Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 20 г. Владивостока»

проект по самообразованию

во второй группе раннего возраста

«Сенсорное развитие детей 2-3 лет

через дидактические игры»

разработала и реализовала:

Колесник Л.В., воспитатель,

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 20»

Владивосток

Сенсорное развитие детей 2-3 лет

через дидактические игры

Пояснительная записка

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребёнок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путём, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определённую роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой.

И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой.

Самые далеко идущие успехи науки и техники

рассчитаны не только на мыслящего,

но и ощущающего человека.

Б. Г. Ананьев

Разные учёные по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Н.Н. Подьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование - развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Л. А. Венгер понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человека.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребёнка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребёнка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребёнка и требует пристального внимания.

Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них -учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания, окружающего», - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познаёт мир.

 

География проекта:

Приморский край, г. Владивосток,

МБДОУ «Детский сад № 20»

Целевая аудитория:

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 20»,

Основания для разработки и реализации проекта:

Федеральный закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 с изменениями и дополнениями от 25.12.2018 «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный Закон № 304 от 31.07.2020 о внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 с изменениями и дополнениями от 20.06.2000 № 103 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10. 2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Письмо Минобрнауки   от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2015 № 41 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

Постановление Главного государственного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении режима рабочего времени и отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Устав МБДОУ «Детский сад № 20» № 10870 от 21.12.2015.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 20» № 104 от 05.04.2017.

Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 20».

Цель:

повышение теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Сенсорное развитие у детей

раннего возраста

через дидактические игры».

Задачи:

расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

проанализировать возможности использования дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста;

создать комплекс дидактических игр по формированию сенсорных эталонов дошкольников;

разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;

обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей, законных представителей);

повысить образование родителей, законных представителей по теме проекта (подготовка консультаций, проведение бесед, круглый стол на тему:

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр», практический практикум для детей и родителей, законных представителей: «Путешествие в страну Сенсорику», мастер-класс: «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребёнка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребёнка развивается речь, происходит:

совершенствование движений;

начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера;

обогащается сенсорный опыт ребёнка посредством осязания, мышечного чувства, зрения,

ребёнок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

является основой для интеллектуального развития;

упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

готовит к реальной жизни;

позитивно влияет на эстетическое чувство;

является основой для развития воображения;

развивает внимание, творческие способности, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику пальцев, кистей рук;

даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.

Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путём соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети ещё не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго - третьего года жизни.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребёнка.

Работа в данном направлении поможет:

сформировать умение детей различать основные цвета;

познакомит детей с величиной и формой предметов;

повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

сплотит детский коллектив;

поможет развить психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.

Ожидаемые результаты для воспитанников:

Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Повышение у детей уровня сенсорного развития.

Формирование у детей устойчивого интереса к играм, способствующим сенсорному развитию.

Обогащение развивающей предметно – пространственной среды по сенсорному развитию в группе.

Сотрудничество МБДОУ «Детский сад № 20» и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 –3 лет.

Предполагаемые результаты для родителей, законных представителей:

Родители, законные представители проявляют интерес к дальнейшему развитию детей.

Повыситься уровень компетенций по сенсорному развитию - научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Продукт проекта:

консультация для родителей, законных представителей;

диссеминация практического опыта работы для педагогов на муниципальном, региональном уровне;

картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста:

на развитие моторики;

на развитие тактильных ощущений;

для закрепления понятия формы;

на закрепления понятия величины;

на закрепление цвета.

Стратегия реализации проекта:

1 Этап:

Подготовительный - теоретико-проектировочный

Цель:

Обеспечить мотивационно – технологическую готовность к реализации проекта, через:

Участие в разработке самого проекта: «

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры».

Разработку нормативно – правовой базы реализации проекта.

Проектирование развивающей предметно – пространственной среды.

Содержание:

Изучение методической литературы:

Е.А. Бондаренко «Развивающие игры для детей от года до трёх лет».

Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников

»

.

Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина,

«Воспитание сенсорной культуры ребёнка».

Т. П. Высокова

«Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»

.

Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей

группе детского сада»

.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая

группа

.

Н. В. Макарычева

«Проблемы раннего детства»

.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – Обруч, 2012.

Э. Г. Пилюгина

«Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет».

Э. Г. Пилюгина

«Сенсорные способности малыша».

Э.Г. Пилюгина, «Занятия по сенсорному воспитанию».

Е. А. Янушко

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

.

Ю. М. Хохрякова, «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребёнок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Изучение использования современных педагогических технологий при организации образовательного процесса.

Разработка проекта: «

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры».

Разработка критериев для проведения педагогической диагностики позитивной социализации дошкольников.

Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе.

Прохождение курсов повышения квалификации.

Посещение семинаров, открытых мероприятий.

2 Этап:

Основной - конструкторско-внедренческий

Цель:

Создать условия для реализации проекта через:

Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс.

Разработка и оформление картотеки игр по сенсорному воспитанию

:

«

Чудесный мешочек»,

«Определи на ощупь»,

«Урожай фруктов»,

«Узнай фигуру»,

«Найди пару»

«Найди предмет указанной формы»,

«Из каких фигур состоит?»,

«Дорисуй гусеницу»,

«Какая фигура лишняя?»

«Найди и исправь ошибки»,

«Самая длинная, самая короткая»,

«Разноцветные бусы»,

«Укрась картинку по замыслу»

«Какого цвета не стало?»,

«Какого цвета предмет?»,

«Собери бусы»,

«Какие цвета использованы?»,

«Волшебные прищепки»

.

Разработка

пособий

для дидактических игр и упражнений.

Изготовление пособия на закрепление понятия формы

, величины, цвета

.

3 Этап:

Завершающий - рефлексивно - аналитический

Цель:

Систематизация, коррекция результатов проекта: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» для диссимиляции педагогического опыта в образовательную деятельность.

Проведение открытых очных образовательных событий, направленные на презентацию продуктивности проекта.

Трансляция проекта с целью более масштабного применения как на уровне конкретного образовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном (федеральном) уровне.

Публикации в различных научных и научно-методических изданиях продукты проекта.

Оценка результатов реализации проекта:

«

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

.

Обсуждение результатов педагогической диагностики по

сенсорному развитию

, принятие тактических и стратегич

еских решений по её результатам.

 

Вывод:

Именно использование дидактической игры помогло повысить у воспитанников уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию.

Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители, законные представители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребёнка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

 

Список использованной литературы:

Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» - М.: «Просвещение», 2018;

Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 2018.

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада» – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2015.

Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Как играть с ребёнком» – М.: Обруч, 2012.

Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2016.

Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2013;

Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 2016.

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

 

 

Перспективный план работы

Содержание

работы

Сроки

Предполагаемый

результат

Теоретический этап

Изучение методической литературы:

Е.А. Бондаренко «Развивающие игры для детей от года до трёх лет».

Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников

»

.

Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина,

«Воспитание сенсорной культуры ребёнка».

Т. П. Высокова

«Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»

.

Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей

группе детского сада»

.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая

группа

.

Н. В. Макарычева

«Проблемы раннего детства»

.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – Обруч, 2012.

Э. Г. Пилюгина

«Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет».

Э. Г. Пилюгина

«Сенсорные способности малыша».

Э.Г. Пилюгина, «Занятия по сенсорному воспитанию».

Е. А. Янушко

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

.

Ю. М. Хохрякова, «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребёнок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Прохождение курсов повышения квалификации.

Посещение семинаров.

Посещение открытых мероприятий.

в течение

года

в течение

года

по мере проведения

овладение

технологиями сенсорного

развития детей

повышение квалификации,

обогащение педагогического опыта

по сенсорному развитию

Практический этап

Разработка и оформление картотеки игр по сенсорному воспитанию.

Разработать пособия для дидактических игр и упражнений.

Изготовление материала на развитие тактильных ощущений.

Изготовление пособия на закрепление понятия формы.

Изготовление пособия на закрепления понятия величины.

Изготовление пособий на закрепление цвета.

Мониторинг 2 раза в год (сентябрь, май).

ноябрь – апрель

в течение

года

в течение

года

в течение года

Картотека

«Чудесный мешочек»,

«Определи

на ощупь»,

«Урожай фруктов»,

«Узнай фигуру»,

«Найди пару»

«Найди предмет

указанной формы»,

«Из каких фигур состоит?», «Дорисуй гусеницу»,

«Какая фигура лишняя?»

«Найди и исправь ошибки»,

«Самая длинная,

самая короткая»,

«Разноцветные бусы»,

«Укрась картинку по замыслу»

«Какого цвета не стало?»,

«Какого цвета предмет?»,

«Собери бусы»,

«Какие цвета использованы?»,

«Волшебные прищепки».

Работа с родителями

(законными представителями):

Изготовление пособий и материалов по теме: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры».

Консультации для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры».

Оформление стендов.

Оформление папок передвижек, буклетов.

Анкетирование.

в течение года

январь

сентябрь, май

Картинки, материал, дидактические пособия

Повышение уровня педагогической компетентности родителей, законных представителей

стенд:

«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Информирование:

-дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

-дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

-дидактические игры

и упражнения на закрепления понятия величины;

- дидактические игры

и упражнения

на закрепление цвета.

Выявление интересов знаний родителей, законных представителей

о сенсорном развитии

Заключительный этап

отчёт о проделанной работе

по самообразованию предоставление педагогического опыта по плану самообразования по заданной теме

апрель

май

обмен опытом в ДОУ на МО

отчёт о проделанной работе

 

Формы работы:

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования учёных по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:

на развитие моторики;

на развитие тактильных ощущений

;

д

идактические игры и упражнени

я для закрепления понятия формы;

д

идактические игры и упражнения н

а закрепления понятия величины;

д

идактические игры и упражнения на закрепление цвета.

 

 

План работы

Формы работы

сроки

Формы отчёта

Сбор и анализ информации,

работа с методической

и периодической литературой

сентябрь

список использованной литературы

Проведение консультации

для родителей, законных представителей

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

октябрь

консультации

создание развивающей предметно - пространственной среды:

центр сенсорики «Чудесный уголок»

в течение года

наличие игр

по сенсорному развитию

Самостоятельная и совместная деятельность,

в которых используются дидактические игры

и упражнения со специально

разработанными пособиями

в течение года

Дидактические игры на развитие мелкой и моторики: «Ткачи», «Весёлые прищепки», «Спрячь трубочки», «Накрути ленту», «Собери бусы», «Цветочек», «Смотай клубочек», «бизиборд»

октябрь

картотека

Дидактические игры

на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», самодельные игры «Мягкий конструктор»

ноябрь

картотека

Дидактические игры и упражнения

для закрепления понятия формы и величины:

«Чудесный мешочек», «Матрёшки»,

самодельная развивающая игра «Больше - меньше», «Подбери фигуру», «Цилиндры»,

«Залатай коврик, платье», «Бабочки».

декабрь, январь

картотека

Дидактические игры и упражнения

для развития слухового восприятия:

«Шумелки, шуршалки», «Что за звук?»

февраль

картотека

Дидактические игры и упражнения

на закрепление цвета:

«Назови цвет», «Найди пару»,

самодельные развивающие игры:

«Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Бусы», «Посади бабочек на цветочек», «Цветочек»

март

картотека

Итоговая образовательная деятельность

«Мишка в гостях у ребят»

апрель

конспект

Отчет по самообразованию

май

отчёт