Широкая масленица на Дону
Сценарий казачьего праздника
Шелковникова Татьяна Николаевна
Учитель-дефектолог высшей категории
ГКОУ РО «Ростовская специальная
школа-интерната № 48»
г. Ростова-на-Дону
Цель: повышение интереса учеников с нарушениями слуха к культуре и традициям казачьего края.
Задачи:
возрождение интереса слабослышащих и позднооглохших детей к обрядовым праздникам на Донских казаков;
воспитание патриотизма, основанного на традициях Донских казаков;
формирование эмоционального сопереживания, через участие в игровом и театрализованном действии;
приобщение учеников с нарушениями слуха к обычаям и обрядам в ходе проведения праздника Масленица на Дону.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Музыкально-ритмическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»,
Предварительная работа:
беседа со слабослышащими и позднооглохшими учениками о народных традициях празднования Масленицы на Дону;
разучивание песен, хороводов, игр и закличек.
Оборудование: воздушные шары 2 шт., кегли 4 шт., основа для рисования «блин» 2 шт., фломастеры 2 набора, косынки, деревянные ложки по 2 шт. на человека, обручи 2 шт., кусочки фруктов и овощей на тарелках, метла, цветные ленты, медали, призы;
фонограммы народных песен и музыки;
картинки фруктов и овощей, таблички со словами, презентация «Широкая масленица на Дону», оформление зала.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.
Практическая деятельность детей, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.
Ход праздника:
Звучит музыка, ведущий приглашает учащихся пройти в зал. На входе изображение смеющегося солнышка, слабослышащим и позднооглохшим детям предлагается улыбнуться солнышку и/или засмеяться.
Ведущий
Деятельность детей
и предполагаемые ответы
Приглашаем всех гостей
К нам на праздник поскорей!
В нашей казачьей станице,
На масляничной неделе
будем веселиться!
Какой праздник идёт на этой неделе?
Масленица!
Что делают люди на масленичной неделе?
На Масленицу провожают зиму, встречают весеннее солнышко. Масленица всегда празднуют шумно, весело,
все поют и играют.
Как этот праздник отмечали в Донских станицах?
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, казаки устраивали катание
на лошадях, катание на санях по улицам, проводили соревнования: кулачные бои, играли в снежки, штурмовали снежную крепость.
В этот день было больше всего развлечений.
Каждый день на масленичной неделе имел своё называние.
Как назывался понедельник?
Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА»!
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье.
Наступает вечер…
Накатавшись вволю,
все блины едят!
Мы будем гулять: веселиться, петь играть, устраивать соревнования.
Первыми на наше игровое поле я приглашаю две команды учеников и их учителей на эстафету «Солнышко в ладошке».
Награждение победителей медалями и призами.
Эстафета «Солнышко в ладошке».
Донести воздушные шарики на ладони и не уронить.
А вторник назывался «ЗАИГРЫШ» .
«Заигрыш» беспечный –
Вторника отрада.
Все гулять, резвиться вышли,
как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный
масленичный блин!
Чем угощают на праздник в Донских станицах?
Вы любите блины?
Приглашаем учеников и их учителей. Они будут стряпать блины. Разделитесь на две команды.
Молодцы! Красивые блины получились!
Вручение медалей и призов.
Блинами.
Игра «Разукрась блины».
С завязанными глазами нарисовать начинку на основе для рисования «блин»
Среда называлась «Лакомка».
Почему, как вы думаете?
Тут среда подходит –
лакомкой зовётся.
Каждая Хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники все им удаётся
Пироги и блинчики все
на стол мечи
Главное угощение праздника блины.
А ещё на праздниках пели и играли на музыкальных инструментах.
Приглашаем детей поиграть.
На чём вы умеете играть?
Какую русскую народную песню вы знаете?
(к зрителям)
Понравилось? Молодцы ребята!
Вручение медалей.
Мы будем играть на ложках.
«Ах, вы сени мои сени»
Исполняется русская народная песня «Ах, вы сени мои сени», дети аккомпанируют на деревянных ложках.
Четверг на масленичной неделе называли «Разгуляй!»
А в четверг раздольный
Разгуляй приходит.
Ледяные крепости, снежные бои
Тройки с бубенцами
на полях выходят.
Парни ищут девушек –
суженных своих.
Сейчас ученики со своими учителями будут танцевать хоровод. Но не обычный. Для танца им понадобятся 2 обруча.
Вручение медалей и призов.
Дети с учителями становятся в две цепочки, как в хоровод. У каждого учителя обруч. Надо каждому участнику пролезть через обруч, не размыкая руки.
Пятница — «Тёщины вечёрки»
Пятница настала вечера у тёщи.
Теща приглашает зятя на блины
Есть с икрой и семгой,
можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом,
с маслом ели мы.
А теперь приглашаем ребят поиграть и угоститься.
На Масленицу угощают друг друга. Вот и вам мы предлагаем попробовать угощение
Вручение медалей и призов.
Детям предлагается попробовать угощение с закрытыми глазами и назвать, что они попробовали. У ведущих картинки и таблички с названиями фруктов и овощей.
Суббота называлась «Золовки посиделки».
Близится суббота –
золовки угощение.
Вся родня встречается,
водит хоровод
Праздник продолжается,
общее веселье.
Словно продолжает
зимушку народ!
А кто у нас самый ловкий?
Приглашаем по 2 ученика от каждого класса. К нам пришла Баба Яга с метлой. Сейчас она вас поймает.
Молодцы!
Вручение приза победителю.
Игра «Перепрыгни через метлу». Дети встают в круг, в центре ведущий с длинной метлой. Ведущий крутит метлу по полу, а дети должны перепрыгнуть через нее. Выбывает тот, кого коснулась метла. Оставшийся ребенок – победитель.
Какой день остался на неделе?
Воскресенье светлое
быстро наступает.
Облегчают душу все
в «Прощёный день»
Чучело соломенное –
Зимушку – сжигают
Нарядив тулупчик,
валенки, ремень.
Всех веселье охватило?
Хорошо сегодня было?
Нам с зимой пора прощаться,
А веселью продолжаться!
Масленицу привечаем,
И веселье продолжаем!
Становись, честной народ,
В Весенний хоровод!
Звучит плясовая. Дети танцуют и проходят под лентой, выходят из зала.