«Сенсорная комната как уникальный инструмент сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся»
Сычева ЮлияБорисовна,
педагог-психолог МБДОУ детский сад № 2229 г. Новосибирск
Актуальность данной темы определяется рамками Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который выделяет «…важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды…».
В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать «…вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса «…сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни…».
Решение проблемы сохранения и улучшения здоровья нации на федеральном уровне осуществляется в политической, социальной, экологической, культурологической и других сферах. Для формирования у учащихся здорового образа жизни приоритетным является педагогическое направление (в рамках культурологического).
Чаще всего учёные определяют психическое здоровье как “баланс различных психических свойств и процессов”.2
О.В. Хухлаева формулирует определение психологического здоровья как “динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию”.3
По определению В.Э.Пахальяна, психологическое здоровье – это “динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе”.4
Мы придерживаемся определения И.В.Дубровиной, в соответствии с которым психологическое здоровье – это “психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации”.5
Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит от правильной организации предметно-пространственной среды. А необходимым условием педагогического процесса является его положительный эмоциональный фон.
Многим знакомо такое понятие как «комната психологической разгрузки», но научная мысль пошла дальше. Желание людей получить психологическую помощь и заряд положительной энергии заставило внедрить новейшие научные достижения в психологические практики, из чего и родились сенсорные комнаты. Исследования в области свето- и ароматерапии, музыкального и цветового воздействия на психику человека позволили соединить все полученные знания и результаты в одном специально оборудованном помещении, которое дает комплексный и удивительный результат.
Поэтому в моей педагогической практике сенсорная комната является одним из современных уникальных инструментов, обеспечивающих среду гармоничного развития и наибольшую результативность обучения без риска для психологического здоровья детей.
Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления, атмосфера комнаты помогает обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему.
Сенсорная комната помогает решить следующие задачи:
Уменьшить тревожность, обрести уверенность и спокойствие.
Стимулировать ослабленные и плохо функционирующие органы чувств.
Снять боли хронического характера.
Создать хороший эмоциональный фон.
Уменьшит
ь
избыточную активность и снимет стресс.
С
правиться с навязчивыми детскими страхами.
Улучшить память и внимание.
Стимулирует сенсорную чувствительность и мелкую моторику.
Понизит
ь
утомляемость.
Снизит
ь
агрессию и конфликтность.
Побудит
ь
к
познанию и исследованию окружающего мира.
Сенсорные ощущения при исследовании ребенком такой комнаты восстанавливают его внутреннее равновесие, убирают негатив. Новые навыки самообладания и избавление от агрессивности достигаются ощущением волшебного мира такой комнаты, особенно при общем влиянии музыки и ароматерапии.
Занятия провожу индивидуально или в группе не более 5 человек.
В нашей сенсорной комнате размещено уникальное оборудование, которое позволяет мне, как психологу, мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже «лечение» нервной системы и органов чувств.
Различные стимуляторы оказывают влияние на все системы организма (обонятельную, слуховую, тактильную, зрительную, вестибулярную и др.).
Для музыкального сопровождения использую музыкальный материал:
Классические спокойные произведения.
Специальные
миксы
для релакса
ции
.
Медитативная музыка.
Звуки природы: капли дождя, звуки моря, звуки леса, пение птиц и крики дельфинов.
Ароматерапия позволяет улучшить самочувствие, благотворно действует на нервную систему, стимулирует процессы саморегуляции и иммунитета.
Для наибольшего эффекта использую ароматические масла, имеющие разное назначение: тонизирующее, стимулирующее иммунитет и расслабляющее. Однако здесь нужно быть очень осторожными, так у детей могут быть аллергические реакции (это необходимо выяснить в ходе беседы у родителей, проконсультироваться с медицинским работником). Ароматические подвески с сухими травами изменят настроение, улучшат эмоциональное состояние.
Для тонизирования организма подойдут ароматы, улучшающие работоспособность, дающие прилив сил и энергии: грейпфрута, апельсина, бергамота, лимона, лимонника.
Для расслабления использую запах, устраняющий депрессивное состояние, неврозы и перевозбуждение: мяты, мелиссы, лаванды.
Для стимуляции иммунитета подойдут эфирные масла: эвкалипта, аниса, ромашки, чайного дерева, хвойные масла.
Пространство нашей сенсорной комнаты разделено на две половины: релаксационный и активационный блок.
Релаксационный блок оборудован сухим бассейном, фонограммами и цветными дисками. Начинаются сеансы с погружения в сухой бассейн, который помогает полностью расслабить мышечные ткани. Постепенно меняющиеся цвета шариков, красочные картины на стенах, успокаивающая музыка погружает ребёнка в атмосферу покоя. Эта процедура создает нужный настрой, на дальнейшее занятие.
Активационный блок с сухим бассейном для активных игр, интерактивным оборудованием, сенсорными панелями и мобайлами создаёт ощущение праздника, всё вокруг привлекает внимание, поддерживает внимание и интерес к окружающей действительности.
Придерживаюсь следующей структуры занятий:
Вводная часть с разминкой и ритуалом приветствия.
Основная релаксационная.
Подведение итогов с ритуалом прощания.
Массажное разгрузочное кресло, пуф «Груша», «Тактильная дорожка» способствуют улучшению деятельности сердечно - сосудистой системы ребёнка, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата. Имеют эффект лечебного массажа, снимают усталость и стресс.
Сухие бассейны развивают моторику пальцев, способствуют улучшению деятельности сердечно - сосудистой системы ребёнка, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата. Они делают игру интересной и безопасной, а также действуют на ребёнка как лечебный массаж, снимают усталость и стресс.
Интерактивные игровые панели: «Моя семья», «Логика», диск «Часы», модуль «Цифры» и др. предназначены для развития логического мышления, тактильных ощущений, зрительной памяти, активизации внимания, повышения познавательного интереса.
Играя с мягкими модулями, ребёнок забывает про свои проблемы и заботы, игра полностью захватывает его воображение, его внимание, а позитивные эмоции хорошо влияют как на его эмоциональное самочувствие, так и на физическое.
Настенное панно «Звёздное небо», фибероптические волокна переносят ребёнка в фантазийный мир. У ребёнка развивается воображение, творческое мышление, спокойствие и уверенность в себе.
Мониторинг показывает положительную стабильную динамику в коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся, особенно агрессивных и гиперактивных детей.
Таким образом, для каждого ребёнка сенсорная комната – это уникальный шанс получить психологическую реабилитацию по индивидуальной программе развития.
В настоящее время сенсорная комната в школе — не частое явление, и она не стала повсеместной обязательной частью, но, надеюсь, что школу будущего нельзя будет представить без сенсорных или релаксационных комнат для расслабления и восстановления после учебных нагрузок.
Литература
Ананьев В.А
. Основы психологии здоровья. – СПб, 2006.
Ананьев В.А.
Психология здоровья, – СПб, 2000.
Гаврилина Л.К
. Теория и практика личности. – Сыктывкар, 2002.
Дубровина И.В
. Школьная психологическая служба. – М., 1991.
Зинкевич
-Евстигнеева Т.Д
. Практикум по
сказкотерапии
. – СПб, 2005.
Колосова С.Л
. Психокоррекция. Учебное пособие. – Сыктывкар, 2001.
Макшанов
С.И., Хрящева Н.Ю
. Психогимнастика в тренинге. – СПб
.,
1998.
Пахальян
В.Э
. Развитие и психическое здоровье. – СПб., 2006.