Педагогические чтения-2024
«Семья как одна из традиционных ценностей в России»
г. Каменск-Уральский городской округ
Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В России разработана и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования Этот документ разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Основные принципы дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; сотрудничество Организации с семьей; учет этнокультурной ситуации развития детей.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха . Ребенок наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Что же именно сейчас надо возрождать?
Проблема семьи в современном мире стоит как никогда остро, общество переживает кризис семьи, каждая вторая семья распадается, к сожалению. Одна из основных причин кризиса семьи – утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как «питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей».
В наше время в силу сильной загруженности родителей уделяется мало
внимания совместной деятельности детей и родителей. Многие родители, в
силу своей не заинтересованности, не просвещенности, не знают свои
«корни». Забываются семейные традиции. А ведь именно семья является для человека главным в жизни, именно в семье ребенок учится любить, заботится, именно семья является хранителем традиций.
Развитие системы духовно-нравственного воспитания в России является в настоящее время стратегическим приоритетом.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается
в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Опрос среди детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье,
где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья»
- Недостаток знаний у детей о своей семье.
- Утрата функции семьи и передачи детям значимых семейных и
жизненных ценностей.
- Разобщенность между семьей и детским садом.
Совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечит высокое качество дошкольного образования.
Создание и внедрение в образовательный процесс МБДОУ инновационных форм работы с семьями воспитанников, позволят установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.
Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Цель проекта: Создание условий формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, создание благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей представление о семье.
2.Формировать представление о родственных отношениях между
близкими ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и
сестра, дедушка, бабушка.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить
проявлять заботу о родных людях.
Предполагаемый результат проекта:
1.Владеть понятием «Семья».
2.Расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, профессиях
родителей, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
3.Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
4. Повысить педагогическую культуру родителей.
Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.
Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
В рамках вышеназванного проекта:
Деятельность с детьми
Работа с родителями
Беседы о семье, составление рассказов о семье.
Сюжетно-ролевые игры на тему «Семья»
Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья».
Составление рассказов на тему: «Как мы провели наши выходные».
Отгадывание загадок на тему: «Семья», «Родной дом».
•Чтение произведений: С.Капутикян «Моя бабушка», Е.Благинина «Посидим в тишине». Обсуждение прочитанного материала.
рисования на тему: «Моя мама лучше всех», дом моей мечты
пальчиковая гимнастика
физминутки
Создание совместно с родителями макета на тему «Генеалогическое древо моей семьи».
Участие в беседе на тему «Моя семья».
Прохождение тестирования и анкетирования на темы «Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей», «Какой вы родитель».
Изучение информации в уголке для родителей по данной теме проекта.
Ознакомление с информацией консультаций: «Семья глазами ребенка», «Семейные традиции. Культура общения
Создание совместно с ребенком альбома на тему «Моя семья» и оформление генеалогического древа своей семьи.
Список литературы:
1.Гладкова Ю. А. «Взаимодействие с семьей».
2.Ковалева Г. А. «Воспитание маленького гражданина», 2004 год.
3.Маркова Т. А. «Детский сад и семья».
4.Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции»:-М. :Линка Пресс, 2017 год.
5.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М. : 2019 год.