, это такие функции как диагностика и оценка: психолог проводит регулярные оценки речевого и эмоционального развития детей, выявляя их сильные и слабые стороны. Это позволяет составить индивидуальные планы коррекции.

Нельзя обойти момент консультирования родителей: психолог организует индивидуальные и групповые встречи с родителями, на которых обсуждаются методы поддержки речевого развития и эмоционального благополучия детей. Это помогает создать единую стратегию работы как в образовательной среде, так и дома.

Работа с воспитателями играет важнейшую роль образовательного процесса. Психолог сотрудничает с воспитателями, предоставляя им необходимую информацию о психологических особенностях детей с ОВЗ и ТНР, а также рекомендации по методам работы на занятиях.

Необходимость проведение коррекционных занятий, где он организует специфические занятия по развитию высших психических функций, познавательной активности и социального взаимодействия- переоценить невозможно.

Родители (законные представители) занимают центральное место в процессе воспитания и коррекции детей с ОВЗ- это и активное участие в мероприятиях и обсуждениях, что позволяет им лучше понимать потребности своих детей, и,

создание условий для дома- обеспечивая речевую практику дома, используя рекомендации педагогов и психолога. Это может включать чтение книг, игры на развитие речи и общение с ребенком.

Не возможно представить любой образовательный процесс без обратной связи. Родители предоставляют информацию о поведении и развитии детей вне детского сада, что помогает педагогам и психологам корректировать свои подходы и методы.

Совместная работа

Ключ к успешному взаимодействию между семейной и образовательной средой заключается в совместной работе всех участников:

1. Регулярные встречи: Проведение регулярных собраний с участием родителей, воспитателей и психолога позволяет обсудить успехи и проблемы, наметить пути их решения и делиться опытом.

2. Обучение родителей: Организация семинаров и тренингов по вопросам воспитания детей с ОВЗ, где родители могут получить полезные знания и навыки.

3. Создание поддерживающего сообщества: Формирование в мессенджерах группы поддержки для родителей, где они могут обмениваться опытом, задавать вопросы и получать моральную поддержку от других родителей.

Примером может служить зимнее граффити. Мероприятие было проведено с участием родителей в роли организатора выступали воспитатели и педагог-психолог.

И, в заключение скажем, что взаимодействие между семьей и детским садом играет решающую роль в воспитании и коррекции детей с особыми образовательными потребностями, такими как ТНР. Педагог-психолог, воспитатели и родители (законные представители) должны работать в тесной координации, создавая единую стратегию поддержки и развития детей. Важно помнить, что успешное решение проблем воспитания возможно лишь при активном участии всех сторон, готовых объединить свои усилия ради блага ребёнка. Совместная работа и взаимопонимания создаёт прочный фундамент для успешного развития детей с ОВЗ и их социальной адаптации в обществе.

Над статьёй работала:
Воспитатель: Бессмертная О.А.

Литература

1. Нищева Н.В. (2023). Планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР в соответствии с ФАОП ДО. Санкт-Петербург: издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС".

2. Петрова, С. Н. (2017). Семья и детский сад: вопросы взаимодействия. — Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет.

3. Никитина, И. Ю. (2020). Овладение речью у детей с нарушениями: современный подход. — Москва: Издательство "Просвещение".

4. Концепция раннего выявления и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2025 годы была утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2016 года № 855. Этот документ определяет стратегию и подходы к работе с детьми с ОВЗ в Российской Федерации.

5. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)