* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {text-align: left; margin-top: 0pt; margin-bottom: 10pt;} .toc 2 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 4 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 6 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 7 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Endnote {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .heading 3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .dash041e_005f0431_005f044b_005f0447_005f043d_005f044b_005f0439 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Emphasis {font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .toc 3 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} h5 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} .heading 5 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} h1 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .heading 1 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Footnote {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt;} .toc 1 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Header and Footer {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 9 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 8 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .toc 5 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .dash041e_005f0431_005f044b_005f0447_005f043d_005f044b_005f0439_005f_005fchar1__char1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Subtitle {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-style: italic;} .Title {font-family: 'XO Thames'; font-size: 20pt; font-weight: bold; text-transform: uppercase;} h4 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .heading 4 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} h2 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .heading 2 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;}

«Сенсорная комната как уникальный инструмент сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся»

Сычева ЮлияБорисовна,

педагог-психолог МБДОУ детский сад № 2229 г. Новосибирск

Актуальность данной темы определяется рамками Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который выделяет «…важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды…».

В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать «…вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса «…сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни…».

Решение проблемы сохранения и улучшения здоровья нации на федеральном уровне осуществляется в политической, социальной, экологической, культурологической и других сферах. Для формирования у учащихся здорового образа жизни приоритетным является педагогическое направление (в рамках культурологического).

Чаще всего учёные определяют психическое здоровье как “баланс различных психических свойств и процессов”.2

О.В. Хухлаева формулирует определение психологического здоровья как “динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию”.3

По определению В.Э.Пахальяна, психологическое здоровье – это “динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе”.4

Мы придерживаемся определения И.В.Дубровиной, в соответствии с которым психологическое здоровье – это “психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации”.5

Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит от правильной организации предметно-пространственной среды. А необходимым условием педагогического процесса является его положительный эмоциональный фон.

Многим знакомо такое понятие как «комната психологической разгрузки», но научная мысль пошла дальше. Желание людей получить психологическую помощь и заряд положительной энергии заставило внедрить новейшие научные достижения в психологические практики, из чего и родились сенсорные комнаты. Исследования в области свето- и ароматерапии, музыкального и цветового воздействия на психику человека позволили соединить все полученные знания и результаты в одном специально оборудованном помещении, которое дает комплексный и удивительный результат.

Поэтому в моей педагогической практике сенсорная комната является одним из современных уникальных инструментов, обеспечивающих среду гармоничного развития и наибольшую результативность обучения без риска для психологического здоровья детей.

Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления, атмосфера комнаты помогает обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему.

Сенсорная комната помогает решить следующие задачи:

Уменьшить тревожность, обрести уверенность и спокойствие.

Стимулировать ослабленные и плохо функционирующие органы чувств.

Снять боли хронического характера.

Создать хороший эмоциональный фон.

Уменьшит

ь

избыточную активность и снимет стресс.

С

правиться с навязчивыми детскими страхами.

Улучшить память и внимание.

Стимулирует сенсорную чувствительность и мелкую моторику.

Понизит

ь

утомляемость.

Снизит

ь

агрессию и конфликтность.

Побудит

ь

к

познанию и исследованию окружающего мира.

Сенсорные ощущения при исследовании ребенком такой комнаты восстанавливают его внутреннее равновесие, убирают негатив. Новые навыки самообладания и избавление от агрессивности достигаются ощущением волшебного мира такой комнаты, особенно при общем влиянии музыки и ароматерапии.

Занятия провожу индивидуально или в группе не более 5 человек.

В нашей сенсорной комнате размещено уникальное оборудование, которое позволяет мне, как психологу, мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику  и даже «лечение» нервной системы и органов чувств. 

Различные стимуляторы оказывают влияние на все системы организма (обонятельную, слуховую, тактильную, зрительную, вестибулярную и др.).

Для музыкального сопровождения использую музыкальный материал:

Классические спокойные произведения.

Специальные

миксы

для релакса

ции

.

Медитативная музыка.

Звуки природы: капли дождя, звуки моря, звуки леса, пение птиц и крики дельфинов.

Ароматерапия позволяет улучшить самочувствие, благотворно действует на нервную систему, стимулирует процессы саморегуляции и иммунитета.

Для наибольшего эффекта использую ароматические масла, имеющие разное назначение: тонизирующее, стимулирующее иммунитет и расслабляющее. Однако здесь нужно быть очень осторожными, так у детей могут быть аллергические реакции (это необходимо выяснить в ходе беседы у родителей, проконсультироваться с медицинским работником). Ароматические подвески с сухими травами изменят настроение, улучшат эмоциональное состояние.

Для тонизирования организма подойдут  ароматы, улучшающие работоспособность, дающие прилив сил и энергии: грейпфрута, апельсина, бергамота, лимона, лимонника.

Для расслабления использую запах, устраняющий депрессивное состояние, неврозы и перевозбуждение: мяты, мелиссы, лаванды.

Для стимуляции иммунитета подойдут эфирные масла: эвкалипта, аниса, ромашки, чайного дерева, хвойные масла.

Пространство нашей сенсорной комнаты разделено на две половины: релаксационный  и активационный блок.

Релаксационный блок оборудован сухим бассейном, фонограммами и цветными дисками. Начинаются сеансы с погружения в сухой бассейн,  который помогает полностью расслабить мышечные ткани. Постепенно меняющиеся цвета шариков, красочные  картины на стенах, успокаивающая музыка погружает ребёнка в атмосферу покоя. Эта процедура создает нужный настрой, на дальнейшее занятие.

Активационный блок с сухим бассейном для активных игр, интерактивным оборудованием, сенсорными панелями и мобайлами создаёт ощущение праздника, всё вокруг привлекает внимание, поддерживает внимание и интерес к окружающей действительности.

Придерживаюсь следующей структуры занятий:

Вводная часть с разминкой и ритуалом приветствия.

Основная релаксационная.

Подведение итогов с ритуалом прощания.

Массажное разгрузочное кресло, пуф «Груша», «Тактильная дорожка» способствуют улучшению деятельности сердечно - сосудистой системы ребёнка, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата. Имеют эффект лечебного массажа, снимают усталость и стресс.

Сухие бассейны развивают моторику пальцев, способствуют улучшению деятельности сердечно - сосудистой системы ребёнка, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата. Они делают игру интересной и безопасной, а также действуют на ребёнка как лечебный массаж, снимают усталость и стресс.

Интерактивные игровые панели: «Моя семья», «Логика», диск «Часы», модуль «Цифры» и др. предназначены для развития логического мышления, тактильных ощущений, зрительной памяти, активизации внимания, повышения познавательного интереса.

Играя с мягкими модулями, ребёнок забывает про свои проблемы и заботы, игра полностью захватывает его воображение, его внимание, а позитивные эмоции хорошо влияют как на его эмоциональное самочувствие, так и на физическое.

Настенное панно «Звёздное небо», фибероптические волокна переносят ребёнка в фантазийный мир. У ребёнка развивается воображение, творческое мышление, спокойствие и уверенность в себе.

Мониторинг показывает положительную стабильную динамику в коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся, особенно агрессивных и гиперактивных детей.

Таким образом, для каждого ребёнка сенсорная комната – это уникальный шанс получить психологическую реабилитацию по индивидуальной программе развития.

В настоящее время сенсорная комната в школе — не частое явление, и она не стала повсеместной обязательной частью, но, надеюсь, что школу будущего нельзя будет представить без сенсорных или релаксационных  комнат для расслабления и восстановления после учебных нагрузок.

Литература

Ананьев В.А

. Основы психологии здоровья. – СПб, 2006.

Ананьев В.А.

 

Психология здоровья, – СПб, 2000.

Гаврилина Л.К

. Теория и практика личности. – Сыктывкар, 2002.

Дубровина И.В

. Школьная психологическая служба. – М., 1991.

Зинкевич

-Евстигнеева Т.Д

. Практикум по

сказкотерапии

. – СПб, 2005.

Колосова С.Л

. Психокоррекция. Учебное пособие. – Сыктывкар, 2001.

Макшанов

С.И., Хрящева Н.Ю

. Психогимнастика в тренинге. – СПб

.,

1998.

Пахальян

В.Э

. Развитие и психическое здоровье. – СПб., 2006.