модель комплексного Взаимодействия специалистов доу в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Эклер Елена Владимировна, педагог-психолог,
МКДОУ дс №72 г.п. Петров Вал
Камышинского муниципального района 
Волгоградской области

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Как свидетельствуют результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения. Во ?Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей? говорится:??Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...? [Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.] Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же, как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня. 
На современном этапе сложившиеся новые условия в системе образования с внедрением ФГОС ДО (Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), ориентированного на гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждают педагогов к поиску новых путей включения коррекционно-образовательной деятельности в работу дошкольного учреждения. Она направлена на выравнивание речевого, психофизического, эмоционального развития детей при комплексном взаимодействии и активном участии всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и членов семьи ребенка.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые дошкольные образовательные учреждения требует от последних создания определенных условий для эффективного взаимодействия двух образовательных систем – общей и специальной. Создание единого коррекционно-образовательного пространства позволяет запустить механизмы этого взаимодействия. Наиболее эффективно решить поставленную задачу могут педагогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения развития детей [3, c.5].
Именно поэтому проблема осуществления ППМС (Психолого-педагогической, медицинской и социальной) - помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации детей в условиях образовательного учреждения является наиболее актуальной. Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка [1].
Массовые дошкольные учреждения, в том числе и МКДОУ дс № 72 посещают дети с разными образовательными потребностями. Как известно, такие дети требуют к себе повышенного внимания и нуждаются в проведении комплексных коррекционных мероприятий. Выполнение стратегии включения ребенка в коррекционно-развивающий процесс возлагается на специалистов ППк (Психолого-педагогический консилиум) образовательного учреждения. Успешная деятельность ППк ДОУ во многом зависит от умения педагогов действовать сообща. ППк не только проводит психолого-педагогическую оценку динамики развития детей, но и разрабатывает индивидуальную образовательную программу, оценивает и корректирует выбранные методы и технологии помощи конкретному ребенку. Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности детей. Мы – специалисты детского сада: педагог-психолог, логопед – после коррекционно-развивающих занятий с детьми, находящимися на ППк-сопровождении, работаем в тесном контакте друг с другом, всегда делимся маленькими и большими ?шагами? в сторону динамики каждого конкретного ребенка, обсуждаем результаты проведенной работы. Считаем, что специалистам недостаточно просто провести занятие и сделать соответствующую запись в индивидуальную карту сопровождения ребенка, необходимо обсуждать имеющиеся проблемы в развитии ребенка и совместно находить методы и технологии помощи каждому ребенку. 
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, музыкотерапии, логоритмики, песочной игротерапии, сказкотерапии и т.д. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
Модель взаимодействия ставит своей целью создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению трудностей в обучении у дошкольников при комплексном взаимодействии и активном участии всех специалистов дошкольного образовательного учреждения (логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника и членов семьи ребенка). 
Комплексный подход подразумевает два аспекта.
Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех психических процессов и воспитание личности в целом.
Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов, работающих с детьми. 
Комплексный подход направлен на реализацию трех задач, которые решаются одновременно:
I. Воздействие на личность воспитанников.
II. Формирование навыка правильной речи.
III. Профилактика рецидивов.
Решение первой задачи связано с психолого-педагогической работой, направленной на воспитание и перевоспитание отношения ребенка к самому себе, формированию социальной активности ребенка. Осуществляется с помощью психотерапии на коррекционных занятиях педагога – психолога.
Решение второй задачи в основном осуществляется логопедом на логопедических занятиях в соответствии с этапами, предусмотренными индивидуальным образовательным маршрутом.
 Третья задача – профилактика рецидивов связана с лечебно - оздоровительной работой и поддержкой повторными курсами реабилитации.
Последовательность применения различных традиционных и инновационных технологий для решения этих задач используется одновременно, усложняясь в соответствии с этапами коррекционно-педагогической работы. 
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса.
Таблица 1. Основные блоки работы с родителями
Блоки
Основные задачи
Формы

Педагогическое просвещение родителей
Повышение педагогической грамотности родителей
Лекции, семинары, практические, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации.

Включение родителей в деятельность ДОУ
Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения
Праздники, соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, КВН, турниры знатоков, работа кружков, экскурсии, подготовка спектаклей.


 Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед и педагог - психолог, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Сотрудничество с родителями во многом определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению трудностей в обучении у детей. Наша служба ППМС предусматривает активное участие родителей во многих мероприятиях, проводимых в детском саду: родительские собрания, занятия-практикумы, индивидуальные консультации. Все формы работы, проводимые с родителями, способствуют: укреплению партнерских отношений с семьями воспитанников, повышению уровня компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья и поддержания их уверенности в своих педагогических силах. 
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения, имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в коррекционно-развивающей работе. Таким образом, работая в команде единомышленников, мы добиваемся хороших результатов, обогащая образовательный и практический уровень детей с проблемами в развитии.
Результаты нашей работы свидетельствуют о том, что создание единого коррекционно-образовательного пространства благотворно влияет не только на подготовку ребенка к школьному обучению, но способствует дальнейшей социализации ребенка в обществе. 
Список литературы:
Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: ?Феникс?, 2002.
Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов /Под науч. ред. М. М. Семаго. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: ?Речь?, 2003. - 240 с.














1