Рогожникова Е.В.,

воспитатель МАДОУ

детский сад № 1 «Журавушка»

Чайковский городской округ

«Все профессии хороши. Пусть меня научат!»

Ранняя профориентация в настоящее время является важным направлением работы в дошкольных образовательных организациях и новым направлением в дошкольной педагогике.

Дети в своих играх подражают взрослым и воспроизводят их действия в деятельности, присваивают себе роли воспитателей, продавцов, врачей, строителей и другие. Такая ярко выраженная склонность дошкольников к определенным ролям, играм, видам труда или другим видам деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Дошкольное учреждение является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях., ведь именно в детском саду дети знакомятся с их многообразием. Ранняя профориентация способствует раскрытию интересов, способностей и задатков детей, которые будут развиваться на следующих ступенях образования. Знакомство с профессиями в детском саду происходит через беседы, сюжетно-ролевые, дидактические игры; через проектную деятельность.

Я считаю, что целенаправленная и систематическая работа по ознакомлению детей с миром профессий формирует у них опыт профессиональных действий, вхождение в мир взрослых.

В нашем учреждении уделяется большое внимание ранней профориентации детей с раннего возраста. Ежегодно каждая возрастная группа реализует проект «Профессии». В ходе его реализацию, дети знакомятся с профессиями, а наиболее интересные, по мнению детей, изучают более углубленно. В 2023-2024 учебном году запланирован 1-й «Фестиваль интересных профессий», где ребята совместно с родителями представят наиболее интересную, по их мнению, профессию. Осенью дети приняли участие в институциональном этапе муниципального Чемпионата «Юный мастер» среди воспитанников старшего дошкольного возраста по двум компетенциям «Кондитерское дело» и «Малярное дело».

Все профессии хороши. Пусть меня научат.

Хочу поделиться своим опытом реализации проекта по ранней профориентации с детьми шести лет и их родителями. Проект по Лего-конструированию и робототехнике «Трансформер-профилакторий».

Целью нашего проекта было создание мобильного трансформера-профилактория для взрослых и детей, а также людей с ограниченными возможностями здоровья.

На первом этапе работа над проектом осуществлялась через организацию экскурсий, встреч с людьми на разных предприятиях (санатории-профилактории, их в нашем городе три), наблюдений за деятельностью взрослых людей, делающих свою работу. Подобные мероприятия оставляют глубокий эмоциональный отклик в душах детей. На предприятии детям рассказали о том, как называются все действия, которые выполняет тот или иной человек определенной профессии, дети задавали вопросы. Взрослые вовлекали детей в свой трудовой процесс, поручив им несложные операции. Когда дети вернулись в образовательную организацию, мы обсудили увиденное и услышанного ими на экскурсии. У нас возникли вопросы: что делать тем, кто хочет, но не может приехать на лечение? Как может профилакторий попасть в отдаленные места нашего Чайковского района? Поэтому мы спроектировали профилакторий на колесах с гусеничным механизмом «Мини-профилакторий на колесах». Это двухэтажная машина с необходимым оборудованием. Мы с командой продумали, что будет находиться внутри мобильного профилактория, и как мы можем автоматизировать его работу. Дети с участием взрослых придумали и сконструировали соляную капсулу, массажное кресло, «просвечиватель» организма для диагностики, кровать для электросна и другое лечебное оборудование.

С этим проектом наша команда заняла первое место на краевом этапе Всероссийского профориентационного конкурса «Инженерные кадры России» и приняли участие на всероссийском этапе «ИКаРёнок» в Москве, где заняли первое место в номинации «Паспорт проекта (инженерная книга)».

Я не останавливаюсь на достигнутом и считаю, что могу дать детям больше интересной информации о профессиях. Буду осваивать новые формы работы по ранней профориентации. К счастью, руководство и родители воспитанников меня в этом поддерживают.

Интерес к профессии создаем мы!

Таким образом, ранняя профориентация в дошкольном возрасте представляет собой создание условий, предоставляющих возможность детям познавать мир профессий через реализацию своих интересов и возможностей в доступных видах деятельности. Это позволит ребенку в дальнейшем более детально анализировать разные сферы профессиональной деятельности и более уверенно чувствовать себя при выборе будущей профессии.